Похожие презентации:
Эстетика Гегеля и рождение исторического метода
1. Теория литературы
Лекция 12.
Лекции: Б. П. Маслов, В. В. Школьников (3модуль); К. А. Богданов (4 модуль)
Семинары: Г.В. Дуринова, Л. Л. Ермакова
Полная программа курса доступна на сайте
ОП Филология
3. Как выставляется оценка за курс
Вычисление накопленного балла:• Контрольная работа (0.5), проводится в конце
второго модуля + работа на семинаре (0.5);
работа на семинаре включает одну
презентацию.
Вычисление итогового балла:
• Накопленная оценка (0.7) + Экзамен (0.3);
экзамен представляет собой эссе, сдается в
конце третьего модуля руководителю
семинарской группы.
4. Общие правила
• На лекциях мы просим не использоватькомпьютеры, а также иные электронные
устройства.
• На семинарах, напротив, все студенты
должны иметь при себе прочитанные к
занятию тексты, в электронном либо
печатном виде.
• В случае серьезной болезни, справку от
врача следует отнести в учебный офис.
5.
Лекция 2 (9 ноября) Эстетика Гегеля ирождение исторического метода
Гегель, Введение к «Лекциям по эстетике»
(пер. Б. Г. Столпнера) (т. 1., с. 79-158), «О
символе вообще» (т. 1. 350-368 ) «О
классическом вообще» (т. 1, с. 460-474), «О
романтическом вообще» (т. 1, с. 538-548)
6.
Семинар 1 (11 ноября) Гегельянскийпрактикум
• Гегель, «Лекции по эстетике», 2.1.3:
«Сознательная символика сравнивающей
формы искусства» (т. 1, с. 416-459)
• Nabokov, «Symbols and signs»
7. Темы для презентации
• Толстой, «Поликушка»; Бунин, «Темные аллеи»• Тема для презентации:
• Выявите элементы трагической сюжетики, как ее определяет
Аристотель в «Поэтике», в одном из указанных произведений
(характер трагического героя, ошибка-изъян, узнавание,
перипетия).
• 1. Предложите гегельянское прочтение рассказа Набокова
«Symbols and signs» либо повести Кафки «Превращение».
• 1. Выберите хорошо известный текст в одном из жанров (басня,
пословица, притча, эпиграмма и др.), о которых пишет Гегель в
«Лекциях по эстетике», параграф 2.1.3, и проанализируйте его с
помощью гегелевских категорий, либо предложите критику
гегелевского подхода на этом материале.
8. Формы знания о литературе
Теория (литературы)
Филология
Риторика
Эстетика
Поэтика
9. Генеалогия «теории»
• Платон: транспозиция религиозной практики(теория ‘священное посольство’) в сферу
интеллектуальной деятельности.
• Theoria vs. Praxis (созерцание, а не практика), bios
thēoretikos vs. bios praktikos
• Жизнь философа или жизнь политика? Полемика
Платона и Исократа о термине «философия».
Skholê, otium, досуг.
• У Платона любомудрие (философия) определяется
как чистый интерес к знанию, противопоставляется
политической (практической) мудрости и риторике.
10. Созерцательная жизнь
11. Дельцы и бесноватые
12. Философия Платона
• Чистый интерес к объекту исследования,цель которого познание истины как путь к
божественному (уподобление богу –
homoiosis theô)
• Критика общепринятых мнений (doxai)
через диалектический разбор понятий.
Истина рождается в «диалоге».
• Прескриптивный vs. дескриптивный подход
13. Философия и искусство
• Искусство определяется в эстетической традиции вкатегориях прекрасного.
• У Платона познание истины есть созерцание
божественного. Красота как след (воспоминание) о
божественном (анамнезис).
• Истина дана в полной мере в формах (идеях),
которые обыкновенному восприятию доступны
только в искаженном виде.
• Философия (через критику расхожих понятий-докс)
стремится познать идеи. Подражательное искусство
же дает дважды искаженные образы идей, которые
«кажутся» прекрасными большинству (с.416).
14. Подражание нраву (с. 421)
15. Критика литературы у Платона
• Критическая рефлексия о литературе зарождается вконтексте полемики между философией и литературой
за доступ к истине (красоте, Идеям).
• Основополагающие тексты об эстетике направлены
против поэтического искусства.
• Понятие о мимесисе – главное оружие Платона.
Подражание действительности, не изображение
сверхчувственной реальности, изображение
(человеческих) нравов, а не (божественных) идей.
