ЗОЛОТОЕ ПРВИЛО ХРИСТА
Огромное влияние Павла на развитие христианства можно было объяснить следующим:
Апостолу Павлу принадлежат постулаты:
Первохристианские источники конкретизируют права и социальные нормы в ряде религиозных, моральных и юридических положений
апостолы
Символы Христианства
Рыба как символ Иисуса Христа
Обязанности Христианина
Христианские заповеди
7.19M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Христианство. (Тема 2)

1.

христианство
(I в. н.э. - V в. н.э.)
1

2.

Иисус Христос
(около 3 г. до н.э – около
30г. н.э.) является вдохновителем самой влиятельной
религии в истории человечества.
Христос (греч. Christos,
буквально – помазанник) в
христианском церковном
учении - основатель
христианства.
2

3.

Первое упоминание о Христе содержится в
«Иудейских древностях» Иосифа
Флавия (37 – около 100гг.) –
древнееврейского историка, но они не
содержат никакой конкретной
информации.
3

4.

Другое упоминание, из которого
можно извлечь историческое
зерно, принадлежит римскому
историку Тациту (ок.58-117 г.г.).
4

5.

В сочинении «Анналы»,
написанном им около 100г., в
пятнадцатой книге описывается
пожар Рима при императоре Нероне:
«Чтобы опровергнуть этот слух
(возлагавший вину за пожар на
Нерона), он выставил
виновником людей, ненавидимых
за их позорные деяния, которых
народ называл христианами, и
предал их изысканнейшим
казням. Родоначальник этого
имени, Христос, был казнен в
правлени Тиберия прокуратором
Понтием Пилатом…»
5

6.

Отсюда следует, что в
царствование Тиберия Нерона
(42 г. до н.э. – 37 г. н.э.) –
римского императора с 14г., жил и
был казнен пророк, от которого
ведет свое происхождение
христианство.
Иисус оставил свой след в истории
главным образом как этический
лидер, сформулировав
основные этические идеи
христианства, а также его
духовное мировоззрение и
главные принципы человеческого
поведения.
6

7.

Одной из главных заповедей Иисуса было
Золотое правило, принятое сегодня
большинством людей, как христианами так
и нехристианами. Правда, Золотое правило
было заповедью иудаизма задолго до
появления Христа.
7

8. ЗОЛОТОЕ ПРВИЛО ХРИСТА

ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ
С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК
ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ, ИБО
В ЭТОМ ЗАКОН И ПРОРОКИ
8

9.

У Иисуса была замечательная
в своей индивидуальности
точка зрения, представленная
в Евангелии от Матфея:
Вы слышали, что сказано: "люби ближнего
твоего и ненавидь врага твоего". А я говорю
вам: "Любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим
вас и молитесь за обижающих вас и гонящих
вас".
"... не противься злому. Но кто ударит тебя в
правую щеку твою, обрати к нему и другую..." 9

10.

Сегодня эти истины, которые не
являлись частью иудаизма во времена
Иисуса и большинства других религий,
являются самыми замечательными и
оригинальными этическими нормами,
когда-либо представленными
человечеству.
Однако эти идеи не получили столь
широкого распространения, они даже не
являются общепринятыми. Большинство
христиан относится к заповеди "любите
врагов ваших" как к чему-то идеальному,
что может быть реализовано лишь в
каком-то совершенном мире, но не может
быть разумным руководством для
10
поведения человека в том реальном
мире, где мы живем.

11.

Христианство,
одна из мировых
религий, возникло
во второй половине
I в. н.э. в восточных
провинциях
Римской империи
первоначально в среде
евреев, но уже в
первые десятилетия
получило
распространение и
среди других
этнических групп.
11

12.

В религиозной форме
христианство выразило
протест угнетенных слоев
против рабовладельческого
господства. Важнейшими
отличиями зарождавшегося
христианства от других религий
древности был полный отказ
от этнических и
социальных перегородок в
вопросах веры, от
жертвоприношений,
обрядности.
12

13.

Объясняя моральную и
материальную нищету
внутренней
испорченностью,
греховностью каждого
человека,
христианство провозгласило духовное
спасение всех людей через веру в
искупительную жертву
божественного спасителя как гарантию
избавления людей от
греха.
13

14.

Политическая и правовая идеология раннего
христианства складывалась в борьбе
различных течений, сект, обвинявших друг
друга в ереси. Всеобщими были лишь
ненависть к Риму и надежда на его скорое
падение, вера в близкое пришествие богаспасителя и установление на земле "царства
божьего" во главе с Христом.
14

15.

