Основные моральные понятия
Высшее благо
Нравственные добродетели
Отдельные добродетели
98.88K
Категория: ФилософияФилософия

Основные моральные понятия

1. Основные моральные понятия

2.

Своей вершины античная этика достигает в
творчестве Аристотеля , который вводит сам
термин «этика».
Слово «этика»,введенное Аристотелем в качестве
термина, обозначает определенную отрасль
знания, восходит к древнегреческому слову
ethos, которое первоначально означало
привычное место обитания, а в последствии
приобрело новый смысл: обычай, нрав,
характер, образ мыслей.

3.

Аристотель говорит об этнических добродетелях и
отличает их от мыслительных добродетелей. Наука,
которая изучает этнические добродетели, их роль в
достижении счастья, исследует, какой характер,
какой нрав человека является наилучшим, была
названа Аристотелем этикой.
Термин «этика» содержится в названиях всех трех его
работ философа,которые посвящены проблемам
морали:
Никомаховая этика
Евдемовая этика
Большая этика

4.

Аристотель связывает добродетель с
формируемыми в результате общения нравами,
обычаями, привычками.
Своеобразие предмета определяет своеобразие
науки о нем, и в отличии от философии этика
является практической наукой. Цель этики,
говорит Аристотель, «не познание, а
поступки»,она учит тому, как стать
добродетельным.

5.

Этническое исследование существует «не затем,
чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы
стать добродетельным, иначе от этой науки не
было бы никакого проку…»
Этика рассматривает добродетель « не просто
чтобы знать, что она такое, но и чтобы знать,
каким путем она достигается…»
Она является нормативной наукой, призванной
развернуть программу нравственного
воспитания.

6.

Этика вместе с политикой является наиболее
важной наукой, имеет как бы родовое значение
по отношению к другим практическим
дисциплинам. Этика рассматривает действия
человека с точки зрения их общих оснований,
конечных целей.
Задача этики не в том, чтобы снабдить человека
шпаргалкой на все случаи жизни, а в том,
чтобы помочь ему найти себя, подняться до
своего родового значения.

7. Высшее благо

Цель, ради которой предпринимается
деятельность, есть благо. Высшее благо-это
цель целей. Аристотель характеризует высшее
благо как блаженство, евдемонию.
«Относительно названия сходятся, пожалуй,
почти все, причем как большинство, так и люди
утонченные называют высшим благом –
счастье».
Блаженство не может быть больше или меньше,
оно тождественно самоудовлетворенности.

8.

У Аристотель счастье- это целиком и полностью
факт человеческой жизни, притом такой факт,
который решающим образом зависит от самого
действующего индивида.
Блаженство в сущности есть не что иное. Как
совершенная деятельность, или, говоря подругому, деятельность, сообразная с
добродетелью, а если добродетелей несколько,
то с самой лучшей добродетелью.

9.

Блаженство нуждается в некоторых
внешних предпосылках:
Удачливость
Богатство
Общественный почет
Красота
Наличие друзей и другие факторы,
способствующие хорошим поступкам.

10.

Благо не есть то, что приобретается лишь по
совершении этих поступков. Оно присутствует в
самих поступках. Добродетельные поступки
есть величайшее удовольствие. И кто не
радуется таким поступкам, не испытывает
наслаждения при их совершении, тот не может
считаться счастливым.
Высшее благо связано с деятельностью души, ее
лучшей разумной частью.
Счастье предполагает досуг, несвободные же
лишены досуга, они не причастны к счастью.

11. Нравственные добродетели

Возникают как результат взаимодействия
разумной и неразумной частей души.
Добродетель возникает тогда, когда верно
направленный разум согласуется с
движением чувств, а движение чувств
согласно с разумом.

12. Отдельные добродетели

Аристотель выделяет десть нравственных добродетелей
каждая из которых становится предметом
всестороннего, тщательного изучения:
Мужество
Благоразумие
Щедрость
Великолепие
Величавость
Честолюбие
Ровность
Правдивость
Дружелюбие
Любезность
English     Русский Правила