Похожие презентации:
Послание к Колоссянам. Продолжение
1. Послание к Колоссянам Продолжение
2. Практические наставления
• На убеждении в единстве Христа и Церкви зиждутся и все практическиеувещания ап. Павла, которыми, как всегда, заканчивается послание. Апостол
призывает сохранять единство внутри церкви (как христианской общины),
переживая свое полное единение со Христом:
• 1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос
сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и
жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. 4 Когда же явится Христос, жизнь
ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. 5 Итак, умертвите земные члены
ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое
есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. 8 А теперь
вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9
не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10 и
облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего
его, " где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара,
Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 1-11)
3.
• В Кол. 3, 18-4, 1 содержится один из пяти новозаветных перечнейэтических обязанностей домашних членов христианских семей:
• 18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. 19
Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. 20 Дети,
будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно
Господу. 21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не
унывали. " Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в
глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте
сердца, боясь Бога.23 И все, что делаете, делайте от души, как для
Господа, а не для человеков, 24 зная, что в воздаяние от Господа
получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. 25 А кто
неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет
лицеприятия. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое,
зная, что и вы имеете Господа на небесах
4.
• Аналогичные списки этических обязанностей входили и в популярныефилософские системы: регулировалось поведение в семье всех ее
членов — родителей, братьев и сестер, мужей и жен, детей, других
родственников, слуг и т. п.
• Развивающиеся христианские общины, конечно, нуждались в
руководстве в таких вопросах, связанных с повседневной практикой
общения. Нужно было, чтобы и внешнее общество могло увидеть
конкретные плоды христианства в области этики и признать в них
достойных членов общества, а не каких-нибудь неблагонадежных
граждан или развратителей нравственности
• Это было особенно актуально для общин из язычников, которые до
своего обращения вовсе не были знакомы с высокой библейской
этикой
5. Идеи и образы эллинистической мысли в Послании к Колоссянам (анализ отдельных фрагментов)
Идеи и образы эллинистической мысли в Послании кКолоссянам (анализ отдельных фрагментов)
• Вероучительная часть Кол. 1,9-11
• В молитве Павла ясно выражены две просьбы, вполне созвучные
основным идеям стоицизма: о том, чтобы верующие исполнились
познанием воли Божией и о том, чтобы Бог дал силы исполнять Его
волю
• Павел говорит о том, что мы должны больше стараться услышать Бога,
а не пытаться, чтобы Он услышал нас; мы должны не столько пытаться
побудить Бога сделать то, что нужно нам, сколько узнать, что Он хочет,
чтобы сделали мы. Ведь так часто мы, в действительности, говорили в
молитве: "Да изменится воля Твоя", тогда как мы должны были бы
сказать: "Да будет воля Твоя". Первейшая цель молитвы заключается
не столько в том, чтобы говорить Богу, а чтобы слушать Его
6.
• Это познание Бога надо перевести в нашу человеческуюситуацию. Апостол пишет о том, что мы молим о духовной
мудрости. Духовная премудрость – σοφία определялась в
греческой философии как знание основ, первопричин
• Разумение - σύνεσιϛ, определяли как критическое знание,
понимая под этим способность применить знание
первопричины к любой жизненной ситуации
• Таким образом, молясь о том, чтобы его друзья исполнялись
познанием премудрости и разумения, Павел молится о том,
чтобы они поняли великие истины христианства и были способны
применять их в каждодневных задачах и решениях
7.
• Это знание воли Божией, эти мудрость и разумение должныпроявиться в правильном поведении. Павел молится о том, чтобы
его друзья поступали достойно Бога. В мире нет ничего более
практичного, чем молитва
• Это не бегство от реальности. Молитва и действие идут рука об
руку. Мы молимся не для того, чтобы бежать от жизни, а для того,
чтобы быть готовыми мужественно проходить её
8.
• Просительная часть молитвы Павла заканчивается мольбой отрех качествах. Павел молится о том, чтобы его друзьям были
дарованы терпение, великодушие и радость. Терпение и
великодушие - это два стоических термина, которые часто
употреблялись вместе
• Υπομονή (терпение) не означает смиренно склонить голову
перед жизненными обстоятельствами и выдерживать поток
событий
• Хупомоне - это побеждающее терпение, это способность
мужественно преодолеть все, что может причинить нам жизнь
9.
• Μακροθυμία (великодушие) чаще всего переводится какдолготерпеливый, но в основе его лежит значение терпеливость в
отношении людей и в отношениях с людьми. Это свойство ума и
сердца, которое дает человеку способность так относиться к людям,
что их злобность и жестокость никогда не вызывают в нем резкости,
что их неспособность научиться чему-то не вызовет у него отчаяния,
что их глупость не раздражают его
• Μακροθυμία - это качество человека, который никогда не теряет
терпения в общении с людьми
• Помимо всего этого христианину нужна еще радость. Христианский
путь - это не беспощадная борьба с обстоятельствами и людьми, а
спокойное отношение к жизни, основанное на знании сути
происходящих событий
10.