Этой верой проникнут
древнейший из дошедших
до нас памятников
христианства - откровение
Иоанна Богослова Апокалипсис (вторая половина I в. н.э.).
Учение о приходе мессии ("избавителе")
неразрывно связано с осуждением
существовавшего эксплуататорского
государства. Через понятие
"царство небесное" осуждались и отвергались земные
порядки, несправедливость
15
и беззаконие.

16.

Однако постепенно,
особенно в результате
подавления
освободительных восстаний,
происходило коренное
перерождение новой
религии по вопросу о
власти и государстве.
Усилилась
непротивленческая
линия, отказ от активной
борьбы, примирение с
эксплуататорскими
16
порядками.

17.

Наиболее полно это
отражено в
посланиях
апостола Павла.
Апостол Павел (около 4-64 гг. н.э.) был
младшим современником Иисуса, самым
выдающимся проповедником новой
религии. По сравнению со всеми другими
христианскими писателями и мыслителями
его влияние на христианскую теологию
было самым долговременным и
17
эффективным.

18. Огромное влияние Павла на развитие христианства можно было объяснить следующим:

ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ ПАВЛА НА
РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСТВА МОЖНО
БЫЛО ОБЪЯСНИТЬ СЛЕДУЮЩИМ:
1. Его огромным успехом в миссионерской
деятельности;
2. Его "Посланиями", которые составляют
значительную часть Нового Завета;
3. Его ролью в развитии христианской
теологии.
18

19. Апостолу Павлу принадлежат постулаты:

АПОСТОЛУ ПАВЛУ
ПРИНАДЛЕЖАТ ПОСТУЛАТЫ:
Иисус был не только вдохновенным
пророком, он был Сыном Божьим.
Христос умер за грехи наши, и его
страдания могут спасти нас. Для
того, чтобы обрести спасение,
человеку недостаточно просто
следовать библейским предписаниям,
он должен принять Христа. И тогда,
если он принимает Христа, его грехи
19
будут прощены.

20.

Здесь впервые в
христианстве
выдвигается
положение о том, что
политическая власть
происходит от бога,
что послужило
основной для
превращения
христианства в
официальную,
государственную
религию.
20

21.

Его взгляды на женщин, включенные в
Священное писание, оказали заметное
влияние на отношение к этой проблеме в
более поздние времена. Известно его
изречение по этому поводу:
"Жена да учится в безмолвии, со всякой
покорностью; а учить жене не
позволяю, ни властвовать над мужем,
но быть в безмолвии. Ибо прежде создан
Адам, а потом Ева..."
21

22.

В значительной степени
апостолу Павлу
принадлежит заслуга в
том, что христианство
из еврейской секты
превратилось в
мировую религию.
22

23. Первохристианские источники конкретизируют права и социальные нормы в ряде религиозных, моральных и юридических положений

ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ИСТОЧНИКИ
КОНКРЕТИЗИРУЮТ ПРАВА И СОЦИАЛЬНЫЕ
НОРМЫ В РЯДЕ РЕЛИГИОЗНЫХ, МОРАЛЬНЫХ И
ЮРИДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
В религиозной сфере - это вера в Иисуса Христа
В нравственной - духовное и моральное совершенство
В юридической - правда и "закон свободы"
конкретизируются в принципах:
• 1) равенство,
• 2) эквивалент ("равным за равное"),
• 3) обязанность трудиться и распределение по труду,
• 4) осуждение богатства и частной собственности,
провозглашение общности имущества.
23

24.

Идея равенства
возводится к
безусловному,
абсолютному началу
- богу и означает
равенство всех
людей перед богом.
Принцип эквивалента
применяется в двух
аспектах:
• во-первых, в обмене
товарами, благами,
услугами: "Какою мерою
мерите, такою отмерено
будет вам";
• во-вторых, в воздаянии за
ущерб и зло: "Ибо каким
судом судите, таким и
будете судимы".
Равенство и эквивалентный
труд и распределение. Труд,
к которому в греко-римской
цивилизации было отношение
презрительное, поднимается на
божественную высоту: "Если
кто не хочет трудиться, тот и не
ешь". "Но каждый получает
свою награду по своему труду".
Богатство рассматривается
как корень всех бед: "Горе
вам, богатые!... Горе вам,
пресыщенные ныне!... ибо
восплачете и возрыдаете".
"И никто ничего из имения
своего не называл своим, но
все у них было общее".
24

25. апостолы

АПОСТОЛЫ
Согласно
евангельскому
повествованию, во время
Своей земной жизни Иисус
Христос
выбрал
12
ближайших
учеников,
которые
и
называются
апостолами от двенадцати.
Сведения о жизни апостолов
известны из Евангелия и
Деяний святых апостолов
(Деяния), которые входят в
Новозаветный канон, а также
25
из Священного Предания.

