Послание к Филимону
Авторство
Причины, место написания и основная тема Флм.
Церковное значение Флм.
55.49K
Категория: РелигияРелигия

Послание к Филимону

1. Послание к Филимону

2.

• Послание к Филимону — по содержанию частное и самое
короткое из посланий ап. Павла. Это даже не послание, а письмо
• Личный адресат имеют и Пастырские послания (Тит., 1 и 2 Тим.),
но так как Тит и Тимофей были поставлены Павлом руководить
Церковью, то и послания, обращенные к ним, затрагивают более
общецерковные, далеко не частные темы
• Особенностью Флм. является то, что написанное по очень
конкретному частному случаю, это послание отражает взгляд
апостола Павла на устроение внутри-христианских
взаимоотношений на уровне не общины, а отдельных личностей

3.

• Подобно тому как в капле воды отражается весь окружающий
мир, в этом частном случае проявляется видение Павлом
церковного мироустройства
• Самое интересное, что по формальному признаку — как одно из
посланий «из уз» — Флм. примыкает к таким глобальновселенско-космическим по своей тематике Кол. и Εφ., отчего
соотношение этой маленькой «капли воды» с «мировым
океаном» Церкви выглядит еще более парадоксально: учение о
мире, который принес с собою Христос, чтобы «примирить с
Собою все», для Павла является не оторванным от жизни
богословствованием, а принципом, который преображает всю
жизнь во всех ее самых частных проявлениях

4.

• Поэтому Церковь имела все основания дать этому посланию
место в каноне священных книг. То решение частного случая,
которое ап. Павел предлагает в этом послании, имеет глубокое
принципиальное значение

5. Авторство

• Адресатом был молодой состоятельный христианин по имени
Филимон, житель Колосс — города в долине реки Ликус в Малой Азии.
Павел приветствует также Апфию (по мнению свт. Иоанна Златоуста,
супругу Филимона) и Архиппа, а также его «домашнюю церковь»
(οικόν σου εκκλησία)
• Предполагают, что Филимон был обращен Павлом во время
пребывания апостола в Ефесе — малоазийском центре, к которому
шли все дороги из окрестных городов, в том числе и из Колосс. Более
того, Филимон и вся его домашняя церковь активно участвовали в
жизни колосской церкви, занимаясь миссионерством, о чем
свидетельствует тот факт, что и Филимон, и Архипп (так же как и
Онисим), причислены Церковью к лику 70-ти апостолов, а Апфия — к
лику равноапостольных жен

6. Причины, место написания и основная тема Флм.

• Из содержания Флм. можно сделать вывод, что в свое время от
Филимона сбежал раб по имени Онисим, чем нанес хозяину
моральный и материальный ущер. Спасаясь в бегах, Онисим
встретился с Павлом, находящимся под стражей

7.

• Не исключено, что Онисим знал об уважении, которое Филимон
питал к Павлу как к своему духовному отцу. Что касается того, в
каких Павловых узах состоялась эта встреча, то традиционным
мнением, повторимся, является «римская» гипотеза (в Рим
сбегалось множество беглых рабов), хотя в последнее время
большую поддержку имеет «ефесская»
• Флм. было написано в конце 50-х годов
• Павел обратил Онисима в христианство, о чем он сам и пишет в
характерных выражениях:
• ... которого родил я в узах моих (Флм. 10; 1 Фес. 2, 11)

8.

• Апостол поначалу рассчитывал на Онисима как на своего помощника
в благовествовании, но, узнав о том, что Онисим как раб принадлежит
Филимону, должен был признать права хозяина и вернуть ему раба.
Закон предписывал суровое наказание раба за бегство, но Павел
просит Филимона решить этот вопрос в духе христианской любви:
• Ты же прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его,
дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; и
но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело
твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для
того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как
уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем
больше тебе, и по плоти и в Господе

9.

