Канон и символ в древнерусской живописи.
Как появилась икона
Отличие иконы от реалистичной живописи.
«делати по подобию …»
Основные иконографические типы:
Спас Вседержитель (Пантократор) – поясное изображение Христа.
Спас на престоле–изображение Христа, сидящем на престоле.
Спас в силах– изображение Христа в конце времён в образе судьи.
Спас Эммануил («с нами Бог»)– изображение Христа в возрасте 12 лет.
Образ Божией Матери
Путеводительница (Одигитрия)–изображение Богоматери с младенцем на левой руке, сидящем прямо. Правая рука матери указывает на
29.31M
Категории: РелигияРелигия ИскусствоИскусство

Канон и символ в древнерусской живописи

1.

1. Назовите части внешнего вида
храма.
2. Назовите части внутреннего
устройства храма.
3. Опишите схему устройства
иконостаса.

2. Канон и символ в древнерусской живописи.

3. Как появилась икона

Икона – переводится с греческого как «образ»
Человек не все можно определить словами (чувства,
отношение к природе, людям). Христиане верят, что кроме
материального есть мир нематериальный, духовный: человек
не может его увидеть, потрогать руками.
Икона – не обычная картина, на ней
изображено явление духовного мира.
Для христиан икона является Божиим
откровением, поэтому православную
икону называют «умозрением в
красках» (видимым размышлением).
Первым
изображением
считается
изображение
Иисуса
Христа,
отпечатавшееся на полотенце «Спас
Нерукотворный»

4.

Первые рукотворные иконы появились в Византии. Первых
христиан волновал вопрос об самой возможности
изображения священных сюжетов. Изображение Бога
должно было только напоминать о нем, а не замещать Его.
Вместо скульптуры (она напоминала идолов) в качестве
примера были использованы живописные надгробные
«фаюмские портреты».
Пройдя тяжелые
периоды
иконоборчества, к 9
веку сформировался
византийский
иконографический
канон.

5.

Канон – (от греч. правило, мерило) совокупность твердо
установленных правил и норм творчества.
Иконографический канон- изображение святых по твердо
установленным правилам.
Перспектива.
обратная перспектива. Далекие предметы
изображаются столь же крупными, как и находящиеся рядом.
Время. события, разделенные в нашем мире временем,
изображаются на иконе одновременно.
Архитектура. здание указывает на место, где происходит
событие, происходящее изображается не внутри здания, а перед
ним. Двери и окна не на месте, размер их не соответствует их
назначению.
Горка. Горки символически изображают ступеньки духовного
роста (преображения), человека.

6.

Цвет.
Цвет в иконе символически
раскрывает смысл изображенного на
ней. В иконах мы встречаем
несколько основных цветов:
красный (цвет крови и жертвы, но в
то же время и цвет царский),
синий (цвет небесный,
божественный, он обозначает
чистоту, непорочность,
избранность),
зеленый (цвет Святого Духа, вечной
жизни, вечного цветения),
белый цвет - символ Божественного
света, это цвет чистоты, святости и
простоты.

7. Отличие иконы от реалистичной живописи.

Икона
Изображение идеи, Условные формы,
преодоление
телесности,
уход
от
реализма,
небольшая
глубина
пространства, «обратная перспектива»,
свет исходит от лика, использование
символики, иконографический канон
совмещаются события, происходившие в
разное время и в разных местах.
Картина
Изображение
реальности,
передача
объема, внешнего сходства, большая
глубина, «линейная» и «воздушная»
перспектива, внешний источник света.

8.

Изготовление иконы
К написанию иконы иконописец
тщательно готовился. Прежде всего он в
молитве обращался к Богу, чтобы
просветил Бог разум и даровал силы
отобразить священный образ. Он также
старался не совершать и малейших грехов,
преодолеть свои страсти, стать лучше.
Иконописец готовил особые краски –
темперу: растирал разноцветные
природные камешки – минералы,
смешивал с яичным желтком, разводил
водой.
Готовилась специальная доска, после 17
века на неё стали наклеивать ткань –
паволоку. Для прочности она
покрывалась смесью клея и мела –
левкасом. Высохшую поверхность
тщательно, до зеркального блеска
полировали. Затем иконописец приступал
к написанию иконы.

9. «делати по подобию …»

Древнерусские живописцы использовали устойчивый набор
сюжетов, типы изображения и композиционные схемы,
утвержденные традицией и церковью.
В художественной практике применялись образцы-рисунки, позднее
прориси, которые применяются по сей день.

10. Основные иконографические типы:

Образ Иисуса Христа.
Спас Нерукотворный- лик Христа изображен на ткани.

11. Спас Вседержитель (Пантократор) – поясное изображение Христа.

12. Спас на престоле–изображение Христа, сидящем на престоле.

Спас
на
престо
ле

13. Спас в силах– изображение Христа в конце времён в образе судьи.

14. Спас Эммануил («с нами Бог»)– изображение Христа в возрасте 12 лет.

15. Образ Божией Матери

Молитвенница (Оранта) – поясное изображение с
воздетыми к небу руками, на груди младенец в круге.

16. Путеводительница (Одигитрия)–изображение Богоматери с младенцем на левой руке, сидящем прямо. Правая рука матери указывает на

Христа.

17.

Умиление (Елеуса) – передаёт нежность, мать и сын
касаются друг друга щеками.

18.

Однажды в Сирии, когда было
гонение на почитание икон,
иконоборцы оклеветали
Иоанна Дамаскина перед
правителем, которому он
служил в измене.
Разгневанный правитель
приказал отрубить ему руку.
Приложив руку на место, он
молился перед иконой
Богородицы и был исцелен.
Святой Иоанн в память чуда
приделал к иконе серебренное
изображение руки. Эта икона
называется теперь
Троеручница.

19.

Иконы –заступницы Подмосковья и Москвы

20.

1. Какое изображение можно назвать первой иконой?
2. Где появились первые иконы, какие изображения послужили
примером для написания первых икон.
3. Как изготавливалась икона?
4. Что означает «Делати по подобию»?
5. Назовите самые известные иконографические типы образа
«Иисуса Христа»
6. Назовите самые известные иконографические типы образа
«Богоматери»
7. Чем отличается написание икон от светской живописи?
English     Русский Правила