Похожие презентации:
Российская философия
1. Тема 7. Российская философия
План1. Предпосылки формирования философии
в Киевской Руси
2. Философия «Московского периода»
3. Российское Просвещение
4. Философия XIX – начала ХХ вв.
5. Советская и постсоветская философия.
2. 1. Предпосылки формирования философии в Киевской Руси
крещение Руси в 988 г.,создание славянской азбуки и перевод с
греческого на старославянский язык
богослужебных книг;
приобщение к духовному наследию
Византии;
влияние позднеантичной философии и
восточноевропейской средневековой
патристики.
3.
Первое определениефилософии,
данное просветителем
Кириллом:
«знание вещей божественных и
человеческих, насколько человек может
приблизиться к Богу, что учит человека
делами своими быть по образу и подобию
сотворившего его»
(«Житие Кирилла», составленное
его братом Мефодием)
4.
Представители:митрополит Илларион
«Слово о законе и благодати»
(осмысление мировой истории,
обоснование княжеской власти);
митрополит Никифор (XI - нач.XII вв.)
«Послание Мономаху о посте
и воздержании чувств»
(идеи христианизированного платонизма)
5. 2. «Московский период» развития философии
утверждение Русского централизованногогосударства во главе с Москвой;
идея «Москва – Третий Рим»
(старец Филофей, монах Псковского
Спасо-Елизарова монастыря);
конфликт между
нестяжателями (Нил Сорский) и
иосифлянами (Иосиф Волоцкий)
в конце ХV – начале XVI вв.
6. Известные нестяжатели:
Сергий Радонежский (XIV в.) – основательТроицкого монастыря, духовного центра
православия;
Максим Грек (1470-1556) –монах, переводчик
богослужебных книг.
Определение философии:
«благоукрашение нрава законополагает и
гражданство составляет нарочито;
целомудрие, мудрость и кротость
восхваляет, добродетель и порядок
восстанавливает в обществе»
7. 3. Российское Просвещение
Предпосылки:открытие первых высших учебн. заведений:
- Киево-Могилянская академия (1631)
основатель Петр Могила;
- Славяно-греко-латинская академия (1687)
основатель Симеон Полоцкий;
реформы Петра I и просветительская
деятельность Екатерины II;
становление университетской философии:
-университет при Петербургской академии наук
(1724); Московский университет (1755).
8.
Представители:Григорий Саввич Сковорода (1722-1794)
- нравственно-антропологическая философия,
изложенная в притчах, диалогах, стихах.
«Мир ловил меня, но не поймал».
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
- материалистическая философия,
- основы научного мировоззрения;
Александр Николаевич Радищев (1749-1802)
- социально-философские воззрения,
- антропологизм.
9.
Основные направленияроссийской философии XIX века
Декабристская философия;
Философия западников и
славянофилов;
Консервативная монархическая
философия;
Революционно-демократическая
философия;
Философские воззрения Ф.М.
Достоевского и Л.Н. Толстого
10. Декабристская философия
Представители:П.И. Пестель
Н.М. Муравьёв
И.Д. Якушкин
Основные идеи (перекликались с идеями французских
философов XVIII в.):
- личная свобода человека ;
- развитие правового государства, ограничение
монархизма (►Ш. Монтескье);
- теория естественного права (►Ж.Ж.Руссо, Вольтер);
- отмена крепостного права в России (►Д.Дидро,
Вольтер)
11. Философия западничества
Основная идея: «европеизация» России.Представители:
А.И. Герцен;
Н. П. Огарев;
К.Д. Кавелин;
В.Г. Белинский.
Ориентация на западную философию
(материализм, эмпиризм), отрицание особого,
отдельного от Европы пути развития России.
12. Философия западничества
13. Философия славянофилов
Представители:А.С. Хомяков;
И.В. Киреевский;
Ю.Ф. Самарин;
братья К.С. И А.С. Аксаковы
В основе развития российского государства
видели принципы общинности, соборности,
коллективизма, набожности;
Ключевые понятия славянофильства:
«цельность духа», «соборное сознание».
