Похожие презентации:
Ереси XVI века на Руси
1.
Ереси XVI века на РусиУченица 10 А класса
Пульникова Алёна
2.
Е́ресь (греч. αἵρεσις — «выбор,направление, мнение» ) — сознательное
отклонение от догматов веры,
предлагающее иной подход к
религиозному учению; выделение из
состава церкви новой общины.
3.
Ересь стригольниковЕресь стригольников возникла в XIV в. в
Новгороде и носила рационалистический характер.
Стригольники: Осуждали нравы духовенства: «сии
учители пьяницы суть, едять и пьють с
пьяницами».
Осуждали духовенство за стяжательство, владение
землями и крестьянами. Отвергали монашество.
Отрицали поставление «по мзде», то есть
назначение священников за плату. Тем самым
отвергали таинство священства, церковную
иерархию и духовенство вообще.
4.
Ересь стригольниковОтвергая священство, стригольники считали, что
совершать покаяние нужно, припадая к земле, быть
учителем веры может любой, а другие таинства не
нужны совсем.
Епископ Стефан Пермский о стригольниках: «Таковы
же беша еретицы, постницы, молебницы, книжницы,
лицемерницы, пред людьми чисти творящеся: аще бо
бы не чисто житье их видели люди, то кто бе веровал
ереси их?»
5.
Московско-Новгородская ересьЕресь возродилась в Новгороде во 2-й половине XV
в. Еретиков возглавили священники Денис и
Алексей. Новгородские еретики XV в. пытались
«разумом познать веру». Они не признавали догмат
о триединстве как противоречащий разуму.
Отрицали священство и церковную организацию
(каждый человек – храм Божий).
Отвергали святость икон. Церковь обвинила их в
отпадении от православия и переходе в иудаизм.
6.
АрхиепископГеннадий
Иван III и Елена Стефановна
(Волошанка)
7.
Новгородско-Московская ересьПрение с еретиками на
Церковном соборе 1490 г.
Великий князь Иван III
Иван III долго относился к ереси
терпимо. Еретики осуждали
монастырское землевладение, а
Иван III хотел изъять церковные
земли в казну.
8.
Церковь и еретикиИосиф Волоцкий: «Ныне и в домех, и на торжищех,
и на путех вси сумнятся, вси о вере пытають!»
Сторонники Геннадия и Иосифа Волоцкого –
иосифляне.
«Грешника или еретика руками убити или молитвою
едино есть».
Преподобный Иосиф
Волоцкий
«Подобает еретика и отступника не токмо осуждати,
но и проклинати, царем же и князем и судиям
земским подобает сих в заточение посылати и казним
лютым предавати».
9.
«Святители и монастыриграды, и села, и земли
держали. И на всех соборех
святых отец не запрещено
святителям и монастырям
земель держати и не велено
недвижимых стяжаний
церковных ни продати, ни
отдати».
Иосифляне
ИосифоВолокамский
монастырь
(совр. вид)
Священство – выше «царства». Это –
идеология
сильной
воинствующей
церкви
10.
НестяжателиПротивниками иосифлян выступили
нестяжатели – последователи старца
Нила Сорского.
Они утверждали, что монахи должны
питаться трудами рук своих или
милостыней «христолюбцев», а селами
не владеть: «не точию не имети
владениа, но и не желати то стяжати».
Преподобный Нил
Сорский
11.
Собор 1503 годаСобор 1503 г. запретил вдовым попам
священствовать, инокам и инокиням жить в
совместных монастырях, святителям –
взимать мзду за поставление священников.
12.
Церковный Собор1503 г. Отказ от
планов
секуляризации
церковных земель
Еретики не нужны
государю
Еретики лишаются
покровительства
Разгром
Московской
ереси
Решение великого
князя примириться с
иосифлянами и
разгромить ересь.
13.
Иосифляне и светская властьПосле соборов 1503 и 1504 гг. иосифляне
сближаются со светской властью и тесно
сотрудничают с ней.
В 1531 г. церковный собор осудил лидера
нестяжателей князя-инока Вассиана Патрикеева за
утверждение, что «не велено сел монастырем
держати». Вассиан умер от голод в заключении в
Иосифо-Волоколамском монастыре
14.
Теория “Москва - III Рим”После примирения светской власти с
иосифлянством оформилась теория «Москва – III
Рим»
Автор – старец Псковского Елеазарова монастыря
Филофей
Первый Рим пал из-за ересей. Второй Рим –
Константинополь – пал из-за Флорентийской унии.
Третий Рим – Москва – стоит вечно. Четвертому
Риму не бывать
15.
Теория “Москва - III Рим”Москва объявлялась законным наследником
Византии. Московский государь – главным
защитником православия. Возвышались и государь,
и церковь.