Притча о милосердном самарянине
Содержание:
Притча о милосердном самарянине
Что такое притча
Притча как источник мудрости
Уточнения
Кто такие самаряне?
Библейское толкование
Иисус – самарянин?
Вывод:
Источники
1.84M
Категория: РелигияРелигия

Притча о милосердном самарянине

1. Притча о милосердном самарянине

Выполнила:
Студентка 313 группы
Новская Ксения
Преподаватель:
Ковтун Лидия Вениаминовна

2. Содержание:

• Притча о милосердном самарянине
• Что такое притча
• Притча как источник мудрости
• Уточнения
• Кто такие самаряне?
• Библейское толкование
• Иисус – самарянин?
• Вывод
• Источники

3. Притча о милосердном самарянине

Один законник, искушая Иисуса, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь
вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем
разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал;
так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В
ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался
разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю
один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте,
подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его,
сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез
его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария*, дал
содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда
возвращусь, отдам тебе».
Рассказав притчу, Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний
попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал
ему: «Иди, и ты поступай так же».

4. Что такое притча

В притчах Иисуса – мудрость Господа, которую он даёт
человеку не открыто, а призывает думать, рассуждать
и видеть смысл, заложенный в них. Притча о
милосердном самарянине – призыв к подражанию?
Несомненно. Но это и приглашение к размышлению о
смысле жизни, о её перипетиях.
Чтобы точнее понять смысл притчи, необходимо иметь
представление, что же это такое. Обратившись к
словарю, видим, что притча – это небольшой рассказ
об обыденном событии, приведённом в
иносказательной форме и содержащем нравственное
наставление (поучение). В. Даль сформулировал это
коротко: «Поучение в примере» (например, рассказ о
милосердном самарянине). В притче он увидел
действующий принцип параболы, заострённой на
главной мысли.

5. Притча как источник мудрости

Одним достаточно приведённого примера - их
большинство. Так, например, в притче о
милосердном самарянине даётся прямое указание,
как должен поступать человек. Другие начинают
думать и, к своему удивлению, видят путь
к истине. Чем больше размышляют, тем
он яснее и многограннее.
Идёт духовное развитие, и человеку хочется
знать, а что думают по этому поводу другие.
Идёт процесс познания, внутреннего
изменения человека. Именно к духовному
совершенствованию призывает Бог, к
стремлению к истине, безопасности, так как
«…щит и ограждение – истина Его»

6. Уточнения

События, описанные в этой притче, проходили более двух тысяч лет назад. Чтобы их понять,
необходимы некоторые уточнения. Прежде всего, священник и левит – это служители в иудейском храме.
Существует традиция (Закон), которая предписывает всех иудеев считать близкими людьми, обязанными
помогать друг другу. Священник и левит – это люди, занимающие определённые должности в иудейском
храме, досконально знающие закон и традиции, но они не помогают пострадавшему еврею.
Самаряне – это для иудеев еретики,
которых они считали врагами. Не
случайно в притче приведён милосердный
самарянин, помогающий пострадавшему
иудею, так как и они для самарян были
врагами. Но для Иисуса все люди – это
создания божьи, которые равны между
собой. Хотя своего особого отношения к
иудеям он не скрывал.

7. Кто такие самаряне?

В Х веке до рождества Христова на восточном
побережье Средиземного моря, которое омывает югозападную часть Азии, находилось царство
Израильское. В те времена страною правили царь
Давид и после – его сын Соломон. В период их
царствования страна процветала.
Взошедший на престол сын Соломона Ровоам,
отличался редкой жестокостью и тиранством. Не
выдержав его издевательств, десять колен
Израильских (всего их 12) не признали его власть и
под предводительством Иеровоама, соратника царя
Соломона, образовали новое государство
Израильское со столицей Самария. По названию
столицы жители стали называться самарянами.

8.

Два колена, Вениаминово и
Иудино, остались верны
Ровоаму. Их государство
стало называться Иудеей.
Столицей царства стал
город Иерусалим. Как мы
видим, иудеи и самаряне –
это одна нация. Говорят
они на одном языке –
иврите.
Это один народ, разделённый на две части и
исповедавший одну религию, правда, с некоторыми
различиями. Длительная вражда сделала их
непримиримыми врагами. Иисус не зря включает в
притчу милосердного самарянина. Смысл этого в
том, что все народы должны жить в мире, и
особенно родственные.

9. Библейское толкование

Важным моментом этой притчи является
выяснение истинного смысла слова
«ближний», которое вызывает недопонимание
у книжника. Он трактует его буквально.
Ближний – это родственник, единоверец,
соплеменник. По мнению Иисуса, ближний –
это совершивший милость, в нашем случае
милосердный самарянин из Нового Завета.
Смысл притчи состоит в том, чтобы дать
понять, что любой человек является ближним
- и тот, кто попал в беду, и тот, который делает
добро.
У самарянина с собой были масло и вино, которые использовались при священном
жертвоприношении Господу. Символичны слова Иисуса о том, что не жертвы он
ждёт, а милости. Обрабатывая вином и маслом раны, предназначенные для
проведения ритуала, самарянин символически приносит милость - жертву Господу.

10. Иисус – самарянин?

Есть ещё одна интересная толкование
трактовка. Хочется сказать, что каждый
человек, читая притчу о милосердном
самарянине, смысл в ней видит поразному. А Господь не даёт никаких
пояснений, призывая тем самым человека
к осмыслению притчи.
Человек, шедший из Иерихона в Иерусалим –
это Адам, который представляет всё
человечество. Иерусалим, куда он идёт –
царствие небесное. Иерихон – земная жизнь,
полная грехов, слёз и плача. Разбойники,
напавшие на путника – тёмные сатанинские
силы. Священник и левит – это Ветхий Завет,
в котором священник – Закон Моисея, левит
– это пророки.

11.

Два врача, направленные Богом – Закон
Моисея в виде священника, и пророки в виде
левита, прошли один за другим мимо. Закон
Моисея только приблизился, пророки подошли
и посмотрели, но лечить не стали, а прошли
мимо. И тут появляется добрый самарянин –
это Иисус Христос, который обвязывает раны,
смазывая их маслом, доставляет в гостиницу и
просит присмотреть за больным.
Почему Господь сам себя назвал самарянином? Иисус
показывает нам, что не всегда нужно иметь высокие
звания, положения и саны, не всегда нужно много
денег, чтобы делать добро, быть милосердным. Для
этого необходима лишь добрая душа, желание
помогать другим. Ну а если сам Господь под видом
презираемого евреями самарянина выступает в
качестве спасителя, то почему бы нам, простым
смертным, не последовать его примеру?

12. Вывод:

Множество людей на вопрос,
который задавал Иисусу левит: «А
кто ближний?», не задумываясь,
станут называть родственников,
единоверцев и так далее. Но
родство – это не только кровь, но и
милосердие. Беда одного человека
делает его одиноким, и только
милосердие другого роднит их на
века. Кровь братьев в большинстве
случаев не делает их близкими, а
только родными. Господь даёт нам
понимание этой простой истины, и
не только её, но и многих других.

13. Источники

https://yandex.ru/images/search?p=1&text=притча%20о%20
самарянине
https://ru.wikipedia.org/wiki/Притча_о_добром_самарянине
https://www.bibleonline.ru/children/ibt/172/
English     Русский Правила