14. Консервативно-монархическая философия
Представители:К.Н. Леонтьев
«Восток, Россия и славянство»
(идея спасения России путем самоизоляции от
воздействия Западной Европы)
Н.Я. Данилевский «Россия и Европа»
(теория культурно-исторических типов)
Лозунг данного направления:
«Православие, самодержавие, народность».
15. Революционно-демократическая философия
Направления:аграрное
(Н.Г. Чернышевский);
народничество
(Н.К. Михайловский; М.А. Бакунин; П.Л. Лавров;
П.Н. Ткачёв);
анархическое
(П. Кропоткин);
марксизм
(Г.В. Плеханов).
16. Философия народничества
Представители:П.Н. Ткачёв
(«революционный макиавеллизм»,
«якобинство»);
П.Л. Лавров
(учение об особых путях развития
России, о крестьянстве как носителе
социалистического идеала);
М.А. Бакунин
(гегельянец,
революционно-анархические воззрения);
17. Анархическая философия
П.А. Кропоткин- революционно-анархические
взгляды, идея «безгосударственного
коммунизма» - нового общественного
строя в виде вольного федеративного
союза самоуправляющихся единиц.
18. Российская философия ХХ века
Направления:Русская религиозная философия;
Философия космизма;
Философия русского зарубежья;
Философия в СССР;
Философия в постсоветской России.
19. Русская религиозная философия
Представители:С.Н. Булгаков
– идея объединения всех
христианских церквей в
единую
«экуменическую»Церковь;
П.А. Флоренский
- идея мирового единства;
интересные
предположения в области
свойств пространства и
времени, скорости света.
20. Русская религиозная философия
Представители:Н.А. Бердяев
– проблемы личности, свободы и творчества,
смысла жизни и смерти (религиозный
экзистенциализм);
В.С. Соловьев
- философия всеединства (представление о
Софии – космической мудрости, идея
построения теократии – совершенного
государства, основанного на религиозных
принципах)
21. Философия космизма
Представители:1. Естественнонаучный космизм:
В. И. Вернадский
– теория ноосферы – сферы человеческого разума.
Поддерживал идею панспермии;
К.Э Циолковский
«Земля — колыбель человечества, но не вечно же
жить в колыбели!»
- сторонник концепции панспермии и панпсихизма;
представление о дальнейшей эволюции
человечества в космосе; теория космических
полетов.
А.Л. Чижевский
- теоретические разработки в области гелиобиологии.
22. Философия космизма
2. Религиозно-мистический космизмН. Ф. Федоров
Философия общего дела
– соединение религиозной идеи всеединства
с естественнонаучной идеей освоения
космического пространства. Главной задачей
видел преодоление конечности человеческой
жизни.
Н.В. Бугаев
Концепция космических монад – духовных
единиц, концентрирующих «воспоминания
прошлого», повсеместно распространенных
во Вселенной.
23. Философия русского зарубежья
Представители:И.А. Ильин - идеолог Российского
общевоинского союза (РОВС), теоретик
Белого дела;
Г.П. Федотов – философ и публицист, в
центре внимания - проблема культурного
развития России (формирование
патриотических интеллектуальных сил);
Л. Шестов – русский экзистенциалист,
центральные понятия его философии- жизнь
человека, его права и поступки.
24. Философия русского зарубежья
И.А. Ильин – философияполитики.
- идея построения
«органической монархии»;
- противник «христианского
интернационализма» с идеей
особой религиозной
мессианской роли России;
- исследование тоталитаризма,
который определял как потерю
«духовного достоинства
народа»;
- прогноз послереволюционного
развития России.
25. Философия в СССР
Этапы развития советской философии:1917-30-е гг. – начало идеологизации
философии, дискуссии в рамках давления
официального марксизма-ленинизма;
1930-е – 50-е гг. – период полной
идеологизации философии, определяющее
воздействие на философию позиции И.В.
Сталина;
50-е – 80-е гг. – возрождение
самостоятельности философии, расширение
круга философских исследований, развитие
деятельности философских журналов.
26. Философия в СССР
Представители советской философииН.И. Бухарин (проблемы психики и
сознания);
А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
Л. Гумилев (концепция этногенеза);
М. Мамардашвили (проблемы человека,
морали, нравственности);
Ю.Лотман (общество, философия, история,
вопросы семиотики).