Основные черты древнегреческой философии
Основные черты античной философии
Милетская школа
Пифагорейцы
ЭЛЕАТЫ
1.00M
Категория: ФилософияФилософия

Мировоззрение, его виды и формы

1.

Мировоззрение
Обобщенная система взглядов человека на мир в целом,
на свое собственное место в нем, понимание и оценка смысла своей жизни,
деятельности
Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений,
определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а
также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт
человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный
характер
Менталитет это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их
проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его
личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт
народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер
Познавательный
компонент
СТРУКТУРА
ЦенностноЭмоциональнонормативный
волевой компонент
компонент
Практический
компонент

2.

Мифологическое мировоззрение
Неразвитость абстрактного мышления
Мифологическое мировоззрение характеризуется отсутствием каких-либо попыток
придать познанию абстрактный характер, то есть попытаться выделить в тех или
иных явлениях их главные, сущностные качества и свойства
Растворенности индивидуального существования в коллективном, где не
существовало противопоставления индивида и «других»
Проблема отношения человека к человеку, человеческого общения не выделялась
как самостоятельная
Дорефлексивность
Нечувствительность к противоречиям
Цикличное понимание времени
Синкретичность
Символичность
Коллективность

3.

ДАОСИЗМ
«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей
потерей»
ИНДУИЗМ
«Не делай другому того, от чего больно тебе»
КОНФУЦИАНСТВО
«Не делай другим того, чего не хотел бы от других»
БУДДИЗМ
«Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью
способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением
к ним, как к себе и верностью своему слову»
ИУДАИЗМ
«Не делай ближнему того, от чего плохо тебе»
ХРИСТИАНСТВО
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними»
ИСЛАМ
«Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя
самого»

4.

Религия есть символическая система для восприятия целостности мира и
обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и
действия имеют определенные конечные значения. (Р.Белла)
Функции религии
Мировоззренческая - передача религией
Интегрирующая - единении общества
человеку миропонимания, миросозерцания,
мирочувствования, мироотношения
вокруг одних принципов и направлении
общества по определенному пути развития.
Легитимизирующая - для стабильного существования общественной
системы необходимо
соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения
Дезинтегрирующая - выступая в качестве источника единения тех или иных социальных
общностей на базе того или иного вероучения, религия одновременно противопоставляет эти
общности другим общностям, сформированным на базе другого вероучения
Воспитательная - побуждает принять и реализовать определенную систему моральных ценностей.
Политическая - способность влиять на
государственный строй
Экзистенциальная - выступает для человека
смыслообразующим фактором.
В религии суть дела не в верованиях, не в тех или иных комплексах идей, а в
чувственно-эмоциональных переживаниях веры человеком. (П. Сорокин)

5.

Основной вопрос философии
Вопрос о познаваемости мира
Гносеология – учение о познании
Мир познаваем
Материализм
Идеализм
Сознание отражает объективный мир
Объективный идеализм.
Сознание человека есть постижение духовного
основания мира, самопознание духа
Агностицизм
Мир непознаваем
Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого
разума.
То, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не
будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи
в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи
— "вещи в себе".
Человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем, что за ними каков
мир, и существует ли он вне нас

6.

Основной вопрос философии
Что первично: материя или сознание?
Онтология – учение о бытие
Материализм – направление в философии, признающее первичность материи и,
считающее сознание свойством материи, т.е. вторичным по отношению к ней
Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духа, идеи,
сознания, вторичности материи, природы, бытия
Материализм : Созерцательный; Метафизический ; Вульгарный ; Диалектический
Идеализм : Объективный - в отношениях материи и сознания первичным считали
сознание (идею, дух)
Субъективный - все существует только в сознании познающего субъекта ;
образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через
чувственные ощущения
Дуализм : признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал —
духа и материи, идеального и материального ; основного вопроса философии
(что первично — материя или сознание) в действительности не существует,
так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда
714

7.