• Павел специально подчеркивает, что он именно просит, а не
приказывает, хотя мог бы и приказать, имея авторитет апостола и
духовного отца. Перед нами яркий пример новозаветного
понимания власти и авторитета в Церкви
• Павел прекрасно понимает, что он — большой авторитет, но
предпочитает просить и убеждать, хотя при этом он, как человек
проницательный, использует и риторические, и психологические
приемы» ( Флм. 19):
• Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать
тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я,
Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа

10.

• Называя себя старцем (πρεσβύτης, ср. Лк. 1, 18), Павел имеет в виду
возраст: ему было уже около 60 лет, что дает ему дополнительный
авторитет в общении с молодым Филимоном. А напоминая о своих узах,
Павел привлекает еще один аргумент: сам будучи узником, он просит о
прощении другого
• Павел просит почти о невозможном: социальное расслоение в Римской
империи было необычайно широким и воспринималось как незыблемая
норма . Тем более дерзновенной, если не дерзкой и странной, выглядит
просьба Павла о провинившемся рабе к «потерпевшему» от него хозяину
принять его как «брата возлюбленного».
• Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.
Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел,
написал моею рукою: я заплачу, не говорю тебе о том, что ты и самим
собою мне должен. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в
Господе; успокой мое сердце в Господе. Надеясь на послушание твое, я
написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю

11.

• Не совсем понятно, правда, из каких средств Павел собирается
платить, находясь в тюрьме. Во всяком случае, он недвусмысленно
говорит о своем скором освобождении:
• А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по
молитвам вашим я буду дарован вам.
• Апостол рассчитывает, что Филимон в свою очередь вернет ему
Онисима для сотрудничества. Означает ли это, что Филимон должен
был еще и дать Онисиму свободу? Об этом не говорится, но наверное,
так оно и случилось. В Кол. 4, 9 об Онисиме говорится как о «верном и
возлюбленном брате нашем, который от вас». Существует даже
предположение, что Онисим был поставлен епископом Ефесским
(Послание св. Игнатия к Ефесянам, 1, 3; 2, 1; 6, 2 5П)

12. Церковное значение Флм.

• Озвученное еще святыми отцами (напр., блаж. Иеронимом )
удивление по поводу того, почему частное письмо стало
Священным Писанием, правомерно лишь при «первом
приближении». На самом деле Флм. на конкретном примере
задает «систему координат» в христианских личностных
взаимоотношениях. Тем более актуально, если не революционно
оно звучало во времена рабовладения
• Называя Онисима своим сыном, которого он родил во Христе, и
представляя его Филимону как его «брата», апостол тем самым
отвергает распространенное в его время отношение к рабам как к
неодушевленной вещи. Это был нравственный переворот,
ниспровергающий сам принцип рабовладения

13.

• Вместе с тем ап. Павел, как и другие библейские
богодухновенные авторы, начиная с ветхозаветных пророков,
совершенно не ставит целью переустройство общественнополитических отношений. Напротив, он, сам будучи римским
гражданином, уважает гражданские права Филимона, но при
этом просит его в своем частном, личном порядке превзойти это
право в свете христианских отношений

14.

• Не нарушая и даже не стремясь нарушить общественно-политическое
устройство вне Церкви, апостол в то же время призывает строить
внутрицерковные отношения на основе любви во Христе. Здесь
уместно привести более общие рассуждения, высказанные Павлом
еще в 1 Кор
• Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты
призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то
лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть
свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб
Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами
человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и
оставайся пред Богом (1 Кор. 7, 20-24)

15.

Также см.:
• все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже
Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола,
ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 27-28)
• Нужно было пройти векам, чтобы эти Павловы принципы — точнее,
христианские принципы, наиболее четко озвученные Павлом, — были
отчасти реализованы (только в последние века), когда появились такие
понятия, как «свобода» и «права человека». Не говоря уже о том, с
каким трудом и недобросовестными спекуляциями эти принципы
реализуются на практике в истории и современности
English     Русский Правила