• Кол. 2,1• Перед нами на короткое время поднимается занавес и мы можем
бросить взгляд на Ефесские события. Павел, как настоящий стоик идет
на на борьбу (подвиг) ради христиан, которых он никогда не видел и
даже не знает, как они к нему относятся
• Он ставит на одну доску с колоссянами лаодикийцев и жителей
Иераполя и говорит о тех, кто не видел лица его во плоти
• Слово, переведенное в русской Библии как подвиг, (борьба) в
греческом - очень выразительное - αγον, от которого происходит
слово агония. Павел ведет борьбу за неизвестных ему людей на
пределе своих человеческих возможностей. Мы должны помнить, что
когда Павел писал это послание, он находился в тюрьме в ожидании
суда и, вероятнее всего, осуждения. В чем же тогда заключалась эта
борьба?
11.
• Вполне может быть, что в душе Павла шла внутренняя борьба. Оннаходился в тюрьме, в ожидании суда, в конце которого,
учитывая политический характер обвинений, вероятнее всего,
была смерть. По человечески было бы объяснимо проявить
малодушие и поступиться истиной ради своей безопасности.
Павел хорошо знал, что такое дезертирство будет иметь
гибельные последствия
• Он вел борьбу не за себя одного, но и за тех, чья вера напрямую
зависела от мужества апостола
12.
• Кол. 2,13-15• Все великие учители мыслили в образах и картинах. Павел также
использует здесь целый ряд ярких картин, чтобы показать, что сделал
Бог для людей в Иисусе Христе.
• Иисус истребил рукописание о нас, которое было против нас
• Рукописание (χειρογραφον) в буквальном смысле это автограф, а его
специфическое значение - простой вексель, подписанный должником
в подтверждении суммы долга. Это было почти точно то же, что у нас
называется формальной долговой распиской
• Человеческие грехи составили огромный список долгов Богу, которые,
можно сказать, люди сами признали. В Ветхом Завете неоднократно
показаны дети Израиля, слушающие и принимающие законы Божии и
накликающие на себя проклятия, если они их не соблюдали (Исх.
24,3; Втор. 27,14-26)
13.
• Истребить (εξαλειψας) Древние писали свои документы или напапирусе, своего рода бумаги, изготовленной из сердцевины
камыша, или на пергаменте, изготовлявшемся из шкур животных.
И то и другое стоили очень дорого и их, конечно, нельзя было
просто испортить и выбросить. Чернила древних не содержали
кислот, и потому не въедались в бумагу, а лежали на поверхности,
их можно было соскаблить и приготовить чистый лист для нового
текста (палимпсест)
• В Своем милосердии Бог окончательно покончил со списками
наших проступков и прегрешений, сделав из человека своего
рода палимпсест
14.
• Бог, продолжает Павел, взял этот обвинительный акт и прибил егогвоздями к Кресту.В римской традиции, если аннулировался
какой-нибудь закон или постановление, его закрепляли на доске
и прибивали насквозь гвоздем. На Кресте Иисуса Христа был
распят сам обвинительный акт против нас. Павел находил
примеры из обыденной человеческой деятельности, чтобы
продемонстрировать милосердие Божие в отношении к людям
15.
• 3. В уме Павла вспыхивает еще одна картина, дополняющая раздел 2,8-9,касающийся астрологии и ангелологии. Иисус отнял силу у начальств и
властей и властно подверг их позору. Он отнял у них силу; в греческом
здесь употребляется глагол со значением снять оружие и доспехи с
побежденного врага (απεκδυσάμενος)
• Иисус сломил силу этой псевдонебесной иерархии, выставил их на
всеобщий позор и провел их пленниками в Своем триумфальном шествии
• Перед читателями возникает картина триумфального шествия римского
полководца. Римский полководец, одержавший знаковую победу, получал
право пройти триумфальным шествием по улицам Рима. За ним следовали
покоренные им цари, вожди и народы, публично заклейменные, как его
добыча. Павел представляет Иисуса триумфатором, одержавшим победу
вселенского масштаба; в Его триумфальном шествии идут силы зла,
разбитые окончательно, и все могут видеть это
16.
• В этих ярких картинах Павел показывает полную завершенностьдеяний Иисуса Христа. Грех прощен, и зло побеждено; разве
нужно еще что-то? Павел убеждает колосских христиан,
поверивших лжеучителям, что знание гностиков и их посредники
не могут дать ничего для спасения – эта миссия уже совершена
Иисусом