Функции философии
Мировоззренческая
рационально-теоретический способ
ориентации в мире как следствие обобщения,
интеграции всех видов человеческой
практики и культуры
Гносеологическая
оценка принципиальных возможностей познания
разработка учения о характере и закономерностях
познавательного процесса
Методологическая
разработка теории поисковой деятельности, ее
принципов, способов, норм
Социальная
гармонизация общественных отношений на
гуманитарных основаниях
Аксиологическая
утверждение социально-удостоверенных ценностей,
стандартов, идеалов, регламентирующих
многообразие общественных и личных отношений
Гуманистическая
сверхзадача философии – показать «каким» надо
быть, чтобы быть человеком
И.Кант

8. Основные черты древнегреческой философии

1. Рациональное постижение мира
2. Космоцентризм
3. Антропологизм
4. Развитие от мифологической
формы знания к логической

9. Основные черты античной философии

Антропоморфизм – (от греч.«антропос» - человек
и«морфе» - форма, вид) – уподобление человеку,
наделение человеческими психическими свойствами
предметов и явлений неживой природы, животных,
мифических существ.
Гилозоизм – (от греч.hyle–вещество, материя; иzoe–
жизнь) – философское воззрение, согласно которому
всей материи присуще свойство живого,
чувствительность, способность к ощущению,
восприятию.
Космоцентризм – направленность на осмысление
Космоса, Вселенной, т.е. природы.
Субстанция – (лат.substantia- сущность, основа) –
первооснова, сущность всех вещей и явлений
действительности. Нечто неизменное в
противоположность меняющимся состояниям и
свойствам; то, что существует благодаря самому себе и
в самом себе.

10. Милетская школа

Фалес (ок. 625 – 545 гг. до н.э.)
Философия Фалеса установила источник,
«первоначало» всего существующего: «Все сущее
происходит из воды»
Анаксимандр (ок. 611-545 гг. до н.э.)
Первоначало есть бесконечное бытие
– апейрон
Анаксимен (ок. 585 – 525 до н.э.)
Первоначалом всего сущего объявил
воздух, процессы сгущения и
разряжения которого раскрывают
природу движения

11. Пифагорейцы

Числа как первоначала
Число – основа всего сущего
Мировая гармония
Закон мироздания заключен в мировой гармонии
Гармония- есть единое во множестве
и множество в единстве
Вся Вселенная является гармонией чисел и
их отношений
Пифагор
Метемпсихоз (переселение душ)
(VI в. до н.э.)
Душа в человеке пребывает в состоянии сравнительного
несовершенства
Она состоит из трех элементов: разум, ум, страсть

12.

Первоначалом является огонь
ГЕРАКЛИТ
ок. 530—470 до н.э.
Космос един, а все сущее, никем не сотворенное, всегда было,
есть и будет вечно живым огнем, то загорающимся, то
потухающим
Огонь как основа
мироздания вечен, в то
время как космос не вечен
Всеобщее развитие и изменение вещей, их борьба и переход в свои
противоположности
Всё происходит через борьбу: борьба – отец всего
Всё течёт, всё изменяется
В одну реку нельзя войти
дважды
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному
принципу – логосу

13. ЭЛЕАТЫ

В философию вводится понятие БЫТИЯ
Бытие существует, а небытие не существует.
«Мышление и бытие одно и то же»
Оно есть основа реальности
Вечно, цельно, неделимо, неподвижно и
неуничтожимо
Парменид
(540-480 гг. до н.э.)
Истинность доступна для познания разумом, в
опыте формируется лишь ошибочное мнение о
свойствах природы
Создал знаменитые апорий, направленных на
опровержение возможности помыслить
движение и множественность
Зенон
(490-430 гг. до н.э.)

14.

Быстроногий Ахиллес никогда не догонит
черепаху, если в начале движения черепаха
находилась впереди на некотором расстоянии
от него
Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину
пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала
преодолеть половину половины, и так до бесконечности.
Поэтому движение никогда не начнется.
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а
поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.
English     Русский Правила