Похожие презентации:
Бенедикт Спиноза
1. Бенедикт Спиноза
(24 ноября 1632 – 21 февраля 1977гг)
2. Биография
• Бенедикт Спиноза (рожд.Барух Спиноза, 24 ноября
1632 года, Амстердам — 21
февраля 1677 года,
Гаага) — нидерландский
философ-рационалист,
натуралист, один из
главных представителей
философии Нового
времени
3. Биография
• Великий голландский философ, один из крупнейших рационалистовXVII в. Родился в семье купца, принадлежащей к еврейской общине.
В 1654 г., после смерти отца, возглавил семейное дело. Большое
влияние на Спинозу оказал его наставник по латинскому языку Ван
ден Энден, являвшийся последователем Ванини.
• В 1656 г. руководителями еврейской общины Амстердама Спиноза
был подвергнут «великому отлучению» за вольнодумство. Спасаясь от
преследований, жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой
линз. Позднее переехал в предместье Гааги —Рейнсбург. В процессе
борьбы против олигархического руководства еврейской общины
Спиноза стал противником иудаизма. Являлся сторонником
республиканского правления и противником монархии. На
протяжении 20 лет Спиноза страдал от туберкулеза. Эта болезнь
унесла его жизнь, когда ему было лишь всего 44 года. 21 февраля 1677
г. философ умер; тело похоронили в общей могиле.
4. Сочинения
• 1660 «О Боге, человеке и его счастье»• 1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о
пути, которым лучше всего направляться к
истинному познанию вещей»
• 1663 «Основы философии Декарта, доказанные
геометрическим способом»
• 1670 «Богословско-политический трактат»
• 1677 «Политический трактат» (не окончен)
• 1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке
и разделенная на пять частей»
5. Понятия Спинозы
• Субстанция (от лат. substantia - сущность, лежащее в основе)«существует само по себе и представляется само через себя»существует только одна, то есть она есть всё существующее.
Таким образом, Бог Спинозы не является личностным
существом в традиционном религиозном понимании: «в
природе Бога не имеют места ни ум, ни воля». Субстанция
бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция,
по определению, неделима: делимость — лишь видимость
конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный
человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, её
модификацией, её модусом.
6. Понятия Спинозы
• Атрибут (лат. attribuo - придаю, наделяю) – это то,что составляет сущность субстанции, её
фундаментальное свойство. Нам известно только
два атрибута — «протяжение» и «мышление», хотя
их может быть бесконечное количество. Атрибуты
совершенно независимы, то есть не могут влиять
друг на друга. Однако как для субстанции в целом,
так и для каждой отдельной вещи выраженность
существования через атрибут протяжения и
мышления согласуются: «Порядок и связь идей те
же, что порядок и связь вещей».
7. Понятия Спинозы
• Модус -(лат. modus - мера, способ, образ, вид) философский термин, обозначающий свойствопредмета, присущее ему только в некоторых
состояниях и зависящее от окружения предмета и
тех связей, в которых он находится. М.
противопоставляется атрибуту- неотъемлемому
свойству предмета, без которого он не может ни
существовать, ни мыслиться.
8. Философия Спинозы
• Проблема субстанции• Теория познания
• Этика вопрос соотношение свободы и
необходимости
• Подробная разработка теории субстанции, в
которой рассматривал суть бытия
• Главным недостатком декартовской теории
субстанции Спиноза считал ее дуализм
9. Три ступени познания или три рода человеческого познания
• Мнение и воображение («познание в чистомввиде). Это познание, получаемое нами из
повседневного опыта, чувственного восприятия
окружающего мира. Оно дает нам лишь общие
смутные и неясные образы, безо всякой связи
действующих причин и следствий. Оно
фрагментарно и обрывочно, так что позволяет
лишь сформулировать самые общие понятия о
мире. Поэтому оно бесполезно для человека,
ищущего истинное знание.
10.
• Рациональное познание. Это познание идет отрассудка (ratio) и являет собой чисто научный
способ мышления. Он уже улавливает логическую
взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе,
поэтому дает человеку возможность отличить
подлинное от ложного и, следовательно,
приблизится к истине, насколько это возможно.
11.
• Интуитивное познание. Это высшая формапознания, дающая возможность увидеть вещи,
исходящие от самого Бога. Оно уже не опирается
ни на какие формы, действующие в земном бытии,
а проникает сразу в суть идей божественных
атрибутов, в саму сущность вещей. Этот уровень
мышления доступен лишь мудрецам, которым
одним только и подвластно истинное знание.
12. Этика Спинозы
• Ключевые проблемы:• 1)Детерминизм
• 2)Соотношение свободы и необходимости
Философ пришел к следующим выводам:
-Свобода познанная необходимость
-Желая в душе быть, плывет по течению необходимости
-Бог(природа) наделен свободой, но действует в рамках
необходимости
-Модусы не имеют свободы и находятся в полном
подчинении необходимости
-Свобода и необходимость в субстанции есть одно целое
13. Общий итог
Бенедикт Спиноза считал чтоб достичьбольшей свободы необходимо:
- Максимально познать необходимость в виде
субстанции – внешней причине всего сущего
- Освободится от аффектов – так как они тоже
мешают свободе, подчиняют человека и
заставляют действовать по необходимости
14.
• Незнание - не довод. Невежество – не аргументБ.Спиноза