Немецкая классическая философия. Г.Ф. Гегель.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Создал уникальную всеобъемлющую стройную философскую систему
Онтология Гегеля.
Сотворение мира
Как познавать объект, который постоянно меняется, развивается?
Гносеология Гегеля.
Законы диалектики
Диалектика (метод Гегеля)
Философия истории
«История – есть прогресс духа в познании свободы»
Понятие исторической личности
Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом
Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм
528.00K
Категория: ФилософияФилософия

Немецкая классическая философия. Г.Ф. Гегель

1. Немецкая классическая философия. Г.Ф. Гегель.

2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)


Род. 27 августа 1770 г.
в Штутгарте
Учёба в Тюбингенском
университете (1788-1793)
Преподавание в Йенском
университете (1801-1807)
Директор гимназии
в Нюрнберге (1808-1816)
Преподавание
в Гейдельбергском
университете (1816-1818)
Преподавание
в Берлинском университете
(1818-1831)
Ум. 14 ноября 1831 г.
в Берлине
Берлин
Гейдельберг
Штутгарт
Тюбинген
Йена
Нюрнберг

3. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Основные сочинения
• Феноменология духа (1807)
• Наука логики (1812, 1813, 1816)
• Энциклопедия философских
наук (1817)

4. Создал уникальную всеобъемлющую стройную философскую систему

Основополагающие категории:
Платон – 5, Аристотель – 10,
Кант – 12, Гегель - 72
Стремится приблизить философию
и науку.

5. Онтология Гегеля.

Объективный идеалист.
Субстанция - Абсолютная идея. Она
саморазвивается. Ее цель самопознать
себя. Это она может сделать только
через отчуждение себя в иное и
последующее возвращение к себе
самой.

6. Сотворение мира

Абсолютная идея «отчуждает себя в
иное» создавая сначала природу.
Природа в процессе саморазвития
порождает человека, наделенного
духом.
Самопознание Абсолютной идеи
происходит через духовную культуру
человечества.

7.

Развитие мира происходит рационально,
т.к. абсолютная идея рациональна.
Конечная цель развития – самопознание
абсолютной идеи.
Наиболее успешно происходит через
Искусство (познание в образах)
Религию (познание иррациональное)
Философию (познание рациональное)

8. Как познавать объект, который постоянно меняется, развивается?

9. Гносеология Гегеля.

• Метафизика – познаем объект таким
как он есть «здесь и сейчас»
• Диалектика – познаем объект в
процессе развития.

10. Законы диалектики

• Закон единства и борьбы
противоположностей.
• Закон перехода количественных
изменений в качественные
(важнейшие категории: мера, скачек)
• Закон отрицания отрицания.

11. Диалектика (метод Гегеля)

Истинное развитие есть
саморазвитие.
1)
2)
3)
Источник развития находится не вовне, а внутри
развивающегося объекта: это – борьба составляющих
его противоположностей.
«Механизм» развития: развитие происходит путём
перехода количественных изменений в качественные.
Результат развития: развитие – не простое отрицание
прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого
является как бы возвращение к исходному состоянию,
но на новом, более высоком уровне.

12. Философия истории

Человеческая история –
постоянный процесс развития,
она прогрессивна.
Главный критерий прогресса –
«нарастание свободы в обществе»
Прогресс осуществляется через
прогресс духа отдельных народов.
Абсолютная идея по отношении
к истории проявляется
как мировой разум.

13. «История – есть прогресс духа в познании свободы»

Направление прогресса Восток ---Запад.
1. Восточные народы. На Востоке свободным
был один человек – деспот.
2. Греко-римские народы. Свободна элита,
меньшинство.
3. Германо-христианские народы. В Германии
свободны все. Идея об избранности
германских народов.

14. Понятие исторической личности

• Историческая личность
обладает способностью
улавливать и
воплощать замысел
абсолютной идеи
• Историческая личность
находиться над
обществом, может
нарушать моральные
нормы, ей позволено
больше, чем остальным

15. Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом

Ф. Энгельс.
… Гегель вынужден был строить систему, а
философская система, по установившемуся
порядку, должна была завершиться
абсолютной истиной того или иного рода.
И тот же Гегель, который <…> подчёркивает,
что эта вечная истина есть не что иное, как
сам логический (resp.: исторический) процесс,
<...> видит себя вынужденным положить
конец этому процессу, так как надо же было
ему на чём-то закончить свою систему. <…>
А именно, нужно было так представить себе
конец истории: человечество приходит
к познанию <…> абсолютной идеи и
объявляет, что это познание абсолютной
идеи достигнуто в гегелевской философии.

16. Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм

Классический
рационализм
Панлогизм
Гегеля
Мир понятен разуму,
потому что он
разумен.
Мир понятен разуму,
потому что он и есть
Разум.
Субъект и объект познания
функционируют
по одним и тем же законам.
Субъект и объект познания
совпадают,
а процесс познания
и есть, в сущности,
процесс становления
этого разумного мира.
English     Русский Правила