Политические и правовые учения Древнего мира
Политические и правовые учения Древней Индии
Буддизм
Политические и правовые идеи в Древнем Китае: Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Шан-Ян
Зарождение даосизма
Идеология раннего даосизма
Конфуций
Моизм
Появление легизма
7.66M
Категория: ФилософияФилософия

Политические и правовые учения древнего мира

1. Политические и правовые учения Древнего мира

*
Саханова Зарина МО12

2. Политические и правовые учения Древней Индии

* Первыми источниками
зарождающейся
политической мысли в
Индии, как и в
большинстве других
стран, явились
священные тексты веды. Они представляют
собой сборники
религиозных и
ритуальных текстов
различного содержания и
назначения. Таких
сборников четыре.
*

3.

* Как источник политической мысли
наибольший интерес представляет
«Ригведа» (собрание гимнов) - первый
дошедший до нас памятник
древнеиндийской литературы и первое
выражение мировоззрения ведийской
эпохи и «Атхарваведа» - сборник
заговоров и заклинаний. С «Ригведы»
берет начало концепция всемогущего
космического или божественного закона
- риты. Наряду с ритой в ведах
употребляется понятие «дхарма».
Постепенно оно вытеснило риту в
качестве общего определения нормы
поведения. Дхарма - понятие,
включающее весь круг обязанностей и
ответственности человека. В этот круг
входит и то, что мы называем правовыми
обязанностями и ответственностью.
Право, закон, распоряжение , но вместе
с тем мораль, ритуал, знание вед,
правила гигиены, очищения и приема
пищи, образа жизни в зависимости от
возраста и варны - тоже дхарма.

4.

* Интересен «закон кармы», который
заключается в том, что жизнь человека, его
сегодняшнее состояние, его будущее
определяются не слепой судьбой, а его
собственным поведением. Закон кармы
представляет собой мировоззрение, при
котором человек должен смириться с
действительностью в ожидании награды в
ином мире.

5.

* Особое место в истории древнеиндийской
политической мысли занимает трактат под
названием «Артхашастра» («Наставления о
пользе»)
*
Автором считается Каутилья –
советник царя основавшего империю
Маурьев
* «Артхашастра» – наиболее полный в
индийской литературе свод прикладных
знаний о политике, своего рода
энциклопедия политического искусства.
*
Идеи «Артхашастры» выражали
программу уступок со стороны светской
власти и жречества

6. Буддизм

*
* Формирование крупных государств
сопровождалось формированием новой
идеологии.
*
Возникновение буддизма легенды
связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы,
или Шакья Муни (563 - 483 гг. до н.э.). Будда
означает познавший истину, достигший
просветления. Буддизм возник как своеобразный
бунт против религии брахманизма,
переживавшей упадок, погрязшей в суевериях,
обрядности и корысти высших сословий.
Центральная идея буддизма-освобождение
человека от мирских страданий

7. Политические и правовые идеи в Древнем Китае: Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Шан-Ян

*

8. Зарождение даосизма

*
* Возникновение даосизма традиция связывает
с именем полулегендарного мудреца Лаоцзы, жившего по преданию в VI в. до н.э.
Ему приписывают составление
канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга
о дао и дэ").

9. Идеология раннего даосизма

*
* Отражала воззрения
мелковладельческой знати и
общинной верхушки, их протест
против чрезмерного обогащения
правителей, усиления
чиновничьего аппарата и
расширения государственной
деятельности. Утратившие свое
былое влияние, эти слои
добивались реставрации
патриархальных порядков.

10. Конфуций

Наиболее влиятельной доктриной в
истории политической мысли Китая
являлось конфуцианство.
Родоначальник этого направления
Конфуций (551-479 гг. до н.э.).
защищал интересы слоев,
стремившихся примирить
имущественную и наследственную
знать.
* Изречения мыслителя собраны его
учениками в книге "Суждения и
беседы". Основными категориями
конфуцианства являются понятия
благородного мужа, человеколюбия
и правил ритуала. Управлять
государством, согласно Конфуцию,
призваны благородные мужи во
главе с государем - "сыном неба"
* Вслед за сторонниками правления
знатных Конфуций утверждал, что
деление людей на "высших" и
"низших" не может быть устранено.
* Конфуций

11. Моизм

*Моизм
С критикой правления наследственной
аристократии выступил Мо-цзы –
основатель школы моистов. Моизм
выражал интересы мелких
собственников (земледельцев,
ремесленников), положение которых
было неустойчиво.
Моисты осуждали замещение
государственных должностей по
принципу происхождения и родства.
Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей
любви. Также считал, что для
установления единства государства
следует насаждать единомыслие,
искоренять вредные учения и поощрять
доносы. Поддерживать данный порядок
следовало при помощи наказаний и
наград.

12. Появление легизма

*
Интересы имущественной и
служилой знати отстаивали
легисты, или законники.
Крупнейший представитель
раннего легизма Шан Ян (ок. 390338 гг. до н. э.),инициатор
знаменитых реформ, узаконивших
в стране частную собственность на
землю.

13.

*СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила