Похожие презентации:
Музыкально-пластическая деятельность на уроке как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов
1. » Музыкально-пластическая деятельность на уроке как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов
»Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж
№1 им. М. Горького»
Музыкально-пластическая деятельность на
уроке как средство развития музыкального
восприятия у учащихся младших классов
Выполнила: Абрамовских Евдокия
Руководитель: Харин Д.П.
2. Актуальность
. Музыкальное образование и воспитание в России всегдаразвивалось в лучших традициях отечественного и зарубежного
опыта. Оно и сегодня является предметом обсуждения педагогов,
психологов и музыкантов среди актуальных вопросов чаще всего
поднимается проблема музыкального восприятия
Актуальность определенной темы выпускной работы объясняется
необходимостью развития процессов изучения, освоения и
использования различных видов музыкальной деятельности для
улучшения музыкального восприятия учащимися начальных
классов.
Это, в свою очередь, требует развития методов
мониторинга и приемов активизации музыкальной деятельности
учащихся.
3.
Объект исследования:развитие музыкального восприятия у учащихся
младших классов.
Предмет исследования:
музыкально-пластическая деятельность на уроке
музыки.
Цель выпускной квалификационной
работы:
определение влияния музыкально-пластической
деятельности на развитие музыкального
восприятия учащихся младших классов.
4. Базовые понятия
Музыкальное восприятие направлено «на постижение иосмысление тех значений, которыми обладает музыка
как искусство.
(Е.В.Назайкинский)
Музыкально-пластическая деятельность - это
совмещенные действия пения или слушания музыки и
движения, являющиеся способом внутренних ощущений
музыки детьми, результатом которых выступает
собственная интерпретация музыки.
Э.Б.Абдуллин
Пластическое интонирование – осознанное проживание
музыкального смысла (образа) и его пластическая
интерпретация.
(Б.А.Асафьев)
5. Задачи
подобрать, изучить и проанализировать нормативную, методическую,психолого-педагогическую литературу по теме выпускной квалификационной
работы;
раскрыть сущность понятия «музыкальное восприятие»;
дать общую характеристику видов музыкальной деятельности на уроке;
подобрать музыкально-дидактический материал для организации
музыкально-пластической деятельности и составить планы учебных занятий;
раскрыть особенности пластического освоения музыкального произведения и
подобрать музыкальный материал к каждому уроку;
определить критерии индивидуального отслеживания развития детей и
подобрать музыкальный материал к диагностическим методикам;
провести исследование изменений в музыкально-пластической деятельности
детей, зафиксировать результаты исходного занятия и сравнить анализ
полученных результатов к итоговому занятию;
проанализировать и описать результаты исследование .
6. Методы исследования:
1.Беседа.
2.
Интервью
3.
Наблюдение.
4.
Анализ продуктов творческой
деятельности детей.
7. Диагностические методики Л.В. Школяр:
Диагностика уровнямузыкального
восприятия
(слушание музыки)
Диагностический Опрос.
Цель:
определить
способности
учеников
к
самостоятельной характеристике средств музыкальной
выразительности в соответствии с авторским текстом и
художественным содержанием.
Предварительные вопросы к беседе, предлагаемые
ученикам:
дать словесное описание образного содержания музыки;
раскрыть и проанализировать выразительные средства
музыкального языка;
дать название музыкальному образу/образам.
8. Диагностика уровня музыкального восприятия (исполнение песни) Наблюдение. Цель: определить уровень эмоциональной отзывчивости
ученика в процессе собственного исполнения, умениевоспроизводить музыкальную речь в соответствии с замыслом
композитора.
Ф.И. уч-ся
Развитие
мелодической
линии
Ритмиче
ская
пульсаци
я
Гармония
Темп
Динамик
а
Словесная
характеристик
а
музыкального
образа
Уровень
восприят
ия
Савелий С.
+
+
+
+
+
+
высокий
Егор С.
+
+
+
+
+
+
высокий
Даниил П.
+
+
+
+
+
+
высокий
Ирина Б.
+
+
-
-
+
+
средний
Лейла Б.
-
+
-
-
-
-
низкий
9. Критерии оценки музыкального восприятия
Критерии оценки восприятия музыки учениками состоят из трех уровней:Высокий уровень:
внимательно и вдумчиво слушает музыку (выражение глаз, мимика, тела);
описывает характер музыкального произведения, использует более пяти образных определений, например, «спокойная»,
«тревожная» «задорная»;
определяет жанр и музыкальный образ (песня, танец, марш);
выделяет и демонстрирует наиболее яркие выразительные средства (динамика, тембр, регистр, темп, мелодия, лад);
Средний уровень:
определяет характер музыкального произведения, используя 2-3 определения;
внимательно прослушивает музыку, но отсутствуют каких-либо эмоций;
выделяет и демонстрирует не больше 2-3 выразительных средств музыки (темп, мелодию, лад, ритм);
может определить жанр произведения только с подсказкой учителя ( или учеников).
Низкий уровень:
определяет характер музыки «с трудом» или определяет его одним словом ("весело", "грустно");
слушает музыку без интереса, отвлекается;
затрудняется назвать хотя бы одно выразительное средство музыки;
ошибается в определении жанра музыкального произведения.
10. Таблица наблюдения входная
Параметры наблюденияФ.И. уч-ся
Развитие мелодической Ритмическая пульсация
линии
высок средний низки высокий средний
ий
й
Бакуменко Ирина
Бахронова Лейла
Бахронова Лола
+
+
Бипперт Лера
+
Битиньш Анна
Егорова Полина
+
Карпушин Богдан
+
Кузнецов Никита
+
+
+
+
+
+
+
Курашов Владимир +
+
+
Левин Ростислав
+
+
+
+
Литвинчук Егор
+
+
+
+
средний
+
+
низкий
средний
низкий
высокий
+
средний
+
+
+
низкий
+
+
низкий
+
+
+
низкий
+
+
низкий
+
+
+
+
+
+
+
средний
низкий
низкий
+
+
Результат
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
высок средний низки
ий
й
+
+
+
высок средний низкий
ий
+
+
+
Словесная
характеристика
музыкального образа
+
+
+
+
+
Динамика
+
+
+
+
средн низкий
ий
+
+
+
+
Дрогобужева Софья
+
+
+
Горбунова
Алевтина
Грязнова Алина
+
+
Темп
Уровни восприятия
высокий средн низк высокий
ий
ий
+
+
+
Величко Тимур
Воронкова Полина
низкий
Гармония
+
+
высокий
+
+
высокий
+
+
+
высокий
Марушак Варвара
+
+
+
+
+
+
средний
Плюто Ярослав
+
+
+
+
+
+
средний
+
средний
Помазкина Анна
Правилов Даниил
+
+
Сатарова Эльвира
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
высокий
+
+
+
средний
Сорокин Егор
+
+
+
+
+
+
высокий
Стрекаловский
Савелий
+
+
+
+
+
+
высокий
Сухнева Екатерина
+
+
+
+
+
+
средний
Фролов Кирилл
+
+
+
+
+
+
средний
Шанев Александр
+
+
+
+
+
+
средний
Шестаков Даниил
+
+
+
+
+
+
средний
11. Интервью с учителем музыки и классным руководителем.
В ходе исследования было проведено интервью с учителем музыкии классным руководителем 3 « И» класса.
Были предложены три основных вопроса:
1. Какие виды музыкальной деятельности вы используете на уроке,
которые работают на развитие музыкального восприятия?
2. Используете ли вы музыкально- пластическую деятельность на
уроках и как часто?
3. Применяете ли вы метод пластического интонирования? Какие
приемы?
12. Используемый музыкальный материал для диагностики
Музыкальный материал (входнаядиагностика)
Музыкальный материал (итоговая
диагностика)
Слушание.
Слушание.
Э.Григ Утро,
Пение . В. Гаврилин Мама
Г.В. Свиридов Тройка.
Пение . В. Гаврилин Мама
13.
Параметры наблюденияФ.И. уч-ся
Развитие
Ритмическая пульсация
мелодической линии
высок средни низки высоки средний
ий
й
й
й
Бакуменко Ирина
Бахронова Лейла +
Бахронова Лола
Бипперт Лера
+
Битиньш Анна
Величко Тимур
Воронкова Полина +
Горбунова
Алевтина
Грязнова Алина
Дрогобужева
Софья
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Результат
+
+
+
+
+
+
+
+
высокий
средний
средний
средний
высокий
средний
высокий
средний
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Словесная
характеристика
музыкального образа
средн низкий высок средни низкий высок средни низки
ий
ий
й
ий
й
й
+
+
+
+
+
+
+
Динамика
+
+
+
+
+
+
Плюто Ярослав
Помазкина Анна
Правилов Даниил +
Сатарова Эльвира
Фролов Кирилл
Шанев Александр
Шестаков Даниил
+
+
+
+
Сухнева
Екатерина
+
Темп
Уровни восприятия
высоки средн низк высокий
й
ий
ий
+
Егорова Полина
КарпушинБогдан
Кузнецов Никита
+
Курашов
Владимир
Левин Ростислав +
Литвинчук Егор +
Марушак Варвара
Сорокин Егор
Стрекаловский
Савелий
низкий
Гармония
+
высокий
высокий
средний
средний
средний
высокий
высокий
высокий
средний
средний
средний
высокий
средний
высокий
высокий
+
+
+
+
+
+
+
средний
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
средний
средний
средний
14. Музыкально-пластическая деятельность на уроках. Приемы «пластического интонирования»
Урок №1, №2. Прием«Зеркало» .
Урок №3, №4. Прием
«Импровизация».
Прием «Зеркало» .
Урок №5,№6. Прием
«Музыкальная шляпа»
Е.Осин и гр. Домисольки
«Алые Паруса»
С.Пузанова «Море, а над
морем чайки»
Прием «Зеркало»
Е.Осин и гр. Домисольки
«Алые Паруса»
Е.Осин и гр. Домисольки
«Алые Паруса»
С.Пузанова «Море, а над
морем чайки»
15.
16.
17.
Результаты входной диагностики10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
Высокий
Средний
Низкий
18.
Результаты итоговой диагностики12
10
8
6
4
высокий
2
средний
0
низкий
19.
Сравнительная диагностика исходного иитогового анализа по основным параметрам.
20.
Сравнительная диагностика исходногои итогового анализа по группам параметров(в %).
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
1
2
3
21.
Заключение:Результаты исследования показали поступательное развитие умений и
навыков всех учащихся 3 «И» класса по развитию музыкального
восприятия посредством развития музыкально-пластических действий и
проявления творческой активности.
С целью развития музыкального восприятия посредством использования
музыкально-пластических действий подобран музыкальный материал и
составлен план урока.
Окончание исследований показало, что после проведения уроков у
учащихся произошли качественные изменения и поднялся уровень
развития музыкального восприятия посредством использования
музыкально-пластических действий.
Мониторинг действий, оценка степени развития восприятия учащимися
музыкальных произведений с использованием альтернативных форм
музыкально-пластических действий на уроках музыки положительно
повлияла на результат учебного и внеурочного обучения.