26.

Четыре жизнеописания Иисуса, приведенные
в Новом Завете в Евангелиях от
Матфея, Марка, Луки и Иоанна
26

27.

27

28.

1.
2.
3.
Андрей (сын Ионы), также называемый
Первозванный, так как первый среди
апостолов пришел к Христу (согласно
Евангелию от Иоанна — бывший ученик
Иоанна Крестителя, брат Апостола Петра
Иоанн (сын Зеведея), также прозванный
Богословом, евангелист, брат Апостола
Иакова. Апостол Иоанн прожил на земле
более 100 лет, оставаясь единственным
живым человеком, видевшим воочию
Иисуса Христа
Пётр (сын Ионы), он же Симон Ионин,
(также называемый Кифа (Каменная
скала) (ивр. ‫ כֵּיפָא‬,Каифа), брат Апостола28
Андрея

29.

4.
5.
6.
Апостол Филипп упомянут в списках
апостолов в Евангелии от Матфея, от
Марка, от Луки, а также в Деяниях
Апостолов. Евангелие от Иоанна сообщает,
что Филипп был родом из Вифсаиды, из
одного города с Андреем и Петром и
призван за ними третьим.
Апостол Варфоломей один из первых
учеников Христа, призванный четвертым
вслед за Андреем, Петром и Филиппом.
Иаков Зеведеев (сын Зеведея), брат
Апостола Иоанна. В честь апостола Иакова
названа столица Чили Сантьяго.
29

30.

7.
8.
9.
Левий Матфей стал автором Евангелия от
Матфея. Левий Матфей был мытарем, то есть
сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от
Матфея апостол назван «Матфей мытарь»,
что, возможно, указывает на смирение автора.
Апостол Матфей считается покровителем
города Салерно (Италия), где хранятся его
останки (в базилике Сан-Маттео), а также покровителем вовсе не налоговиков, что
первое приходит на ум, а бухгалтеров.
Апостол Иаков является первым епископом
Иерусалимской Церкви и автором
канонического Соборного Послания.
Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы
( и соответственно, еще один двоюродный брат
Иисуса). В Евангелии от Иоанна Иуда на 30
Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его
грядущем воскресении.

31.

10.
11.
12.
Апостола Фому называли Дидим «близнецом» - настолько он был внешне похож
на Иисуса. Один из моментов евангельской
истории, связанный с Фомой - «уверение
Фомы». В Евангелии говорится, что Фома не
поверил рассказам других учеников о
Воскресении Иисуса Христа, пока не увидел
собственными глазами раны от гвоздей и
пробитые копьем ребра Христа.
Святой апостол Симон проповедовал учение
Христово в Египте и Ливии.
Иуда Искариот (Йеhуда иш-Крайот, «Иегуда
из Кериофа») - сын Симона, апостол,
предавший Иисуса Христа. Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для
отличия от другого ученика Христа, сына
Иакова, Иуды, прозванного Фаддеем. Он 31
привёл разъярённую толпу Иудейских воинов
в сад, где указал им Христа поцелуем.

32.

Апостол Матфий родился в
Вифлееме, где с раннего
детства
изучал
Закон
Божий
по
священным
книгам под руководством
святого
Симеона
Богоприимца.
Матфий
уверовал
в
Мессию,
неотступно следовал за ним
и был избран в число 70
учеников, которых Господь
"посылал по два пред лицом
Своим". По жребию занял
место среди двенадцати
апостолов вместо отпавшего
Иуды Искариота.
32

33. Символы Христианства

СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА
Крест В Римской империи, где
складывалось христианство, деревянное
сооружение в форме Креста являлось
орудием казни рабов и др. лиц низкого
происхождения. В христианстве Крест из
символа позорной смерти превратился в
символ страданий, искупивших грехи
человечества, т. е. в знак спасения и вечной
жизни. Культ Креста был установлен и
введён в христианское богослужение в 4 в.;
среди раннехристианских символов (рыба,
хлеб, голубь). Была создана легенда о
явлении на небе императору Константину I
креста с надписью «Сим победишь» и об
обретении матерью Константина I Еленой в
Иерусалиме креста, на котором был распят
Христос. С 5 в. К. украшают церковные 33
абсиды, возводятся на крышах христианских
храмов.

34. Рыба как символ Иисуса Христа

РЫБА КАК СИМВОЛ ИИСУСА ХРИСТА
Образ Рыбы отчетливо проявился в евангельском мифе о чуде,
которое совершил Христос, накормив двумя рыбами огромное
количество народа. Этот образ символизировал будущее
широчайшее распространение христианства, которое является
типично
«Рыбьей»
религией,
поскольку
сами
верующие
уподобляются рыбам, принимая крещение в святых водах.
(Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса
34
Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς
Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в
краткой форме исповедание христианской веры.

