4.63M
Категория: ФилософияФилософия

Основные теории этики

1.

Основные теории этики

2.

ЭТИКА
В этической традиции с
Аристотеля – против
обоснования действий
политическими авторитетами
и религиозными традициями
= ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
широкое понимание этики
включает экономику и
политику, нравственнопрактический интерес
В новоевропейской философии
- автономия морали как
следствие секуляризации и
ценность гражданского
общества
= ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ,
узкое понимание этики
личная сторона правильного
действия, исключает социальные и
политические аспекты

3.

ЭТИКА
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЭТИКА
= дескриптивная этика,
описывающая многообразие
нравов различных групп и
культур; эмпирическая теория
человеческого поведения;
предмет истории, этнологии,
психологии, социологии и
моралистики
Поиск универсальных
характеристик поведения
против РЕЛЯТИВИЗМА
Историческая антропология
НОРМАТИВНАЯ
ЭТИКА
МЕТАЭТИКА
Критический
анализ языковых
элементов и форм
моральных
суждений
Эмотивизм
Критическая
мораль –
поиски
моральных
принципов
ПРИКЛАДНАЯ
ЭТИКА
Методы
оправдания и
применения
моральных
обязательств
Профессиональные этики

4.

НОРМАТИВНАЯ
ЭТИКА
Этика добродетели
Аристотеля,
Эвдемонизм,
Этика Фомы Аквинского
Этика долга
категорический императив
И. Канта,
свобода как автономия –
законодательство
собственной воли человека
Дискурсивная этика
К.-О. Апеля и Ю. Хабермаса
Утилитаризм
И. Бентам и
Дж. С. Милль,
«утилитаризм –
поступка» (Дж. Смарт),
«утилитаризмправила»
Теория справедливости
Дж. Ролза 1971
Справедливость как трансцендентальный
обмен Отфрида Хёффе 1979, 1987
Концепция Аласдира
Макинтайра 1981
Теория моральных обязательств
prima facie Дэвида Росса

5.

Добродетель как высшее нравственное качество в античной этике
Арете – др. греч. «добродетель», первонач. значение:
«собранность», «слаженность», пригодность
(однокоренное с гармонией).
«Порок достичь легко, а овладеть арете трудно»
(Гесиод). Через доблесть у героя арете получает
значение нравственного качества. Воздержность.
Софисты видят в арете не природное свойство людей,
но то, чему можно учить как дисциплине.
ПЛАТОН (посл. четв. V – 1 пол. IV вв.)
«нет арете ни от природы, ни от учения, и если она
кому достается, то по божественному уделу,
помимо разума» ( Менон). Природные задатки в
сочетании с правильным обучением в правильно
устроенном обществе воспитывают добродетельного
человека (Государство Кн. IV).
Четыре основных добродетели у Платона
Мудрость
Мужество
Воздержность
Справедливость
Человеческая душа: разумное, пылкое и вожделеющее начала;
Три класса в государстве: философы-правители, воины и производители

6.

Этика Аристотеля
Возвращаясь к традиционному пониманию
арете как середины Аристотель трактует
этические добродетели как среднее
состояние между избытком и недостатком
некоего качества в страстях и поступках

7.

(Порок)
Избыток
ДОБРОДЕТЕЛЬ
(среднее)
(Порок)
Недостаток
Отважность
Мужество
Трусость
Невоздержанность
Умеренность
(в наслаждениях)
Бесстрастность
Чванство,
напыщенность
Великолепие
Мелочность
Гневливость
Кротость
Смирение
Хвастовство
(Преувеличение)
Правдивость
(Истинность)
Ироничность
(умаление)
Несправедливость
Избыток присвоения
Выгода
Справедливость
Несправедливость
Недостаток
Ущерб
Тщеславие
как общая добродетель,
Как
уравнивающая/разделяющая
Великодушие
(почести и бесчестия)
Малодушие

8.

КИНИКИ
• «переоценка ценностей» общества;
• антигедонизм;
• выбор природы, а не закона;
• аскетизм (апатия);
• безумие (парресия – грубая речь).

9.

Этика Эпикура
• Натуралистическая мораль - нравственность
связана с потребностью человека в удовольствии;
• Индивидуализм;
• Добродетельны удовольствия, сообразные с
природой (благоразумие как результат выбора):
• Безмятежность (атараксия) и отсутствие страдания
как наслаждения покоя;
• Эпикурейская дружба;
• «Поступай так, как будто на тебя смотрит Эпикур»;
• Справедливость – следствие общественного
договора;
• Эскапизм.

10.

СТОИКИ
• Автаркия добродетели, соединенной со счастьем;
• Антигедонизм – удовольствие не природная цель, а
удовлетворение «первичной склонности» человека –
эгоизма;
• «Жизнь согласно с природой» (Зенон);
• Космодицея;
• Благо, зло и безразличное - нет среднего между
пороком и добродетелью;
• Здравомыслие, мужество, справедливость –
проявления разумности;
• «Надлежащее» (катекон) как целесообразное для
организма, но лишенное нравственного характера;
• Мудрец как нравственный идеал человека;
•Стойкость пред лицом испытаний;
• Справедливость – долженствование согласное с
природным достоинством человека;
• учение о космополисе.

