Похожие презентации:
Бенедикт Спиноза
1. Бенедикт Спиноза
ГУСЕВА ДАРЬЯ 2А2.
Бенедикт Спиноза (рожд. БарухСпиноза, 24 ноября 1632 года,
Амстердам — 21 февраля 1677
года, Гаага) — нидерландский
философ-рационалист,
натуралист, противопоставивший
дуализму Декарта принцип
монизма.
Один из главных представителей
философии Нового времени.
3.
Основные идеи философии Спинозыизложены в его главном и основном
труде «Этика».
Также можно отметить его труды «О
боге и человеке и его счастье».
«Теолого-политический трактат».
«Трактат о совершенствовании
разума».
4.
Свою философскую деятельность Спиноза начал какпламенный последователь Декарта, читал лекции по
философии картезианства.
Впоследствии в философии Спинозы от Декарта
остался только рациональный подход к решению
всех философских проблем.
Философ считал, что только с позиций разума и
средствами разума можно подходить к поисками
Истины и находить ее.
Во всех других аспектах своего философского
мышления Спиноза расходился с Декартом и
подверг резкой критике взгляды своего бывшего
кумира.
5.
Геометрический стиль мышления выше всего.В этом отношении он разделял взгляды Томаса Гоббса,
но более последовательно и с большим успехом
применял геометрические методы исследования и
изложения материала в своих философских
произведениях.
Результаты своих философских исследований
Спиноза изложил в виде геометрических Аксиом,
Лемм и Теорем, - способом четких логических
определений и доказательств.
Своей логической безупречностью Спиноза до сих пор
привлекает к себе сторонников среди великих ученых.
Даже гениальный Альберт Эйнштейн не стыдился
называть себя учеником Спинозы в проблемах
философии.
6.
Монизм— философское учение,согласно которому кажущиеся
различными виды бытия или субстанции в
конечном счете сводятся к единому
началу, общему закону устройства
мироздания.
7.
Учение о единой субстанции:Не существует различия между высшей субстанцией Богом и сотворенными им другими Субстанциями
Существует только одна единая субстанция, которая
заключает в себе все сущее
Данная субстанция заключает в себе окружающий мир
(Природу) и Бога
Природа и Бог - едины
8.
Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы,возвышающегося над Природой
Бог внутри природы
Только единая Природа-Бог обладает способностью творить,
является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" единичные вещи
Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются
всего лишь проявлениями - "модусами" единой субстанции
Природы-Бога
9. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:
Самостоятельна и независима от кого-либоИмеет внутреннюю причину самой себя
Обладает множеством свойств (атрибутов), основные из
которых - мышление и протяжение
Бесконечна в пространстве и времени
Вечна (несотворима и неучтожима)
Неподвижна
10. Три ступени познания:
"Познание в чистомвиде" которое
непосредственно
исходит из разума
человека и не
зависит ни от каких
внешних причин, высший вид
познания.
Полученное в
результате
деятельности разума
(размышлений,
логических
операций), - второй
уровень, менее
истинный.
Чувственное
отражение
окружающего мира
согласно Спинозе полученное данным
путем знание
недосказуемо,
недостоверно,
неполно и
поверхостно; оно не
играет большой
роли при получении
истинного знания.
11. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:
Ключевыми в этике Спинозы являлисьпроблемы:
детерминизма (обусловленности всего в
природе)
соотношения свободы и необходимости
12. Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:
свобода и необходимость в субстанции соединяютсяв одно целое
Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он
действует в рамках жесткой необходимости
модусы (проявления субстанции - единичные вещи)
вообще не имеют свободы и находятся в полном
подчинении необходимости
13.
модус-человек отличается от всех иных модусовналичием мышления, и, следовательно, стремится к
свободе, но, в то же время, будучи модусом,
несвободен и находится в "тисках" необходимости
желая в душе быть свободным, человек зачастую
плывет по течению необходимости, не может
справиться с этим течением и вынужден мириться с
необходимостью (является "духовным автоматом", по
выражению Спинозы)
путь к свободе — это нахождение условий, при
которых внешняя необходимость превращается во
внутреннюю
свобода — это познанная необходимость
14. Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза , человеку необходимо:
Чтобы достичь большей степени свободы, считаетСпиноза , человеку необходимо:
Максимально познать необходимость в виде
субстанции (Природы-Бога) - внешней причины всего
сущего
Освободиться от аффектов (печали, радости,
влечений и т.д.) - т.к. они тоже мешают свободе,
подчиняют человека и заставляют действовать по
необходимости