Содержание и особенности Послания к Колоссянам
Колоссы и колосская церковь
«Семь асийских церквей»
Место и время написания Кол.
Аутентичность Кол.
Причины написания Кол.
Основные темы Кол.
Екклезиология
70.28K
Категория: РелигияРелигия

Содержание и особенности Послания к Колоссянам

1. Содержание и особенности Послания к Колоссянам

2.

• Многие лица, упоминаемые в Флм., вновь встречаются в
Послании к Колоссянам. Это и неудивительно, так как адресатом
является та самая христианская община, членом и видным
деятелем которой был Филимон
• То, что оба послания могли быть написаны примерно в одно
время, отчасти подтверждается некоторыми конкретными
частными соответствиями (ср. Кол. 4, 10-14 и Флм. 23-24). Все это
дает формальные основания связывать эти послания друг с
другом, хотя в силу других признаков — уже того, что одно
является частным письмом, а другое посланием к общине, —
между ними имеются и большие различия

3. Колоссы и колосская церковь

• Колоссы были небольшим городом на берегу реки Ликус, на юге
Фригии (юго-запад совр. Турции), который процветал во времена
ап. Павла, но уже давно не существует в действительности
• После землетрясения 60-61-го годов остались одни руины,
обнаруженные лишь в 1885 году
• Ныне поблизости находится селение Хонас — древние Хоны, в
которых в IV веке христианской эры было явлено чудо
архистратига Михаила (память 6 сентября по ст. ст.). В близком
соседстве и тесных связях с Колоссами были Лаодикия и
Иераполь

4. «Семь асийских церквей»

• Все эти города, как и ряд других («семь асийских церквей»),
находились «в орбите» крупнейшего малоазийского портового городацентра Ефеса
• Все эти города, как и ряд других («семь асийских церквей»),
находились «в орбите» крупнейшего малоазийского портового городацентра Ефеса
• Правда, сам апостол вряд ли отлучался из Ефеса (ср. Деян. 19, 9-10).
Миссионерством занимались его помощники и сподвижники
• Так, община в Колоссах была основана, скорее всего, Епафрасом (Кол.
1, 7; 4, 12), жителем самих Колосс, обращенным ап. Павлом.
Аналогичным образом были основаны общины и в Лаодикии, и в
Иераполе

5.

• Все три общины активно общались между собой, так что Павел
рекомендует им даже обмениваться посланиями, с которыми он
к ним обращался (Кол. 4, 16).
• Таким образом, Кол., как и Рим., — еще одно послание,
адресованное Павлом общине, в которой он сам никогда не был,
но о христианской жизни которой был хорошо осведомлен:
• Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда
молясь о вас, 4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о
любви ко всем святым (Кол. 1,3-4)

6. Место и время написания Кол.

• Как и в случае с Флп. и Флм., дата и место написания Кол.
определяются по-разному: возможна как традиционная
«римская» гипотеза и соответственно более поздняя датировка
(58-63-й годы или даже позднее), так и имеющая ныне много
защитников «ефесская» гипотеза с более ранней датировкой (5658 годы)

7. Аутентичность Кол.

• Кол. имеет несколько отличный характер по сравнению с уже
рассмотренными нами посланиями ап. Павла. Отличие касается
двух аспектов: во-первых, языка и стиля, а во-вторых,
богословских идей
• Следует принять во внимание, что Павел всегда писал послания,
как правило, не собственноручно, а лишь подписывая то, что
надиктовал или просто высказал для изложения кому-то из
помощников-секретарей. В данном случае послание могло быть
если не продиктовано, то составлено в свободной манере и
подписано Павлом

8. Причины написания Кол.

• Причины написания Кол. в чем-то схожи с причинами написания Послания к
Галатам. Вновь Павел противостоит не столько внутренним церковным
нестроениям (как, например, в случае с коринфянами), сколько внешней
доктринальной угрозе, которая может исказить христианское Благовестие
• Как и галаты, колоссяне были в основном христианами из язычников.
Правда, обличительный тон в Кол. гораздо спокойнее нежели в искрящемся
полемической страстностью Гал.
• Да и угроза иная по своему содержанию, чем в случае с галатами: это не
иудействующие смутители, принуждавшие христиан — бывших язычников
— к тотальному исполнению Закона. Проблемно-обличительная часть Кол.
содержится в 2, 8-23 и начинается с такого предостережения:
• Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым
обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по
Христу (Кол. 2, 8)

9.