35.

Голубь — Голубь является символом мира и
правды, символом невинности и покорности.
Голубь и лилия — благовещение;
двенадцать голубей ассоциируется с
апостолами. Его изображали с оливковою
веткою на гробницах. Он также является
символом св. Духа. Про крещение Иисуса
Евангелист Лука говорит: "И Святой Дух в
телесном виде, словно голубь, сошел на
Него" (Лк.3.22). По правилам православных
соборов запрещено изображать Святого Духа
в виде голубя (кроме иконы Богоявления). В
Библии голубь символизирует конец
всемирного потопа, он приносит Ною в
ковчег оливковую ветвь. "Семь даров
Святого Духа" (мудрость, разум, добрый
совет, сила, знание, благочестие и страх
Божий) воплощаются посредством голубей;
новоокрещенных также символизируют35
голуби.

36. Обязанности Христианина

ОБЯЗАННОСТИ ХРИСТИАНИНА
Христианин обязан знать Закон Божий, свою
веру и «быть всегда готовым к всякому,
требующему нас отчета в нашем уповании
(вере), дать ответ с кротостью и
благоговением» (1 Петр. 3: 15), а, во-вторых,
исполнять закон Божий, или св. заповеди, и
таким образом «поступать достойно звания, в
которое призваны (Ефес. 4:1).
36

37. Христианские заповеди

ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов
пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того,
что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде
ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я
Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий
детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода],
ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи
родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно;
ибо Господь не оставит без наказания того, кто
произносит имя Его напрасно.
37

38.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней
работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой —
суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого
дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни
рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в
жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и
землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил.
Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни
твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8.Не кради.
9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего
твоего.
10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены
ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола38его,
ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

39.

Основные черты христианства
1. Единобожие с учением о троичности Ипостасей в едином существе божества
(Троица);
2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном разуме и
всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь)
3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного,
духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о
равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены им, как дети
Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении
с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения —
свободная воля и божественная благодать.
4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном,
всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как
совершенен Отец ваш Небесный»)
5. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный
владыка материи, как её творец: человеку им вручено господство над
материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире
осуществить своё идеальное назначение.
6. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с
их душами в просветлённом, вечном, материальном мире
7. Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей
от греха, проклятия и смерти.

40.

Христология – учение об Иисусе Христе
Согласно христианскому вероучению,
человек создан по образу и подобию
Божьему. Он был совершенен изначально, но
пал вследствие грехопадения.
Падший человек обладает грубым, видимым
телом, исполненной страстей душой и духом,
устремленным к Богу.
Между тем, человек един, посему спасению
(воскресению и обожению) подлежит не
только душа, но весь человек, включая тело.
Совершенным человеком, неслиянно
соединенным с божественной природой,
является Иисус Христос. Однако
христианство подразумевает и иные формы
посмертного существования: в аду, раю и в
чистилище (только у католиков).

41.

Но́вый Заве́т (др.-греч. Καινὴ Διαθήκη) — собрание книг,
представляющее собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом,
частей Библии.
Исходные тексты Нового Завета,
появившиеся в разное время, начиная с
середины I века н. э. по конец I века н.э., были
написаны на греческом языке, который
считался общеупотребительным языком
восточного Средиземноморья в первые века
н. э. Постепенно сформировавшийся в
течение первых веков
христианства канон Нового Завета состоит
сейчас из 27 книг — четырёх Евангелий,
описывающих жизнь и проповеди Иисуса
Христа, книги Деяний апостолов, которая
является продолжением Евангелия от Луки,
двадцати одного послания апостолов, а также
книги Откровения Иоанна
Богослова (Апокалипсис).

42.

(от греч. βιβλία — книги) — собрание древних текстов, созданных на Ближнем
Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. — II в. н. э.), канонизированное
в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания.

43.

Таинства
Та́инство – священнодействие, в котором верующим сообщается под
видимым образом невидимая благодать Божия (т.е. божественная
сила, энергия).

44.

Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой,
совершаемое в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
Миропомазание — освящение человека путем смазывания его
ароматической смесью (миро), заменило наложение рук архиереем на
головы верующих по мере роста численности христианских общин;
Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие,
согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в
Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом и
Кровью, в Католической: духовенство — всегда Телом и Кровью; миряне,
либо Телом и Кровью, либо только Телом);
Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов Богу в
присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа;
Брак (венчание)
Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному
учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел
исповедать);
Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители,
совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия
духовенства).
English     Русский Правила