• Миметические искусства оказываются на третьем месте
– после теоретического и практического знания.
• Сам Платон активно использует мимесис – прежде
всего, мимесис нрава Сократа.
16. Распря между философией и поэзией (С. 425)
17. Определение «эстетического» объекта у Платона
• Мимесис плох, так как предполагаетмножественность изображаемых предметов.
Божественное же – односложно.
• Парадигмой для определения искусства
оказывается музыка, из которой изгнан
мимесис (с.414)
• Главные признаки красоты (приближенности к
Идеям) – гармония и ритм.
18. С. 117
19. καὶ εὐθὺς ἐκ παίδων λανθάνῃ εἰς ὁμοιότητά τε καὶ φιλίαν καὶ συμφωνίαν τῷ καλῷ λόγῳ ἄγουσα
20. Красота геометрических форм (Веселовский, «Определение поэзии»)
21. Миметические искусства
Живопись, скульптураСловесные
искусства
Философия
Поэзия
Риторика
Мусическое искусство
Музыка
22. Платон-филолог: Теэтет 146а
οὔ τί που, ὦ Θεόδωρε, ἐγὼ ὑπὸ φιλολογίαςἀγροικίζομαι, προθυμούμενος ἡμᾶς ποιῆσαι
διαλέγεσθαι καὶ φίλους τε καὶ προσηγόρους
ἀλλήλοις γίγνεσθαι;
I hope I am not behaving like a rustic because of
my philologia, keen on making us engage in a
dialogue and to become friends and
interlocutors for one another.
23. Платон-филолог: Федр 236е
Phaedrus <… >I take my solemn oath that unlessyou produce the discourse in the very presence of
this plane tree, I will never read you another or tell
you of another.
Socrates Oh! Oh! You wretch! How well you found
out how to make a lover of discourse do your will!
βαβαῖ, ὦ μιαρέ, ὡς εὖ ἀνηῦρες τὴν ἀνάγκην ἀνδρὶ
φιλολόγῳ ποιεῖν ὃ ἂν κελεύῃς.
Phaedrus Then why do you try to get out of it?
Socrates I won't any more, since you have taken
this oath; for how could I give up such pleasures?
24. Платон против литературы во имя «филологии»
• Только философия может быть истиннойфилологией – чистым интересом к словам,
речам и (прекрасному) разуму, заключенному
в них.
• Сближение литературы с миметическими
искусствами. Очищение мусического искусства
от поэзии.
• Сближение литературы с софистикой, т.е.
использованием словес для обманных целей.
Фигура Агафона в «Пире».
25. Синтаксис Агафона
26.
Итак, все — все войдите в радость Господасвоего! И первые, и последние, примите
награду; богатые и бедные, друг с другом
ликуйте; воздержные и беспечные, равно
почтите этот день; постившиеся и
непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза
обильна, насладитесь все! Телец упитанный,
никто не уходи голодным! Все насладитесь
пиром веры, все воспримите богатство
благости!
27. Аристотель
• Эзотерический и экзотерический частикорпуса.
• Победа дескриптивного подхода: описание
многообразия наблюдаемого мира.
• Философия как совокупность наук:
изобретение дисциплин.
• Поэтика как наука о «созидании» vs. риторика
как наука о практическом использовании
слова. При этом литература (прежде всего,
жанры трагедии и комедии) оказывается в
центре поэтики.
28. «Поэтика» Аристотеля как ответ Платону
• Мимесис способствует познанию (сравнениеизображения и изображенного объекта)
• Поэзия (трагедия) не есть мимесис нравов, но
есть мимесис действия. Поэт – творец сюжетов
(мифов). Предмет поэтики – внутреннее
устройство поэтического текста.
• Аффект (прежде всего – страх) в литературе
оправдан тем, что она достигает очищения
(катарсиса) «подобных эмоций».
29. Платон об аффекте в литературе (с. 422)
30. Страх (phobos) и жалость (eleos), катарсис (katharsis) ( гл. 6 и 14)
31. Sophoi, sophistai, philosophoi
• Платон в полемике с Аристофаном: Сократне софист («Апология»), но не хуже
софистов («Федр», «Пир»).
• Платон с полемике с Исократом: philosophia
как созерцательная (теоретическая), а не
риторическая (практическая) наука.
• Платон и Сократ как «филологи», любители
словес. Платон в большой мере наследует
литературной традиции.