Похожие презентации:
Введение в историю китайской философии
1. Введение в историю китайской философии 中国哲学史大纲
Дмитрий КонончукВведение в историю китайской
философии
中国哲学史大纲
Пятая лекция курса «Введение в восточную философию»
Дальневосточный Федеральный Университет
2. План
• 1) Периодизация истории китайскойфилософии
• 2) «Чжоугунова» культурная парадигма
• 3) Конфуций и возникновение китайской
философии
• 4) Классический период (VII-III вв. до н.э.)
• 5) Очерк развития китайской философии
после III в. до н.э.
3. 1) Периодизация истории китайской философии
4. Периодизация истории китайской философии
1. Классический период (VII-III вв. до н.э.)2. Период первичного синтеза (III в. до н. э. - XI в.)
3. Период неоконфуцианского синтеза (XI в. - конец
XIX в.)
4. Посттрадиционный период (с конца XIX в.)
5. 2) «Чжоугунова» культурная парадигма
6. Периодизация истории династии Чжоу
I.Западное Чжоу (西周 1027-771 гг. до н.э.)2.Восточное Чжоу (东周 770-221 гг. до н.э.):
а) Чуньцю ( 春秋 «Вёсны и осени» ,770-481 гг.
до н.э.)
б) Чжаньго (战国«Воюющие царства», 481221 гг. до н.э.)
Именно на эпоху Чжаньго приходится классический период
развития китайской философии.
7. Чжоу-гун и Гуань Чжун
Чжоу-гун(周公 XI в. до
н.э.)
禮
Гуань Чжун
(管仲 725-645
гг. до н.э.)
法
8. Концепция «Небесного Мандата» тянь мин 天命
«Краеугольный камень идеологии китайского государства –
концепция Небесного Мандата, т.е. представление о том, что
правитель Китая пользуется доверием высшего божества,
которое только и позволяет ему царствовать, но исключительно
до тех пор, пока он действует во благо людей. Если же
правитель не оправдывает доверия Неба, оно повелевает
другому человеку восстать и уничтожить власть тирана… Мысль
о том, что "Мандат Неба не вечен", вбивалась в головы
наследников китайского престола и их наставникамиконфуцианцами, и министрами. Правителей побуждали являть
собой образец для всей империи, и не только во имя
абстрактных принципов, но и ради того, чтобы удержаться на
троне и продолжить династическую линию» (Х.Г. Крил).
9. Чжоуский ритуал чжоу ли 周禮
«Чжоусцы усвоили религиозный опыт Инь, по вместе с тем
полностью его переосмыслили. Избыточность и чрезмерность
архаического культа были переведены на уровень культурного
самосознания - стали объектом духовной интериоризации. Так
возник типичный для западночжоуских инскрипций императив
"неустанной почтительности по отношению к духам",
достигаемой через "денные и нощные" усилия над самим
собой - императив, в котором "эксцесс" ритуального действия
проецировался не вовне, а вовнутрь субъекта ритуала, не
столько растрачивался, сколько "сублимировался" в его
духовном усилии» (В.М. Крюков).
10. Стяжание благодати дэ 德 посредством ритуала ли 禮
Небо天
Жертвопринош
ения через
цзиньвэнь 金文
Подданные
臣
Ван 王
11. 3) Конфуций и возникновение китайской философии
12. Китай в эпоху Чуньцю (границы на VI в. до н.э.)
13. Чжоу-гун и Гуань Чжун
Чжоу-гун(周公 XI в. до
н.э.)
禮
Гуань Чжун
(管仲 725-645
гг. до н.э.)
法
14. 論語 «Лунь юй» («Избранные речи»)
Конфуций(孔子 孔夫子
孔丘 孔仲尼)
(551-479 гг. до н.э.)
論語 «Лунь юй» («Избранные речи»)
Содержит 20 глав (篇 пянь), всего 512 стихов (章 чжан)
15. 4) Классический период (VII-III вв. до н.э.)
16. Философские школы эпохи Чжаньго (по «Хань шу»; указаны семь основных школ из одиннадцати)
儒家• Конфуцианство жу цзя
道家
• Даосизм дао цзя
陰陽家 • Школа инь ян инь ян цзя
法家
• Легизм фа цзя
名家
• Школа имён мин цзя
墨家
• Моизм мо цзя
兵家
• Школа военных бин цзя
17. Текст: «墨子» («Мо-цзы»)
Мо Ди (Мо-цзы)墨翟 (墨子)
(468-376 гг. до н.э.)
Текст: «墨子» («Мо-цзы»)
53 главы, 10 из них – учение самого Мо Ди
18.
Ян Чжу楊朱
(кон. V. – нач. IV
вв. до н.э.)
Текст: 7 глава «Ле-цзы» «Ян Чжу» (《列子•楊朱篇》)
19.
Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы)莊周 (莊子)
(ок.369-ок.286 гг. до н.э.)
Текст: «Чжуан-цзы» («莊子»), 3 раздела:
Внутренние главы (內篇, 7 глав),
Внешние главы (外篇, 15 глав),
Смешанные главы (雜篇, 11 глав)
20.
Шан Ян(Гунсунь Ян)
商鞅
公孫鞅
(390-338 гг. до
н.э.)
Текст: Ряд глав из «Шан цзюнь шу» («商君書»)
21.
Мэн-цзы(Мэн Кэ)
孟子
孟軻
(ок. 372-289 гг.
до н.э.)
«Мэн-цзы» (孟子), 14 глав
22. Первая формулировка комплекса конфуцианских добродетелей
仁 жэнь человечность義 и
чувство долга
禮 ли
ритуал
智 чжи интеллект
…
23. Некоторые фразы из «Мэн-цзы»
• 人性之善也«Человеческая природа есть добро»
• 仁者無敵
«У человечного нет врагов»
• 出乎爾者 反乎爾者也
«То, что вы сделали, к вам и вернётся»
• 守孰為大 守身為大
«Соблюдение чего является важнейшим?
Соблюдение себя»
24.
Сюнь-цзы(Сюнь Куан,
министр Сюнь)
荀子
荀况 荀卿
(ок. 313- после
238 гг. до н.э.)
«Сюнь-цзы» (荀子), 32 главы
25. Базовые тезисы Мэн-цзы и Сюнь-цзы
• 人性之善也«Человеческая природа добра» («Мэн-цзы» 11.2)
• 人之性惡 其善者偽也
«Человеческая природа зла, утверждение о её
доброте ложно» («Сюнь-цзы» 23.1)
26. 5) Очерк развития китайской философии после III в. до н.э.
27.
Дун Чжуншу (Дун-цзы)董仲舒 (董子)
(190 или 179 – 120 или
104 гг. до н.э.)
Текст: «Чуньцю фаньлу» («春秋繁露»), 82 главы
28. Лоян, Монастырь Белой Лошади (白馬寺)
29.
Чжу Си朱熹
(1130-1200)
Текст: 四書集註 «Сводный комментарий к Четверокнижию»
30.
Ван Янмин王陽明
(Ван Шоужэнь 王守仁,
Ван Вэньчэн 王文成)
(1472-1529)
Тексты: 傳習錄 «Записки о воплощении в жизнь
преподаваемого», 大學問 «Вопросы к «Великому учению»