102.17K
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая философия

1.

ЛЕКЦИЯ №3 «СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ФИЛОСОФИЯ»

2.

ЛЕКЦИЯ №3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Ведущее философское направление,
распространенное в Европе в V – XVI вв., которое
признавало Бога в качестве высшего
существующего начала, а весь окружающий мир –
Его творением.
Для средневековой философии характерны
следующие особенности:
изучению самого по себе космоса, природы,
явлений окружающего мира уделялось мало
внимания, так как они считались творением Бога;
господство догматов (истины, не нуждающиеся
в доказательствах) о творении (всего Богом) и
откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

3.

ЛЕКЦИЯ №3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
сглаживание противоречий между
материализмом и идеализмом;
человек выделялся из природы и объявлялся
творением Бога, стоящим над природой,
христианство «открывает» личность или
«внутренний мир» в человеке;
провозглашение принципа свободы воли
человека в рамках божественного
предопределения;
выдвигалась идея о воскрешении человека из
мертвых;

4.

ЛЕКЦИЯ №3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
выдвигался догмат о спасении окружающего
мира и человечества путем воплощения Бога в
теле человека – Иисуса Христа;
мир считался познаваемым через познание
Бога, которое может быть осуществлено через
веру в Бога.
Средневековая
философия
носила
религиозный
характер.
Основной
чертой
средневековой
философии
является
теоцентризм (главной причиной всего сущего,
высшей реальностью, основным предметом
философских исследований является Бог), что
отражает подчиненное положение философии по
отношению к богословию.

5.

ЛЕКЦИЯ №3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Ранний период (II–VIII вв.) получил название
патристика, когда происходит зарождение
христианской философии в рамках Византийской
философии, и с распространением христианства
(V–VII вв.). Этому периоду характерны:
тема троичности, т.е. учение о единстве Бога в
трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой;
христологическая тема, то есть учение о
сочетании в Христе двух природ – божественной и
человеческой;
тема соборности;
тема богопознания, то есть учение о путях
познания Бога;
представителем этого периода является Августин
Аврелий.

6.

ЛЕКЦИЯ №3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Период последующего развития
средневековой философии – схоластика (XI–
XIV вв.) включает в себя следующие этапы:
ранняя схоластика (IX–XII вв.) –
нерасчлененность науки, философии,
теологии, спор об универсалиях;
представители: Иоанн Скот Эриугена, Абеляр,
Ансельм Кентерберийский;
зрелая схоластика – отделение науки от
философии и теологии, распространение идей
Аристотеля; наиболее видные представители
Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс
Скот;

7.

ЛЕКЦИЯ №3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
поздняя схоластика – формирование научного
мышления, отмежевание мистики от теологии,
систематизация знания, предпочтение томизму
(идеям Аристотеля и его последователей);
Отличительными чертами этого периода
являлись:
оторванность от реальной действительности;
замкнутость;
консерватизм;
райний догматизм;
полное и беспрекословное подчинение
религиозным идеям;
схематичность;
учительство.

8.

ЛЕКЦИЯ №3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Одной из основных проблем средневековой
философии – проблема универсалий,
порождает два направления:
номинализм, сторонники которого считали
реально существующими лишь сами
конкретные вещи, а общие понятия
(универсалии) – это имена вещей;
реализм, сторонники которого считали
подлинно существующими не сами вещи, а их
общее понятие – универсалии.

9.

ЛЕКЦИЯ №3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Название «схоластика» произошло от
латинского слова schola (школа), поскольку
данный тип философии несколько столетий
преподавался в школах и университетах
Европы.
Таким образом, схоластика представляла
собой школьно-университетскую дисциплину,
имевшую цель философски обосновать
религиозное учение и догматы.
Яркий представитель этого периода Ф.
Аквинский.

10.

ЛЕКЦИЯ №3 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ
Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430) –
христианский теолог, епископ, заложил основы
католицизма как главного в то время направления
христианства.
Особое место в философии Августина занимают
размышления о соотношении веры и разума –
Августин ставит акцент на вере, то есть именно
вера является главным в процессе познания.
Философ уделял много внимания также
проблеме теодицеи (оправдание Бога), где
объяснял происхождения зла в створенном Богом
мире, источником которого является человек.

11.

ЛЕКЦИЯ №3 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ
Августин выдвину оригинальное учение о
времени, утверждая, что нет ни прошлого, ни
будущего, эти значения придает им сам человек.
Учение о граде Божьем и о граде Земном – еще
одно, крайне важное учение в наследии Августина.
Согласно взглядам философа, земное царство
воплощается в государственных учреждениях, оно
погрязло в грехах, а Божественное царство
представлено священнослужителями – особыми
людьми, наделенными благодатью и близкими к
Богу, которые объединены в христианскую
Церковь. Поэтому Церковь – единственная сила,
способная объединить мир и которой должны все
подчиняться.

12.

ЛЕКЦИЯ №3 ФОМА АКВИНСКИЙ
Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274)
доминиканский монах, крупный теологический
средневековый философ, систематизатор схоластики,
представитель томизма. Аквинский выдвинул пять
доказательств существования Бога.
Вера и разум – различные понятия, но они должны
одновременно участвовать в процессе познания и тогда
они дадут истинное знание, иначе если человеческий
разум противоречит вере, то он дает неистинное
знание. Кроме того, все в мире делится на то, что
можно познать разумом и то, что разумом
непознаваемо – разумом можно понять факт
существования Бога, единство Бога, но нельзя понять
сотворение мира.

13.

ЛЕКЦИЯ №3 ФОМА АКВИНСКИЙ
Поэтому Аквинский разделил философию и
теологию – философия может объяснить только
то, что познаваемо разумом, все остальное
может познать только теология.
В исследовании проблемы бытия, беря за
основу своих представлений, взгляды
Аристотеля, утверждает, что все состоит из
материи и формы (идеи). Суть любой вещи –
единство формы и материи, причем идея
(форма) является определяющим началом и
одновременно целью возникновения вещи, а
материя лишь вместилище различных форм.

14.

ЛЕКЦИЯ №3 Уильям Оккам
Английский философ Уильям Оккам
(ок. 1300 – 1349), будучи активным
политиком-публицистом, решительно
боролся против господства церкви над
государством и выступал за строгое
разграничение сфер их юрисдикции.
Согласно Оккаму универсалии не могут
существовать вне сознания: в таком
случае они были бы единичными
вещами, что противоречит их природе
как общих сущностей.

15.

ЛЕКЦИЯ №3 Уильям Оккам
Большую роль сыграла развитая им критика
схоластического реализма которая получила
название «бритвы Оккама», или «принципа
бережливости» выраженного в словах:
«Сущности не должны быть умножаемы сверх
необходимости» или «Бесполезно делать
посредством многого то, что может быть
сделано посредством меньшего». Оккам
утверждал, что предмет всякого познания –
только единичное индивидуальное, различая
при этом познания интуитивное и абстрактное.
English     Русский Правила