• Что имел в виду Павел под философией и пустым обольщением и от
кого предостерегал он колоссян — в самом деле, вопрос, допускающий
различные решения
• И все они конструируются по «зеркальному» принципу: то, на чем
особенно настаивает Павел, есть прямая противоположность
соответствующим пунктам предполагаемого лжеучения
• Например, если апостол настаивает на надмирности и
исключительности Христа (Кол. 1, 16-17), то, значит, лжеучители
утверждали, что Христос есть одно из посреднических звеньев,
связующих трансцендентного Бога с тварным миром
• Если же апостол подчеркивает универсализм спасения в Церкви для
всех (Кол. 1, 20. 28; 3, 11), то, следовательно, лжеучители внушали
чувство превосходства и исключительности только какой-то отдельной
группы людей — естественно, адептов их учения

10.

• Чаще всего считается, что апостол имеет в виду какое-то
синкретическое учение с элементами иудейства и зарождающегося
гностицизма — тех опасностей, между которыми старалась выстоять
первохристианская Церковь
• К сожалению, наши сведения о гностицизме I века очень и очень
скудны, особенно по сравнению с более подробными данными о
развитых гностических системах II века, так что можно лишь примерно
обрисовать его контуры, какими они были во времена написания Кол.
• Кол. 2, 8 даже создает впечатление, что речь идет лишь о
потенциальной опасности: Мы не можем быть уверены, что колосские
христиане полностью осознавали, что им угрожает

11.

• Опять упоминаются обрезание (Кол. 2, 11-13; 3, 11), праздники и пищевые законы (Кол. 2, 16.
21) — характерные требования иудействующих (ср. Гал.). В то же время говорится о «стихиях
мира» (Кол. 2, 8. 20; ср. Гал. 4, 3. 9), «служении (почитании) Ангелов» (Кол. 2, 18) —
гностических понятиях. Сам Павел берет на вооружение ряд гностических терминов, например
«тайна» (μυστήριον), «полнота» (πληρώμα), «премудрость» (σοφ'ια), «знание» (γνώσις):
• ... исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым
Его (Кол. 1, 25-26);
• ... для познания тайны Бога и Отца и Христа (Кол. 2, 2);
• ... возвещать тайну Христову (Кол. 4, 3).
• ...чтобы в Нем обитала всякая полнота (Кол. 1, 19);
• в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9);
• ... и вы имеете полноту в Нем (Кол. 2, 10).
• ... чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и ра-зумении духовном
(Кол. 1, 9);
• Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости (Кол.
1,28);
• в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3) и др.

12.

• В соседнем с Колоссами городе Иераполе, как замечал Страбон, был
центр фригийских мистических культов
• В Колоссах почитание языческой богини Кибелы имело глубокие корни
и отличалось тенденцией к экстравагантности. Восточные идеи легко
распространялись по торговым путям Ликийской равнины и жадно
впитывались ее жителями
• Здесь были развиты не только местные фригийские, но и восточные
культы (Исиды, Митры), а также почитание греко-римских божеств.
Плюс к этому — иудейская составляющая с ее почитанием Единого Бога
• Рано или поздно не могло не возникнуть желание — как это уже было
во времена ветхозаветных пророков (напр., см. 3 Цар. 18, 21) и как это
многократно повторялось и повторяется в христианской истории и
современности — соединить несоединимое: языческое почитание
всевозможных божеств, духов, «стихий мира» и других сил, влияний и т.
п., с одной стороны, и служение только одному (Единому) истинному
Богу

13.

• Синкретическая смесь зачастую бывает достаточно
привлекательно и грамотно, по крайней мере, при внешнем
впечатлении, «философски» оформлена. Поэтому Павел именует
ее философией, прибавляя, как синонимичную, откровенно
уничижительную характеристику «пустое обольщение».
Несколько ниже апостол дает и такую характеристику:
• Это имеет только вид мудрости в самовольном служении,
смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о
насыщении плоти (Кол. 2, 23).

14. Основные темы Кол.

• Итак, Посланию к Колоссянам свойственны как преемство, так и
новизна по отношению к тем богословским идеям, которые ап. Павел
высказывал в предыдущих посланиях. Прежде всего это касается
христологии (учения об Иисусе Христе) и екклезиологии (учения о
Церкви)
• Христологический гимн (Кол. I, 15-20) Яркий пример новизны и
преемства — небольшой пассаж в середине 1-й главы (стт. 15-20). Изза очевидной торжественно-гимнографической формы его не без
оснований относят к числу раннехристианских гимнов. Некоторые из
них встречаются в различных книгах Нового Завета, в том числе и в
посланиях ап. Павла (Флп. 2, 6-11)
• Возможно, гимн был составлен еще до Павла и использовался в
κοлосской церкви или во всем Ефесском регионе

15.

• Вот Павел и приводит его как очень уместный в полемике с
лжеучением, вставив лишь, может быть, некоторые фразы для
обострения смысла
• Христология получает отчетливые очертания учения о
божественной предвечности и надмирности. Нетрудно заметить
здесь предвосхищение Иоанновой христологии, самое яркое
выражение которой содержится в Прологе Ин.:
• 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; 2
Оно было в начале у Бога; 3 Все чрез Него начало быть, и без
Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1-3)

16.

