Общее понятие о романтизме. Немецкий романтизм.
План лекции
Этимология слова «романтизм»
Предпосылки становления романтизма
Поэтика романтической литературы
Социокультурная ситуация в Германии начала XIX века
Три этапа немецкого романтизма
Йенский романтизм
Новалис (1772 – 1801)
Напрасное томленье! Такая жажда в этот век Не знает утоленья. К былым блаженным временам Поможет смерть вернуться нам.  
Людвиг тик (1773 – 1853)
Фридрих Гёльдерлин (1770 – 1843)
Если я со стыдом сгину, и дерзким, им Не отмщу и сойду в гроб обесславленным,             И меня одолеют             Силы, духу
Гейдельбергский романтизм
Якоб и Вильгельм Гримм
Адельберт ФОН Шамиссо (1781 – 1838)
Генрих фон Клейст (1777–1811)
Берлинский романтизм
ИСТОЧНИКИ
23.14M
Категория: ИскусствоИскусство

Общее понятие о романтизме. Немецкий романтизм (лекция 1)

1. Общее понятие о романтизме. Немецкий романтизм.

ЛЕКЦИЯ 1

2. План лекции

ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Романтизм в западноевропейской литературе
первой половины XIX века.
2. Поэтика и жанры романтической литературы.
3. Немецкий романтизм: общая характеристика.
4. Особенности йенской, гейдельбергской и
берлинской школ.
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2

3. Этимология слова «романтизм»

ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
«РОМАНТИЗМ»
• Roman (XII век, Франция) – повествование о любовных страстях и рыцарских
приключениях, о невероятных авантюрах, выпавших на долю исключительных
личностей.
• Английскими словами romanticism, romantic (романтический) в XVII веке
определяли специфику эмоционально-напряженной литературы, с
элементами иррациональности.
• Во французском языке (XVII век) было зафиксировано слово romanesque,
употребленное Руссо при описании неповторимости швейцарской прозы.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Немецкие слова romantisch, romanzisch Кант и Шлегель использовали в
значении преувеличенный, восторженный, фантастический.
3

4. Предпосылки становления романтизма

ПРЕДПОСЫЛКИ
СТАНОВЛЕНИЯ
РОМАНТИЗМА
• Зарождение романтизма связано с критикой просветительских идей и
формированием предромантизма (напр. готической литературы).
• Философские истоки романтизма, по замечанию Ф. Шлегеля, в каждой
стране разные, но они часто восходят к немецкой философии И. Канта
(«вещь в себе» и «вещь для нас»), И. Г. Фихте (неограниченные
возможности человеческого Я) и Ф. Шлегеля (трансцендентальная
философия).
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Социально-политические
предпосылки
романтизма
лежат
в
революционных потрясениях конца XVIII века: Война за независимость в
Америке 1775–1783 гг., борьба за освобождение от господства Англии 1812–
1814 и, главное, Французская революция 1789–1794 гг.
4

5. Поэтика романтической литературы

ПОЭТИКА
РОМАНТИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Романтическое двоемирие: один мир – реальный, второй – трансцедентный.
• Романтическая ирония – гибкая, динамическая взаимосвязь между внутренней
и внешней реальностью, признание человеческой ограниченности наряду с
утверждением наших творческих способностей.
• Главный персонаж романтиков – титаническая личность.
• Романтическое искусство начинает анализировать чувства, а особое место
занимают чувства любви, страдания и скорби.
• В литературе романтизма вместе со стремлением к философской
универсальности возник интерес к национальной истории, экзотическому
колориту.
• Романтическое искусство синэстетично.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Описание природы у романтиков имеет не только декоративное значение.
5

6.

ЖАНРЫ
РОМАНТИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Эпос
• Исторический
роман.
• Повесть.
• Новелла.
Лирика
• Лиро-эпическая поэма.
• Лирическое
стихотворение.
• Баллада.
• Элегия.
Драма
• Трагедия.
• Драма.
Романтизм – это метод отражения действительности, сформировавшийся к концу
XVIII в. и остававшийся продуктивным до середины XIX в. Он охватил все явления
культуры и искусства, его истоки можно проследить в предшествующих столетиях как в
области искусства, так и в области философии и общественной жизни.

