Похожие презентации:
В поисках «исторического Иисуса»
1. В поисках «исторического Иисуса»
2.
«Не думайте, что Я пришёлпринести мир на землю; не
мир пришёл Я принести, но
меч» (Мф. 10:34)
3. Существовал ли Иисус?
4.
Самое главное доказательство –источники, оставшиеся после
учеников Христа
5.
Сократ жив!6. Брюс Метцгер пишет, что в древние времена люди
I. Заучивали Гомера наизусть так же, как позже они заучивали ПисанияII. Оба произведения пользовались огромным авторитетом и цитировались как буквари,
по которым учились читать разные поколения школьников
III. Вокруг обоих произведений выросла масса исследовательской литературы и
комментариев
IV. К обоим были составлены словари
V. Оба широко использовались как источник аллегорий
VI. В обоих случаях существует большое количество подражаний и дополнений (гимны
Гомера и произведения вроде «Войны мышей и лягушек», с одной стороны, и апокрифы, с
другой)
VII. Гомер был переписан прозой. Евангелие от Иоанна было переложено Ноннием из
Панополиса в эпический гекзаметр
VIII. Рукописи Гомера и рукописи Библии были иллюстрированы
IX. Сцены из Гомера были изображены на фресках Помпеи; христианские базилики
украшались мозаиками и фресками на библейские темы
7.
8.
ПроизведениеВремя
написания
Древнейший спис.
Разница во врем.
Число списк.
Гомер
(«Илиада»)
900 до Р. Х.
400 до Р. Х.
500 лет
643
Новый Завет
40-100 г.
125г.
25
24000
«По количеству сохранившихся
рукописей, а также по близости их
создания ко времени описываемых в
них событий Евангелия и другие
книги Нового Завета несопоставимы
с каким бы то ни было древним
литературным памятником» (с) митр.
Иларион (Алфеев)
9. Римские историки: Тацит, Светоний и Плиний Младший, Цельс
«И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть икого толпа называла христианами. Христа, от имени
которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время
это зловредное суеверие стало вновь прорываться
наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба,
но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее
гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев» (Тацит. Анналы. 15,44)
10.
«Около этого времени жил Иисус,человек мудрый, если его вообще можно
назвать человеком. Он совершил
изумительные деяния и стал
наставником тех людей, которые охотно
воспринимали истину. Он привлёк к себе
многих иудеев и эллинов. То был
Христос. По настоянию влиятельных лиц
Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто
раньше любили его, не прекращали
любить его и теперь. На третий день он
вновь явился им живой, как возвестили о
нём и о многих других его чудесах
боговдохновенные пророки. Поныне
ещё существуют так называемые
христиане, именующие себя таким
образом по его имени»
11.
«Около этого времени жил Иисус,человек мудрый, если Его вообще
можно назвать человеком. Он
совершил изумительные деяния и стал
наставником тех людей, которые охотно
воспринимали истину. Он привлёк к себе
многих иудеев и эллинов. То был
Христос. По настоянию влиятельных лиц
Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто
раньше любили его, не прекращали
любить его и теперь. На третий день он
вновь явился им живой, как возвестили
о нём и о многих других его чудесах
боговдохновенные пророки. Поныне ещё
существуют так называемые христиане,
именующие себя таким образом по его
имени»
12.
«Что выиграли афиняне, казнив Сократа?Голод и чума обрушились на них в
наказание за их преступление. Что
выиграли жители Самоса, предав
сожжению Пифагора? В одно мгновение
пески покрыли их землю. А что выиграли
евреи, казнив своего мудрого Царя? Не
вскоре ли после этого погибло их царство?
Бог справедливо отомстил за этих трёх
мудрых мужей: голод поразил Афины,
море затопило Самос, а евреи,
потерпевшие поражение и изгнанные из
своей страны, живут в полном рассеянии.
Но Сократ не погиб навеки — он
продолжал жить в учении Платона.
Пифагор не погиб навеки — он продолжал
жить в статуе Геры. Не навеки погиб и
мудрый Царь: Он продолжал жить в Своём
учении».
Мара бар Серапион, сирийский писатель
(между 73 годом н. э. и кон. I в. н. э.)
13. Был ли Иисус Богом?
14.
15. Сын человеческий
Он – сущий на небесах (Ин. 3:13), на Нёмположил печать Свою Отец (6:27), к Нему
восходят и нисходят Ангелы Божии (1:51).
Он сошёл с неба (3:13), чтобы спасать души
человеческие (Лк. 9:26). Он имеет власть на
земле прощать грехи (Мф. 9:6), Его Плоть и
Кровь должны вкушать верующие, чтобы
иметь в себе жизнь (Ин. 6:53). Он
воскреснет из мёртвых (Мк. 9:9) и
вознесётся на небо (Ин. 3:13) – туда, где
был прежде (Ин. 6:62). Его второе
пришествие будет неожиданным (МФ.
24:44, 25:13), подобным молнии,
сверкнувшей на одном краю неба и
блистающей до другого (Лк. 17:24). Он
придёт в славе Отца Своего со святыми
ангелами (Мк. 8:38), сядет в пакибытии на
престоле славы Своей и посадит апостолов
на 12 престолах судить 12 колен
Израилевых (Мф. 19:28), пред Ним
соберутся все народы, и Он будет отделять
среди них овец от козлищ (Мф. 25:31-33)
16. Сын Божий
Иисус – Единородный СынБожий (Ин. 3:16, 18; 1 Ин.
4:9), Единородный от Отца
(Ин. 1:14), сущий в недре
Отчем (Ин. 1:18). Он един с
Отцом: Кто не чтит Сына,
тот не чтит и Отца (Ин.
5:23), И и Отец одно (Ин.
10:30), Я в Отце и Отец во
Мне (Ин. 14:11)
17. Бог и Господь
• Бог – это Отец: Бог соделал Господом иХристом Того Иисуса, Который был
распят иудеями (Деян. 2:36), Бог
воскресил Господа (1 Кор. 6:14). Бог и
Отец Господа нашего Иисуса Христа (1
Петр. 1:3, Рим. 15:6, 2 Кор 1:3; 11:31, Еф.
1:3; 1:17, Кол. 1:3)
• Христос по плоти, сущий над всем Бог,
благословенный вовеки, аминь (Рим. 9:5);
Ожидая блаженного упования явления
славы великого Бога и Спасителя нашего
Иисуса Христа (Тит. 2:13); в Нём обитает
вся полнота Божества телесно (Кол.
2:9); Сей есть истинный Бог и жизнь
вечная (1 Ин. 5:20)
18.
Сказал Господь Господу моему: седи одеснуюМеня, докле положу врагов Твоих в подножие
ног Твоих (Пс. 109:1)
«Один Бог сказал другому Богу: седи одесную.
Сидеть «одесную», значит пользоваться не
только одинаковым почетом, но и властью. –
«Доколе положу врагов». По самому
содержание данного места выражение «доколе»
означает неопределенное, или вернее –
бесконечное расстояние времени: если один
Господь даст другому одинаковую с Собою
власть в то время, когда она оспаривается
врагами, то естественно, что после поражения
этих врагов, когда никто уже не в состоянии
будет даже угрожать отнятием власти,
последняя остается навсегда за Ним же.
«Доколе» и в Библии часто употребляется в
значении бесконечной продолжительности (Иов.
27:3-4; Быт. 8:7)».
19.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Словобыло Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него
на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что
на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет
человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла
его. … И Слово стало плотию, и обитало с нами,
полное благодати и истины; и мы видели славу Его,
славу, как Единородного от Отца»
20.
21. Иисус Христос и рождение Церкви
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
«Итак идите, научитевсе народы, крестя их
во имя Отца и Сына и
Святаго Духа,
уча их соблюдать всё,
что Я повелел вам»
32.
«От Иудеев пять раз дано мне было посорока ударов без одного; три раза меня
били палками, однажды камнями
побивали, три раза я терпел
кораблекрушение, ночь и день пробыл
во глубине морской; много раз был в
путешествиях, в опасностях на реках, в
опасностях от разбойников, в опасностях
от единоплеменников, в опасностях от
язычников, в опасностях в городе, в
опасностях в пустыне, в опасностях на
море, в опасностях между лжебратиями,
в труде и в изнурении, часто в бдении, в
голоде и жажде, часто в посте, на стуже и
в наготе. Кроме посторонних
приключений, у меня ежедневно
стечение людей, забота о всех церквах»
33. Деяния святых апостолов,
книга без «аминь».34. Свидетели воскресения
35. «они пребывали в учении апостолов, молитве и преломлении Хлеба»
36. Между Церковью и синагогой
37.
38.
39.
Проповедь начиналась с синагоги,и это не только иудеи, но
прозелиты и «боящиеся Господа»
40.
Деян. 11:26: «ученики в Антиохии первый раз стали называться христианами»41.
Мк. 13:9: «вас будутпредавать с судилища
и бить в синагогах»
42. Равиннистическое возрождение в Явне (85 г.)
• Публичные сожжения книг• Запрещения исцелять
Именем Иисуса
43.
Каирская гениза«Да не будет надежды для
отступников. И да будет
царство гордыни сметено
во дни наши, а ноцрим
[назареи] и миним
[еретики] сгинут немедля
и будут изглажены из
«Книги жизни». Дабы не
были они вписаны вместе
с праведными.
Благословен ты, Господь,
смиряющий надменных».
44. Осмысление Писания
• Откровения оприготовлении нового
божественного порядка: от
Ветхого к Новому
• Свод пророчеств об Иисусе
Христе как Мессии
45.
«ушестерённая Библия»46.
Поскольку же ты хочешь увидеть таинствоГосподне,
взгляни
на Авеля, подобным образом убитого,
на Исаака, подобным образом связанного,
на Иосифа, подобным образом проданного,
на Моисея, подобным образом
оставленного,
на Давида, подобным образом гонимого,
на пророков, подобным образом
страдавших за Христа.
Взгляни же и
на овцу, в земле египетской закланную,
на поразившего Египет
и спасшего кровью Израиль.
47.
«Ибо написано: Авраам имел двухсынов, одного от рабы, а другого от
свободной. Но который от рабы, тот
рожден по плоти; а который от
свободной, тот по обетованию. В этом
есть иносказание. Это два завета: один
от горы Синайской, рождающий в
рабство, который есть Агарь, ибо Агарь
означает гору Синай в Аравии и
соответствует нынешнему Иерусалиму,
потому что он с детьми своими в
рабстве; а вышний Иерусалим свободен:
он - матерь всем нам» (Гал. 4:22-26).
48. Формирование канона Нового Завета
• В Новом Завете «Писание» –это корпус ВЗ. Высшим
авторитетом был не текст, но
Личность Иисуса: устное
предание
• Эпоха борьбы с гностицизмом:
«Против Маркина» и «Против
ересей»
• В 39-м Пасхальном послании
Афанасия Великого (367 г.)
список впервые точно
совпадает с современным
49. Гностицизм и апокрифические «евангелия»
50. Как античность встретила христианство?
51. Если не иудеи, то кто?
• Сперва римская власть не различаетхристиан от иудеев. Если где-то нет
иудейской общины, а есть христианская,
нас называли «атеистами», потому что они
не чтут гений императора. Это заметили и
заявили, что привилегий их надо лишить
• Римляне были параноиками. Они боялись
заговоров, потому что они всегда были.
Поэтому запрет любой социальной
активности, политических партий и проч.
Словом, любые формы гражданских
объедений. Христианство – недозволенная
религия, что это?
• Христиане искали путь, чтобы не жить в
борьбе с государственной машиной
52. Погребальные коллегии (collegia salutaria – collegia funeraticia)
• Лазейка: империя серьезно относилась кпохоронам.
• Необходимо достойное погребение каждому. Это
требует известных средств. Патрициев хоронило
государство, кто будет хоронить простых людей?
• Это не дало запретить погребальные коллеги,
задача которых: организации похорон и поминок
• В нач. 60-х гг. в Риме (и др. крупных городах
империи) христиане пытаются также себя
легализовать
• «Собирайтесь на кладбищах», в катакомбах.
«Собирайтесь в 3, 40 дни и проч.»
• «Кто ваш смотритель?». Эпископос – тот, кто
отвечает за общину
• Среди старших появляется человек, который будет
отвечать за всё. Этот человек должен быть
состоятельным. Он отвечают за порядок, единство и
перед государственной властью.
53. Кон. I в. власть понимает, что это не просто погребальная коллегия, это те, кто поклоняется Иисусу как Богу
54. Юридические аспекты критики христианства (II в.)
• Закон о религии: разрешенная илизапрещенная
• Закон 1) ограничивал нехорошие религии, 2)
защищал государственность и римское
самосознание, 3) ограничивал
проникновение в эту секту тех людей,
которые принадлежат к элите (меняют
ситуацию в стране)
• Закон «незаконных собраний» и
«оскорбление императорского величия»:
христиане нарушали, по мнению государства,
оба. Христиане говорили «наше Царство не
от мира сего». Их слышали: «Мы уберём
вашего императора и поставим другого»
• «Почти все люди ненавидят христиан»
(Ориген)
55. Юридические аспекты критики христианства (II в.)
• Социальный лифты не доступны, поэтомухристиане – торговцы и люди низших
классов
• Но произошёл сдвиг (Мученик Терентий и
его дружина: мученики Помпий, Африкан,
Максим, Зинон, Александр, Феодор и иные
33) – христианами становятся
представители элиты, что очень волнует
пишущую публику и власть
• Аристократия становится христианской –
срабатывает коллективное самосознание
• Общество выдавливает христианство:
волна мученичества
56. Гонения
• Нач. II в. Плиний Младший пишет Трояну: «Как быть схристианами?». «Если донесли, то казни»
• Сер. II в. Империя борется с нами как с недозволенной
религией
• Результат: мученическая гибель, и даже целых общин. Но
общины, как феникс из пепла, возрождаются вновь
• 251 г. при Декии и в конце века при Диоклетиане была идея
извести христиан по всему миру, но выглядело это подругому во многих областях империи
• Нам необходимо было помещение для собраний и книги.
Поэтому, чтобы не лишаться налогоплательщиков, надо
уничтожить книги, а здания разрушить
• Гонения были то усиливающими, то затухающими. То
кровавыми, то бескровными
• Помимо государственных гонений существовали и народные
гонения: находился кто-то, кто говорил, что это бедствие
произошли из-за того, что мы терпим христиан.
57.
58.
«Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множествопрочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в
ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были
растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда
же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании
колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой
суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним,
ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а
вследствие кровожадности одного Нерон» (Тацит. Анналы. 15,44)
59.
60. Граждане Неба
• Внутренняя жизни общины выражалась впреломлении Хлеба. Из-за этого и
собирались христиане раз в неделю
• Называют себя гражданскими терминами,
ибо они граждане Небес. Они – подданные
Небесного Царства
• Когда они дома – они граждане царства,
когда собираются что-то обсудить – они
экклесия
• Свои собрания они не называют
«богослужение», но экклесия (гражданский
термин – правомочное собрание граждан)
• Почему? Важно было быть не похожими на
языческие культ, ибо мы другие, нашу жизнь
определяет связь с Царём
61. «Литургия» - общая повинность
• Собрания христиан – экклесия. Христиане приходятради общей задачи – «епи то ауто», на одно и тоже.
Получается, что Церковь не существует, а
происходит, случается. Это собрание в Тело
Христово
• Экклесия: собираются, чтобы раздать повинность.
Вот и для христиан это общая повинность: мы
вместе осуществляем наше гражданство. Это
ответственность перед Богом: «Составьте из себя
Церковь, как живые камни». Если ты один из
камней, то приди и будь в стене этого здания,
иначе здание рухнет
• «и усердно стараться о том, чтобы жить тихо,
делать свое дело и работать своими собственными
руками, как мы заповедывали вам» (1 Фес. 4:11)
• Поэтому они не отгораживаются от жизни, в
которой все плохие и ошибаются. Они живут в
мире, как закваска. Как то, из-за чего постепенно
общество меняется к лучшему. Присутствие меняет
нравственный климат общества
62.
