Похожие презентации:
Учение о субстанции Б. Спинозы (1632 - 1677) - классическая тематизация центральной категории новоевропейского мышления
1. Тема 13.
Учение о субстанции Б. Спинозы (1632—1677)— классическая тематизация центральной
категории новоевропейского мышления.
2.
Бенедикт Спиноза(Барух Спиноза),
Родился: 24 ноября 1632,
Амстердам
Скончался: 21 февраля 1677,
Гаага)
нидерландский философ.
Один из главных
представителей философии
Нового времени,
рационалист.
3. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА
Родился в Амстердаме 24
ноября 1632.
Родители Спинозы были
еврейскими эмигрантами,
переселившимися из
Португалии, и он был воспитан в
духе ортодоксального иудаизма.
Однако в 1656, после конфликта
с городскими властями Спиноза
был подвергнут «великому
отлучению» еврейской общиной
за еретические взгляды.
4. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА
Дом в Рийнсбурге,
где жил Спиноза с 1660 по 1663
Примерно в это же время он
покидает Амстердам и живет
поначалу в Уверкерке, деревне
расположенной неподалёку, а
после 1660 в Рийнсбурге, что в
окрестностях Лейдена, общаясь
с меннонитами и членами
антиклерикальной христианской
общины коллегиантов, штабквартира которой находилась в
Лейдене.
5. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА
Теперь он отдается
интеллектуальным и научным
занятиям, зарабатывая на жизнь
изготовлением оптических линз
для телескопов и микроскопов.
Здесь он пишет «Краткий трактат о
Боге, человеке и его счастье»,
«Трактат об усовершенствовании
разума», бо́ льшую часть «Основ
философии Декарта» и первую
книгу «Этики».
6. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА
В июне 1663 Спиноза
переезжает в Воорбург, близ
Гааги, где знакомится с
физиком и математиком
Христианом Гюйгенсом,
филологом Фоссиусом (Vossius).
В 1664 публикует в Гааге
«Основы философии Декарта»
(единственное сочинение,
изданное под собственным
именем Спинозы при его жизни)
вместе с «Метафизическими
размышлениями».
7. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА
►В"Spinozahuis" дом, построенный в
1646, где Бенедикт Спиноза
закончил работу над Ethica и
дом, где он умер.
мае 1670 Спиноза
переезжает в Гаагу (с
1671 живёт в доме на
канале Павильюнсграхт
► В 1675 он заканчивает
«Этику» — труд, который
в систематизированной
форме содержит все
основные положения его
философии.
8. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА
«Угаснув, подобно модусу всубстанции..» ( Г. Гегель)
9. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА
► Философскиеисточники:
Декартовская философия,
Гоббс, Натурфилософия
(Николай Кузанский,
пантеизм)
► Религиозные
источники:
Иудаизм, (Маймонид Хасдай
Крескас), ислам (Авиценна)
10. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА
Влияние ДекартаГеометризм , алгебраизм
мышления Декарта Спиноза
доводит до логических пределов.
Поэтому его философию
характеризуют как «панлогизм»,
или «пантеизм декартовского
метода» .
Мир мыслится геометрически. Нет
ничего иррационального.
Но Спиноза заимствует и комплекс
проблем философии Декарта, но
решает их по-своему.
11. Понятие субстанции у Спинозы
Основа системы СпинозыБог - субстанция
Его атрибутивные свойства
(атрибуты)
Вещи ( модусы)
Понятие субстанции у Спинозы:
Общее утверждение: субстанция – это
то, что имеет основу внутри себя.
Спиноза трактует это бытие как
самопричинение , как причину
всего.
Субстанция – это не вещь, а
бесконечная деятельность
причинения.
12. Понятие субстанции у Спинозы
Субстанция трактуется
динамически - как
бесконечная активность
причинения.
Будучи вечной причиной
всего, она бесконечно
причиняет себя,
интерпретируясь, тем
самым, как самопричина
(causa sui).
13. СУБСТАНЦИЯ - соотношение свободы и необходимости
Бог является причиной
всего непосредственно, т. е
ближайшей причиной того,
что происходит.
Это означает - тотальный
детерминизм этого мира.
Бог производит причинение
внутри себя и
соответственно в
совершенном мире свобода
Бога совпадает с
необходимостью по
отношению к вещам.
14. СУБСТАНЦИЯ- соотношение свободы и необходимости
В то время как мир вещеймодусов с неизбежностью,
подобной следствиям логикоматематических доказательств,
определяется Богом-субстанцией,
сама субстанция в этой
детерминации абсолютно
свободна, в том смысле, что она
единственная из всего сущего
определяется изнутри самой себя.
Тем самым, С. формулирует
классическое понимание свободы
как способности действовать в
соответствии со своей
собственной природой.