7. Социокультурная ситуация в Германии начала XIX века

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ
СИТУАЦИЯ В ГЕРМАНИИ
НАЧАЛА XIX ВЕКА
• Еще с XVIII века Германия представляла собой большое количество
маленьких государств.
• Под воздействием наполеоновских войн, приведших к росту
национального
самосознания,
формировалась
немецкая
романтическая литература.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• В отличие от других стран в Германии деятели Просвещения
(Шиллер, Гёте) оказались не только современниками, но и
образцами в творчестве для романтиков.
7

8. Три этапа немецкого романтизма

ТРИ ЭТАПА
НЕМЕЦКОГО
РОМАНТИЗМА
В городе Йена возникло объединение романтиков, которое назвали йенской
школой.
В городе Гейдельберг вокруг университета сложилось свое объединение
романтиков, которое назвали гейдельбергской школой.
В городе Берлин после открытия нового университета возникло третье
объединение романтиков – берлинская школа.
II. Гейдельбергский
романтизм
III. Берлинский
романтизм
• 1796 – 1802 гг.
• Ф. Шлегель, Новалис,
Л. Тик, Ф. Гёльдерлин.
• 1806 – 1814 гг.
• Я. и В. Гримм, Л. фон
Арним, А. Шамиссо,
Г. фон Клейст.
• 1810 – 1814 гг.
• Э.-Т.-А. Гофман, Г.
Гейне.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
I. Йенский
романтизм
8

9. Йенский романтизм

ЙЕНСКИЙ
РОМАНТИЗМ
Восприятие мироздания как вечно изменяющейся, творящей себя
целостности. Особую роль играют музыка и природа.
Духовные предшественники – Шекспир, Сервантес, Гёте.
Эстетическая
система
йенцев
также
характеризуется
субъективным видением мира, стремлением уйти от изображения
реальной конкретно-исторической действительности
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
9

10. Новалис (1772 – 1801)

НОВАЛИС
(1772 – 1801)
• Произведения Новалиса – это классический романтизм, в
некоторой степени эталон, точка отсчёта для более поздних
романтиков, например, для Гофмана.
• Основной творческий принцип Новалиса – магический
идеализм: изображение реальной жизни как сказки.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Произведения: стихотворения, «Вера и Любовь, или Король и
Королева», «Генрих фон Офтердинген» и др.
10

11. Напрасное томленье! Такая жажда в этот век Не знает утоленья. К былым блаженным временам Поможет смерть вернуться нам.  

Напрасное томленье!
Такая жажда в этот век
Не знает утоленья.
К былым блаженным временам
Поможет смерть вернуться нам.
Пресекся наш печальный путь:
Любимые в могилах.
Могилы эти обогнуть
Скорбящие не в силах.
Вокруг простерлась пустота,
Пустынен мир - душа сыта.

И вдруг сюда, на этот свет, Негаданное чудо Как бы таинственный привет
Доносится оттуда.
Зовут возлюбленные нас,
Торопят наш последний час.
К невесте милой, вниз, во мрак!
Свои разбив оковы,
К Спасителю на вечный брак
Мы поспешить готовы;
Так нам таинственная власть
На грудь Отца велит упасть.

«ГИМНЫ К НОЧИ»
НОВАЛИС

12. Людвиг тик (1773 – 1853)

ЛЮДВИГ ТИК
(1773 – 1853)
• В
творчестве
Тика
проявилось
важнейшее
свойство
романтической литературы, которая обеспечила ей большой
читательский успех – занимательность повествования
• Личность для Тика так же загадочна, как и мир, а человека
может спасти только его совесть.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Произведения: «Кот в сапогах», «Белокурый Экберт»,
«Народные сказки, изданные Петером Лебрехтом» и др.
12

13. Фридрих Гёльдерлин (1770 – 1843)

ФРИДРИХ
ГЁЛЬДЕРЛИН
(1770 – 1843)
• Образная система поэзии Гёльдерлина сложна и, как правило,
не допускает однозначного истолкования. Лейтмотив ее –
романтическое противостояние идеала и действительности.
• Основной творческий принцип Новалиса – магический
идеализм: изображение реальной жизни как сказки.
«Смерть
Эмпедеокла»,
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Произведения:
стихотворения,
«Гиперион» и др.
13

14. Если я со стыдом сгину, и дерзким, им Не отмщу и сойду в гроб обесславленным,             И меня одолеют             Силы, духу