«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскимиобычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо
необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чём не отличную от других. Только их
учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не
привержены к какому либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и
варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в
пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный
образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем,
как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть
отечество, и всякое отечество – чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают
детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти,
но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются
постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят
всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они
животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют.
Бесчестят их, но они тем прославляются; клевещут на них, а они оказываются
праведны; злословят, а они благословляют ; их оскорбляют, а они воздают почтением;
они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются, как
будто им давали жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и
эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят»
63.
«Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространенапо всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа, хотя обитает в
теле, но не телесна, и христиане живут в мире, но не суть от мира. Душа,
будучи невидима, помещается в видимом теле; так и христиане, находясь в
мире, видимы, но богопочтение их остается невидимо. Плоть ненавидит душу
и воюет против нее, ничем не будучи обижена, потому, что душа запрещает
ей предаваться удовольствиями, так и мир ненавидит христиан, от которых он
не терпит никакой обиды, – за то, что они вооружаются против его
удовольствий. Душа любить плоть свою и члены, не смотря на то, что они
ненавидят ее, и христиане любят тех, которые их ненавидят. Душа заключена
в теле, но сама содержит тело; так и христиане, заключенные в мир, как бы в
темницу, сами сохраняют мир. Бессмертная душа обитает в смертном
жилище; так и христиане обитают, как пришельцы, в тленном мир, ожидая
нетления на небесах. Душа, претерпевая голод и жажду, становится лучшею, и
христиане, будучи наказываемы, каждый день более умножаются. Так славно
их положение, в которое Бог определил их и от которого им отказаться
нельзя».
64. На пути к диалогу
• Христианство вскоре приобретаетфилософов, разочаровавшихся язычников
• Появляется новый способ говорить о
христианстве: язык «еврейской секты»
получает философский язык, теологию
• Христианство – одна из сторон
интеллектуальной полемики, часть
культуры: античная философия –
предчувствие христианства.
• 2 рода противников: 1) прибегающие к
юридическим аргументам (вы не уважаете
императора и совершаете аморальные
вещи на собраниях) – это обычно
народные аргументы; 2) можно ли
рассматривать христианство не
противоречащим другим философским
системам, всё ли вело к христианству
65. Философская критика
• Лукиан и «Перегрин Протей»:отсутствие диалога
• Аполлоний Тианский как античная
антитеза Христу: христиане
начинают диалог
• «Истинное слово» Цельса: от
грубой ругани к обвинению в
непоследовательности
(противоречивость идей)
• Порфирий «Против христиан»:
угасание
• Император Юлиан Отступник: уже
не работает
66. Выводы
• Отношение менялось от игнорирования (иудейская секта) через жесткуюполемику до уходящей критики торжествующего христианства
• Язычники вступили в диалог с христианством, которые заставили
рассматривать себя в качестве партнера для разговора и заставили смотреть
на себя, как достойных опровержения, которое не получилось
• Обличение в обманах осталось: зазор между богословско-философской
части христианства и народным (критика последнего)
• Античный мир в полемике с христианском пережил трагический момент:
утратил полисное сознание – трагедия людей, переживающих ситуацию
внутреннего перерождения всего мира – из этого мира вышла Византийская
христианская империя
• Полемика дала возможность христианам выработать способы и методы
защиты своих убеждений перед лицом вызовов времени
67.
«Ибо и иудеи требуютчудес, и еллины ищут
мудрости; а мы
проповедуем Христа
распятого, для иудеев
соблазн, а для еллинов
безумие» (1 Кор. 1:22-23)
68.
69.
Раннехристианское искусствои архитектура
70.
«Иисус Христос Сын БожийСпаситель» (᾿Ιησοῦς Χριστὸς
Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ)
«Мы маленькие рыбки, ведомые нашим
Ихтис, мы рождаемся в воде и можем
спастись не иначе как пребывая в воде»
(Тертуллиан. О Крещении, 1)