15. АТРИБУТЫ
Атрибут – это бесконечное в с
воем роде. (в терминах Николая
Кузанского – потенциально
бесконечное).
У Бога бесконечное множество
атрибутов, но нам известно
только два – мышление и
протяжение.
Протяженное и мыслимое – суть
одно и тоже ( в Боге, в
Божественном уме).
Весь мир протяжен и оформлен,
структурирован (т.е. мыслим
Богом)
Таким образом, если Бог мыслит
вещи, то они существуют.
16. МОДУСЫ
Модусы- это конечное.
Ничто конечное не имеет
источника бытия в себе
самом, оно существует
постольку, поскольку
является модификацией
субстанции.
Модусы могут быть
конечными и
бесконечными.
Вещи (модусы) неразрывно
связаны с Божеством, ведь
он причиняет бытие вещам.
17. Выводы из системы Спинозы - пантеизм
Бог не существует без мираи мир без Бога.
«Жесткий» монотеизм
Спинозы превращается в
«жесткий» пантеизм.
► «Бог без своих порождений
не существовал и
существовать не может» говорит Спиноза.
► Идея творения у Спинозы
подменяется идеей
рождения.
► Мир оказывается «родным»
Богу.
18. Человек в системе Спинозы
Человек в системе Спинозы
– бесконечный модус.
Смысл человеческого бытия
заключён в познании.
Высший род познания –
философия, т.к именно она
познает Бога как
субстанцию.
Мешают этому познанию в
человеке – страсти.
19. Человек в системе Спинозы – не смеяться, не плакать, но понимать"
Человек в системе Спинозы –не смеяться, не плакать, но понимать"
Чтобы преодолеть все мелкие
страсти - необходимо сделать
познание самой большой
страстью.
Философия, по сути, есть
интеллектуальная любовь к Богу
(amor Dei intellectualis).
А также : "наша любовь к Богу
есть только модус той
бесконечной любви, которой Он
сам любит себя в вечности".
20. Человек в системе Спинозы – "счастье не в награде за добродетель, а в самой добродетели"
Человек в системе Спинозы –"счастье не в награде за добродетель, а в самой добродетели"
Мудрость состоит в
размышлении не о
смерти, а о жизни.
В конечной жизни
счастье достижимо.
► Свободной воли нет, но
возможна и есть
свобода человека.
21. Кто же такой Спиноза? Пантеист или атеист ?
Спиноза – атеист, если:► Он отрицает Бога как
Личность, Божество для
него некая сверхличная
сила.
► Спиноза – пантеист, если:
► Бог – это сама природа Бога
, которая является в
рождении мира.
Памятник Спинозе в Гааге.
22. Значение философии Спинозы
«Быть спинозистом – есть
существенное начало
всякой философии»
(Гегель)
Новое философское
понятие о Боге и о
субстанции как
самопричинении.
На основе метафизики
Спинозы была создана
новая физика Ньютона.
23. Сочинения Спинозы
ок. 1660 «О Боге, человеке и его
счастье»
1662 «Трактат об усовершенствовании
разума»
1663 «Основы философии Декарта,
доказанные геометрическим способом»
1670 «Богословско-политический
трактат»
1677 «Политический трактат»
1677 «Этика, доказанная в
геометрическом порядке и разделенная
на пять частей»
1677 «Еврейская грамматика»
24. Литература
Ковнер С. Р. Спиноза, его жизнь и сочинения. Варшава,1897.
Диттес Ф. Критические этюды о нравственной философии Спинозы. СПб.,1900.
Диттес Ф. Этика Спинозы,Лейбница и Канта. СПб.,1902.
Робинсон Л. Метафизика Спинозы. СПб.,1913.
Кечекьян С. Ф. Этическое миросоерцание Спинозы. М.,1914.
Луппол И. К. Бенедикт Спиноза. М., 1924
Маньковский Л. А. Спиноза и материализм. М., 1930
Беленький М. С. Спиноза. М.,1964.
Коников И. А. Материализм Спинозы. М.:"Наука", 1971.- 268 с.
Соколов В.В. Спиноза. — М.: Мысль, 1973. — (Мыслители прошлого).
Майданский А. Д. Геометрический порядок доказательства и логический метод в
«Этике» Спинозы // Вопросы философии. М., 1999.№ 11. С.172-180.
Кауфман И. С. Философия Спинозы в России. Первая часть. 1774—1884.//
Историко-философский ежегодник 2004. М.,2005. С.312-344.
Луначарский А. В. Спиноза и буржуазия 1933
Половцова В. К методологии изучения философии Спинозы.
Ильенков Э. Три века бессмертия
25.
Документальный сериал Великие философы.Режиссер: Мария Габриэла Гордон