11.

Свобода воли и моральный закон
в этике Фомы Аквинского (1225-1274)
Единство интеллекта
(побуждаемого волей) и
воли (разумного
стремления) перед Богом
как фундамент
нравственной жизни.
Знание Бога – мотив для
доброй воли, стремящейся
к блаженству (идеал).
Высшее Благо - это цель
необходимого стремления
воли, для выбора частных
благ воля действует без
принуждения.
Свободный выбор
совершается в зоне
познавательной
неопределенности (греха).
Интенция (нацеленность)
поступка – определяет его
нравственное качество.
Моральное добро как мера.
Нравственные добродетели
дают желание подобающей
цели, а рассудительность
(prudentia) осуществляет
выбор средств.
Ограничение добродетелями
страстей вожделения и гнева,
но идеал умной любви,
объектом которой выступает
само Благо (Бог).
Теологические добродетели
– вера, надежда, любовь –
благодатные дары Бога.
Моральный закон в
томизме не подавляет
свободу и чувство
собственного
достоинства
Моральный закон тяготеет к
божественному,
естественному закону, а не к
законам человеческим. Это
требование долга творить
Добро, и относится к
воспитанию привычки к
добру или «складом души».

12.

Хозяйственная этика в католицизме и протестантизме (XVI-XVIII вв.)
Католические страны Европы
(Испания, итальянские
государства, Франция и др.)
Страны с преобладанием
протестантизма (Северная Европа,
Голландия, Англия, США и др.)
Рациональность и мера как
принципы этики (Фома Аквинский).
Человек в экономике рационален,
подчинен разделению труда и
складыванию органической
солидарности.
Генезис капитализма связан с
трудовой этикой кальвинизма (М.
Вебер).
Следование трудовой аскезе.
Бережливости, скромности и
нахождение в своих материальных
успехах признака угодности Богу.
Стихийное формирование
капиталистической экономики и
попытки поднять ее до религиозноэтических идей.
Рутинизация идей протестантской
секты, искавшей спасение в условиях
разрушения правил средневековой
жизни, и противопоставление себя
стяжательству Южной Европы.

13.

Этика существования в метафизике
Баруха Спинозы
Учение Спинозы предшествует морали
обязательства, его этика – это «этика желания
быть, или этика усилия, направленного на то,
чтобы существовать» (Поль Рикер, 1996)
• Рационализм, пантеизм;
• Бог как причина самого себя и материя образуют единую
субстанцию;
• Воля человека определяется Богом и не является свободной;
• Аффекты (удовольствие, неудовольствие, желание) и страсти;
• воля воздействует не на поступки, а на их осознание;
• Осознанная необходимость избавляет человека от страстей;
• Моральная оценка состояния души – отчетливость идей и
познание Бога есть абсолютное благо;
• Свобода противостоит принуждению, для обретения свободы
человек должен познать внешний мир и свои аффекты;
• Принцип морального поведения в упорядочении аффектов;
• интеллектуальная любовь к Богу.

14.

Моральная автономия в этике
Иммануила Канта
•Что я должен делать? – основной вопрос моральной
философии; мораль основана не на религии, а на понятии о
свободном человеке;
• первенство справедливости над состраданием,
гражданской порядочности над добродетелями сообществ
и патриотизма – дань цивилизационным истинам 18 века;
• Абсолютность морали: моральный закон в человеке –
категорический императив в отличие от императивов
умения, поступков для достижения счастья;
• «Поступай только согласно такой максиме,
руководствуясь которой ты в тоже время можешь
пожелать , чтобы она стала всеобщим законом» универсализация максим – это акт законоустановления.
• сущность добра – чисто формальное качество воли, то, как человек должен хотеть и делать;
•Запрет на обман в любом виде, на циничный произвол, попирающий достоинство более
слабого; отмена анархии и запрещение деспотии; антиутопия Канта; формула персональности
в содержании универсального морального закона; личность как социальный абсолют;
• моральный долг и бескорыстие – опора этики на абсолютные принципы; совесть и разум;
•Отказ от принципа пробабилизма (от лат. probabilis — вероятный);
• зачатки добра и склонность ко злу в человеке: «Мы должны стать лучше» - общность в
Церкви.

15.

