Министерство образования и науки Украины Департаменту науки и образования Харьковской областной державной администрации
Другие представили
Основные идеи легизма
Основные идеи легизма
Основные идеи легизма
Основные идеи легизма
Основные идеи легизма
Сравнение конфуцианства и легизма
Спасибо за внимание!
4.34M
Категория: ФилософияФилософия

Легизм («Школа законников»)

1. Министерство образования и науки Украины Департаменту науки и образования Харьковской областной державной администрации

Комунальное заведение
«Харьковская гуманитарно-педагогическая академия»
Харьковского областного совета
Презентация на тему:
Легизм
Выполнила:
студентка 412-ш группы
факультета начального образования
Гонтарь Я. Ю.
Харьков, 2014

2.

Что такое легизм?
Леги́зм (фр. Légisme) — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих
царств), известная также как «Школа законников». Легизм зародился
в VI в. до н.э., окончательно оформился к III в. до н.э.

3.

Легизм подразделяется на три направления
соответственно трем легистским принципам
управление
с помощью
законов (фа)
(Шан Ян)
метода,
искусства
власти (Шу)
(Шэнь
Бухая)
власти, силы,
авторитета
(ши) (Шэнь
Дао)

4.

Основоположники и
представители
легизма

5.

Шэнь Бухай
Один из основателей легизма, философ и автор
многих трактатов, канцлер при одном из
древнекитайских дворов, теоретик и практик
государственного устройства и управления.
Выступал за управление посредством законов.
Являлся патриархом легистов (385—337 до н. э.).
Его теория государственного управления
использовалась в эпоху династии Хань и
включена в содержание конфуцианства.

6.

Шень Дао
Древнекитайский философ. IV век до н.э.
Утверждал, что правитель должен полагаться
не на собств. произвол, а на юридические
закон (фа) и не считаться с советами
подданных. Гл. принципом управления считал
"власть/насилие" (ши).
Цитата:
«Мудрости недостаточно, чтобы держать народ в
подчинении, зато обладания властью/насилием достаточно
для подчинения мудрого»

7.

Хань Фэй-цзы
Наиболее выдающийся представитель легизма
III в. до н.э. Объединил эти принципы в
единой теории деспотической власти, оставив
в качестве центрального принцип фа. Он
подвел итог концептуальной разработке
легизма на пороге образования первой
китайской империи во главе с Циньши
Хуанди, который утвердил легизм в качестве
господствующей идеологии.

8.

Шан Ян
Основоположник учения, крупнейший
представитель раннего легизма, ротивного
учениям даосизма и конфуцианства(ок. 390—
338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых
реформ, узаконивших в стране частную
собственность на землю. Составленные им
проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан
цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

9.

«Книга правителя области Шан»
О радикальных взглядах и новшествах, которые легисты внесли в жизнь
государства и общества одновременно с острой критикой конфуцианства как
своего главного противника, свидетельствует «Книга господина из Шан» (Шан
цзюнь шу, III в. до н.э.), приписываемая Шан Яну.
Цитата: «Кто разумен — создает законы, кто глуп — законами
ограничен. Кто способен — изменяет порядок, кто
неспособен — тот порядком связан. С человеком, который
связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком,
который ограничен законами, не стоит говорить об
изменениях».

10. Другие представили

• Вэй Ляо-Цзы— сторонник придания
легизму
большей гуманности в конфуцианском
духе, остался теоретиком, считал, что
нужно запретить все ремёсла, не
имеющие отношения к производству
оружия.
• Принц Хань Фэй и Ли Сы—
сторонники сочетания легизма
с даосскими идеями естественности (гос
ударство не должно мешать жить своим
жителям), служившиеЦинь Ши Хуанди.

11. Основные идеи легизма

• Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как
следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным
заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до
первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто
доказал свою преданность государю на службе в войске.
•Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и
использует точные расчёты.

12. Основные идеи легизма

•Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для
того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать
древности».
•Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном
аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
•Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо
повиноваться государю.

13. Основные идеи легизма

•Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
•В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в
руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и
превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в
трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берёт власть в свои руки,
устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».

14. Основные идеи легизма

•Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить
семейные кланы и патраномии местной администрации.
•Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под
законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и
административные распоряжения правительства.
•Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы,
способной объединить Китай путем захватнических войн.

15. Основные идеи легизма

•Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как
противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей —
государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия
могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на
силу и никаким законом не связана.
•За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную
практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение
инакомыслия и оглупление народа

16. Сравнение конфуцианства и легизма

Конфуцианство
Легизм
Человек добр и гуманен.
Человек зол, жесток, порочен, хитер и не
честен.
Опора на ритуал, традиции, убеждение,
воспитание.
Ориентация на принуждение и наказание.
Государство – большая семья, где император
отец, а чиновники – старшие братья и мудрецы.
Государство – бездушный механизм, император
– деспот, который превыше предков и самого
неба, чиновники – исполнители законов.
Высшая цель – нравственное
совершенствование людей, создание общества,
где каждый будет выполнять свой долг, следуя
ритуалу и этике. «Зачем, управляя государством
убивать людей? Если Вы будете стремиться к
добру, то и народ будет добрым.
Высшая цель - воссоединение Китая, создание
могучей державы. Для этого необходимо
отказаться от излишеств, упразднить искусство
и философию, пресечь инакомыслие.
Поддерживать лишь армию и земледелие.

17.

Выводы
•Легисты считали, что если будут хорошие законы, то и самый заурядный
человек может быть мудрым правителем. "Государство – колесница правителя,
положение - его лошадь; если он управляет страной, не применяя искусства
управления, - говорил Хань Фэй-цзы, - то, хотя он будет и сам неустанно
трудиться, ему не избежать беспорядка. Если он управляет, применяя
искусство управления, то, хотя он и будет жить праздно, все же станет мудрым
правителем...".
•Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система
круговой поруки и всеобщей слежки - вот что должно было обеспечивать
единство государства и прочность власти правителя. Эта идеология
сыграла большую роль в создании единого, централизованного государства
Цинь.

18.

Выводы
•Человек стремится к личному успеху, и это следует использовать в
общественных отношениях. Подданный продает свои способности, чтобы
взамен получить нечто полезное и выгодное. Законы служат для регуляции этих
отношений. «Если изменяются законы (фа) и указы (мин), то изменяются
выгода и невыгода. Меняются выгода и невыгода, меняется и направление
деятельности людей. Значит, не просто порядок, но законы правителя
«создают» людей. Место правителя определено божественными небесами.
•Подобным образом дается объяснение сути развития общества. Нельзя
повторять прошлое. Новой исторической действительности должны
соответствовать новые способы управления. Оглядки на порядок в
конфуцианском смысле бесполезны и находятся в противоречии с характером
новых законов.

19. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила