Похожие презентации:
Человек в системе восточной философии. (Лекция 15)
1.
Кафедра ПсихологииПреподаватель
Шендерецка А.П.
к.ф.н., доцент
Человек в системе восточной
философии
Лекция 15
2. ПЛАН
• Понимание природы человека в индийскойфилософии.
Конфуций о сущности
человека.
Человек в понимании школ
китайской философии.
2
3. СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ ИНДИИ
Священные «Веды»В древнеиндийской философии
проблема человека
формировалась более 1000
лет.
Понимание человека менялось
в зависимости от времени и
степени развитости
философских представлений.
Все эти представления
собраны в единый свод
священных индийских текстов «Веды»
3
4. КАСТОВАЯ СИСТЕМА ИНДИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
брахманыраджи
вайшьи
шудры (слуги)
4
5. ГИМН ПУРУШЕ
Изображение Пуруши
• Древние индуистские
традиции связывают
происхождение каст с
жертвоприношением
космического
человека Пуруши.
Социальное
устройство влияет на
понимание сущности
человека в Индии.
5
6. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БУДДИЗМА
• Основная идея - идеяличного спасения и
достижения равенства.
Общий пафос буддийской
антропологии состоит в том,
что человек должен
преодолеть страх смерти и
достичь бессмертия.
Знание достижения
бессмертия дает только
Будда.
6
7. БУДДИЙСКОЕ УЧЕНИЕ О СТРАДАНИИ (четыре истины)
• все существованиечеловека связано со
страданием;
причиной страдания
является жажда жизни;
устранение причин
страдания состоит в
устранении жажды;
существует восьмеричный
путь к устранению
страдания.
7
8. ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ
•правильные воззрения•правильные решения
•правильная речь
•правильные поступки
•правильный образ жизни
•правильные усилия
•правильное направление
мыслей
•достижение высшего
состояния души (нирваны).
8
9. СУЩНОСТЬ БУДДИСТСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
• Буддизм, а за ним и все другиетипы индийской философии
формируют образ одинокого
человека, вся жизнь которого
сосредоточена на внутренних
психологических проблемах
преодоления самого себя. Этот
вечный бой изолирует человека
от общества, семьи и друзей. Его
главная проблема - он сам,
бегство от страданий и
достижение внутренней свободы.
9
10. ПОСТУЛАТЫ КОНФУЦИАНСТВА
Конфуций (VI-V вв. дон.э.)
• Человек – существо
самолюбивое, исполненное
страстей, но он же может
изменить себя
Человек – особая реальность
между Небом и землей, он
находится на пересечении
природы и нравственности.
Не природные качества
определяют человека, а его
стремление к
самоосуществлению
10
11. ИДЕАЛ БЛАГОРОДНОГО ЧЕЛОВЕКА (этические принципы)
• следование дао (моральномузакону);
человеколюбие, гуманность
(жэнь);
соблюдение ритуала,
традиций и этикета (ли);
исправление имен (чжэн
мин);
справедливость к другим (и).
11
12. АНТРОПОЛОГИЯ МОИЗМА
Мо Ди(V в. до н.э.)
• Судьба человека хоть и
зависит от Неба, но не
предопределена им;
Небо лишь моральный
идеал для подражания;
Люди свободны в выборе
поведения;
Все люди равны по
природе;
Критика традиций.
12
13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ДАОСИЗМА
Лао-цзы(VI в. до н.э.)
• Человек полностью подчинен
космическому закону дао;
Поведение человека должно
согласовываться с природой
человека и вселенной;
Главное качество человека –
недеяние,
Критика конфуцианских
ценностей, не
соответствующих альтруизму.
13
14. АНТРОПОЛОГИЯ ЛЕГИЗМА
• Человек обладает злой, агрессивнойприродой, которую нужно усмирять силой;
Человек должен ориентироваться на
настоящее и помнить, что только
жестокостью и наказанием можно
сформировать личность - умную, волевую,
жестокую и целеустремленную;
Критика гуманистических ценностей.
14
15. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
• Человек рассматривается в основном,фаталистически. Он подчинен в своих
деяниях либо Небу, либо условиям жизни,
либо дао.
Свобода человека китайской философии
остается неизвестной.
Вместе с тем, древневосточная философия
ориентирована на совершенствование
внутреннего мира человека.
15
16. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• Китайская и индийская философияопределили направленность решения
проблем человека практически во всех
странах Юго-Восточного региона. Зная
основы конфуцианства и буддизма
можно, в общем, представить
отношение к человеку в идеологии,
философии и религии стран ЮгоВостока.
16