УТИЛИТАРИЗМ В ЭТИКЕ
Точка зрения пользы – целью поступков должна быть польза,
благополучие в отношении индивида или общества. Социальный
эвдемонизм Бентама (стремление к возможно большему счастью
возможно большего числа людей); Предельный утилитаризм
разрушает этику!
Три положения классического утилитаризма:
1. Действие является правильным или неправильным по его
последствиям.
2. Благо или зло последствий измеряется счастьем или
несчастьем, к которому ведут действия, поэтому правильные
суть те действия, которые ведут к наибольшему счастью
(принцип полезности Милля).
3. В противоположность этическому эгоизму утилитаризм
утверждает, что для человека одинаково значимы личный
интерес и интересы других.
•Симпатия – средство достижения личного практического блага, а на следующем шаге –
источником удовольствия. Отсюда альтруизм связан с выгодой, получаемой человеком от
самоограничений в пользу других людей; Эволюционная этика;
•Утилитаризм действия полагает, что действие является в моральном отношении
правильным, если нет другого действия, которое могло бы принести большую пользу;
•Утилитаризм правила утверждает:«Моральный субъект должен поступать в
соответствии с правилом, которое, если бы оно повсеместно соблюдалось, производило
бы наибольший баланс добра над злом, приняв все во внимание».

16.

Рессентимент в истории морали у Ф. Ницше
Рессентимент (от фр. «злопамятство,
злоба» с М. Монтеня) – У Ницше понятие,
обозначающее психологическую основу,
скрытый (от самого индивида) мотив
морали. В социоанализе морали Ницше
выделил «религию рабов» и «религию
господ» , а в психоанализе – феномен
морального лицемерия и
переворачивания ценностей.
Этапы формирования рессентимента:
1) эмоции злобы и стыда, вызванные
унижением действительно приниженного.
2) Воспоминание и вторичное
переживание этих эмоций, желание
мести, ревность и зависть к обидчикам.
3) Отчаяние с осознанием невозможности
мести, понимание обреченности быть
униженным.
4) Идеальное воплощение злобы и
отчаяния в переворачивании ценностей.
«Имморализм» Ницше – он
стремиться занять внеморальную
точку зрения, с которой критикует
современную культуру,
основанную на христианстве. Есть
другие высшие морали – нужна
переоценка ценностей.

17.

Теория справедливости Джона Ролза
•Позиция этического натурализма – чувство справедливости
присуще человеку от природы;
• В концепции «справедливость как честность» Ролз использует
понятие равенства; Два принципа:
1) равной свободы граждан, обеспечивающий свободы и права;
2) общество не может существовать без неравного
распределения материальных благ, что связано с различием
между людьми. Неравенство обусловлено природой человека и
поэтому справедливо в обществе.
• Неравенство есть условие, которое служит благу каждого, оно
должно вести к выгоде каждого и распространяться на все
должности, в равной мере доступные гражданам.
•Первичность понятия справедливости по отношению к добру (против телеологии в этике
утилитаризма и перфекционизма); добро как «успешное осуществление человеком
рационального плана жизни» в соответствие с принципами рационального выбора концепции
справедливости в исходном состоянии неведения; Обращение к теории решения и игры;
•Основная идея кооперации граждан по взаимному согласию признающих себя свободными
и равными личностями; идея основных общественных ценностей (права, свободы, шансы,
власть, доход, самоуважение);
• поиск консенсуса в условиях плюрализма разумных, но несовместимых «всеохватных учений»
в работе «Политический либерализм» (1993);

18.

А. Макинтайр: традиции этики в современном мире
•Описание распада моральной теории под воздействием либерального
индивидуализма Просвещения с его стремлением свести историю общества к
универсальным законам разума («После добродетели» 1981); кризис этики
локальных сообществ;
• задача возрождения аристотелевской этики добродетелей вместо неразрешимых
споров, преодоления своеобразного эмотивизма – в основе вопрос о достойной
человеческой жизни и о добродетелях, способствующих ее достижению .
Категория блага оказалась за пределами самой
морали – плеонексия (порок алчности у
Аристотеля) стала движущейся силой
производства. Этика правил и проблема
ограничения эгоизма моралью.
•Новая нормативная теория
добродетелей использующая понятия
практики, нарративного единства
человеческой жизни и традиции как
социального контекста проявления
добродетелей;
•Несоизмеримость концепций
рациональности лежащих в основе
универсалистских решений проблемы
справедливости и закономерности;
• тезис о контекстуальном и
относительном характере критериев
рациональности и об аристотелевскотомистской традиции как
конкурентоспособной модели
исследования моральных вопросов
пошлого и современности.

19.

Задание для практического занятия по этой теме:
Подготовить устное
сообщение по выбранной
студентами теме:
«Этическая концепция
…………… ( называете автора
или его теорию) и
современность».
Список (открытый!),
к уже названным в презентации авторам 20 в. (их можно
взять для подробного разбора), авторов, работы которых
содержат этическую проблематику: Ф. Ницше, М. Шелер,
Н. Гартман, А. Бергсон, Л. Толстой, Дж. Мур, М. Вебер, К.
Маннгейм, Ю. Хабермас, О. Хёффе, У. Д. Росс, Дж.
Флетчер, Б. Скиннер, М. Фуко, А. Бадью, Дж. Агамбен и
др.
English     Русский Правила