Если я со стыдом сгину, и дерзким, им
Не отмщу и сойду в гроб обесславленным,
И меня одолеют
Силы, духу враждебные -
Но предчувствую я: буду один, один...
Гений светлый, и ты бросишь! И духи лишь
Смерти будут мне струны
Сердца, струны все, рвать и рвать.
Пусть тогда и тобой буду забыт, навек,
О, красней за меня, мучься и ты стыдом,
Ты, любимая мною!
Нет, и тут пусть не будет так!
Кудри юности, о, осеребритесь же!
Краток будет мой день, завтра же что нас
ждет?..
...меня на пустынный здесь
Двух дорог перекресток
Боль разящая кинула!

«ПРОЩАНЬЕ»
Ф. ГЁЛЬДЕРЛИН

15. Гейдельбергский романтизм

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ
РОМАНТИЗМ
Тесно связан с общественной и идеологической ситуацией в стране:
шла освободительная война против Наполеона (1806-1813).
В эти годы складывается идеология национализма, на первый план
выдвигаются понятия нации, народности, исторического сознания.
Романтики второго этапа разбудили интерес к национальной
старине, религии, фольклору.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
15

16. Якоб и Вильгельм Гримм

ЯКОБ И ВИЛЬГЕЛЬМ
ГРИММ
• Изучали средневековую литературу, мифологию германских
народов, заложили основы немецкого языкознания.
• Тематика сказок в полной мере отражала многогранный
художественный мир, сложившийся на протяжении веков в
немецком народном сознании.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Братья Гримм не только комментировали тексты, но и
придавали им такую стилистическую форму, которая сделала
их собрание выдающимся литературным памятником эпохи
романтизма
16

17.

18. Адельберт ФОН Шамиссо (1781 – 1838)

АДЕЛЬБЕРТ ФОН
ШАМИССО
(1781 – 1838)
• Обобщил вырисовывающийся в немецких народных сказках
типаж своего рода немецкого Иванушки Дурачка –
простоватого и честного «счастливого Ганса» в образе Петера
Шлемиля.
• Основные
темы
его
творчества

изгнанничество,
инфернальное происхождение богатства, двойничество.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Произведения: «Необычайная история Петера Шлемиля»,
«Путешествие вокруг света», стихотворения и баллады.
18

19. Генрих фон Клейст (1777–1811)

ГЕНРИХ ФОН КЛЕЙСТ
(1777–1811)
• В центре внимания Клейста-писателя – человеческие страсти,
доведённые до предела.
• Мир в глазах Клейста изначально трагичен, и выходов нет.
Изначально трагична любовь; она – не счастье, она – внезапно
обрушившееся проклятие («Кетхен из Гейльброна»), она –
всегда рядом со смертью («Пентесилея»).
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Произведения: «Михаэль Кольхаас», «Разбитый кувшин»,
«Пентесилея», «Кетхен из Гейльброна» и др.
19

20. Берлинский романтизм

БЕРЛИНСКИЙ
РОМАНТИЗМ
На смену идее об абсолютной свободе человеческого духа приходит
несвободная личность, а духовное начало выступает как высшая
эстетическая ценность.
Поздние романтики не верят в возможность преобразования мира
при помощи сознания. Они противопоставляют высший и низший
миры, усиливая трагический конфликт между бытием и бытом.
По-новому рассматривается категория двоемирия.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
20

21. ИСТОЧНИКИ

• Бент М. И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция,
типология / М. И. Бент. Иркутск, 1987.
• Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. СПб.,
2001.
• Ванслов В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. М., 1966.
• Дейч А. И. Судьбы поэтов: Гельдерлин, Клейст, Гейне.
• Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / В.
М. Жирмунский. СПб., 1996.
• Карельский А. В. Драма немецкого романтизма / А. В. Карельский.
М., 1992.
• Котляревский Н. А. Мировая скорбь в конце XVIII и начале XIX века:
ее основные этические и социальные мотивы и их отражение в
художественной литературе / Н. А. Котляревский. М., 2012.
• Соловьева Н. А. Предромантизм / Н. А. Соловьева. М., 2005.
• Храповицкая
Г.
Н.
Западноевропейский и
Храповицкая. М., 2003.
История
зарубежной
литературы.
американский романтизм / Г. Н.
English     Русский Правила