• Столь четко и быстро (это еще только 50-60-е годы I века)
кристаллизующееся учение о божественности и предвечности
(«перворожденности») Христа имеет внушительные
ветхозаветные корни. Самая близкая параллель —
персонифицированная Премудрость в ветхозаветных книгах
Премудрости

17.

• Апостол перечисляет престолы, господства, начала, власти... (ср. Εφ. 1,
21; 6, 12). Имеются в виду ангельские чины, чье существование Павел
совсем не ставит под сомнение. Более того, как раз на этой Павловой
санкции утверждается христианское учение об ангелах (ангельских
чинах)
• Павел принимает язык такой ангелологии (связанной как с
гностицизмом, так и с иудейством), но при этом утверждает, что все
разновидности ангелов и небесных сил, как и весь тварный мир,
созданы Христом, как образом (εικών) Бога невидимого.
• «Надо обратить внимание и на смелость языка:
• «Все в Нем состоит... через Него вновь примирить все для Него»

18.

• Это язык богословскои концепции, вознесенный на уровень
преклонения и хвалы»
• Немаловажное значение имеет термин «полнота» (πληρωμα),
встречающийся в Кол. трижды. В гностицизме Π века (учение
Валентина) под полнотой (можно это слово использовать без
перевода — «плерома») подразумевалась полнота эманации, т. е.
истечений от Бога в мир, хотя Сам Бог пребывает над всеми ними.
В других системах (герметизм) о Боге говорилось как о полноте
блага, а о мире как о полноте зла

19.

• . Ни одно из перечисленных пониманий не соответствует тому, о чем пишет
Павел. Смысл разбираемого Кол. 1,19 («чтобы в Нем обитала всякая
полнота») становится понятен из Кол. 2, 9:
• ... в Нем обитает вся полнота Божества телесно
• Бог в полноте присутствует во Христе. На языке Иоанновой христологии
сказано будет:
• И Слово стало плотию (Ин. 1, 14; ср. 1 Ин. 4, 2)
• Ангелология довольно широко представлена в Новом Завете, причем уже как
имеющееся наследие иудаизма. В Кол. 1, 13. 16; 2, 10. 15; Εφ. 1, 21; 2, 2; 3, 10;
6, 12 встречаются такие наименования ангельских чинов: άρχα'ι (начала),
θρόνοι (престолы), κυριότητες (господства), έξουσ'ιαι (власти), δυναμις (силы),
которые выступают и как противники Бога, «мироправители (κοσμοκράτοροι,
Εφ. 6, 12) тьмы века сего», и как ангелы Божии. Это отражено в последующем
христианском Предании, например, в евхаристических молитвах (см.
евхаристическая молитва Литургий свт. Василия Великого, Иоанна Златоуста
и др.)

20. Екклезиология

• Аналогичным образом расширяется понимание и термина
«Церковь» (εκκλησια). В более ранних посланиях ап. Павла слово
«церковь» обычно обозначает местную христианскую общину
(см., напр., начало почти любого из ранних посланий). В таком
случае слово пишут в современной орфографии обычно с
маленькой буквы. В то же время в 1 Кор., где много говорится об
устроении церковной жизни, о Церкви (скорее, с большой буквы)
говорится и как о некоей идее, задуманной и воплощенной
Богом, по образу которой и должна созидаться каждая
конкретная церковь-община. В обоих этих случаях речь идет о
Церкви в человеческой сфере

21.

• В Кол. «Церковь» (однозначно с большой буквы) означает
универсальное, вселенское в космическом смысле единство: вся
тварь, весь мир, вся вселенная, все, что создано Богом, должно в
конечном итоге составить Церковь
• Такое убеждение напрямую связано с христологией, только что
разобранной на примере христологического гимна. Можно сказать,
что сдвигу в христологии абсолютно параллелен и аналогичен сдвиг в
екклезиологии. Учение о Церкви как о Теле Христовом, развитое еще в
1 Кор. 12 и имеющее в виду многообразие человеческих служений в
одной Церкви под единой главой — Христом, лишь наполняется
вселенским содержанием. Как Христос есть рожденный прежде
всякой твари, «и все Им стоит», так и Церковь есть это самое «все»
или, как сказано будет в Εφ., «полнота Наполняющего все во всем»
(Εφ. 1, 23)

22.

• Таким образом, вера ап. Павла постоянно сохраняет
неразрывную связь Иисуса Христа с Церковью. В какие бы
глубины или высоты ни забиралась его богословская мысль, в ее
центре всегда остается Христос, с которым неразрывно связана
Церковь — так же точно, как они были связаны, если не
тождественны в самое первое мгновение призвания Савлагонителя Церкви, когда он услышал: «Савл, Савл! что ты гонишь
Меня?»
English     Русский Правила