Лекция 35. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Погребение Иисуса Христа.
173.92K
Категория: РелигияРелигия

Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Погребение Иисуса Христа

1. Лекция 35. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Погребение Иисуса Христа.

2.

Крестный путь Иисуса Христа – Шествие на Голгофу
Мф. 27, 31-32
Мк. 15, 20-21
Лк. 23, 26-32
Ин. 19, 16-17
31. И когда
20. Когда же
26. И когда повели Его, то, захватив некоего 16. Тогда наконец
насмеялись над насмеялись над
Симона Киринеянина, шедшего с поля,
он предал Его им
Ним, сняли с
Ним, сняли с Него возложили на него крест, чтобы нес за
на распятие. И
Него багряницу, багряницу, одели Иисусом.
взяли Иисуса и
и одели Его в
Его в собственные 27. И шло за Ним великое множество народа повели.
одежды Его, и
одежды Его и
и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. 17. И, неся крест
повели Его на
повели Его, чтобы 28. Иисус же, обратившись к ним, сказал:
Свой, Он вышел
распятие.
распять Его.
дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, на место,
32. Выходя, они 21. И заставили
но плачьте о себе и о детях ваших,
называемое
встретили одного проходящего
29. ибо приходят дни, в которые скажут:
Лобное, поКиринеянина, по некоего
блаженны неплодные, и утробы неродившие, еврейски
имени Симона; Киринеянина
и сосцы непитавшие!
Голгофа…
сего«Голгофа
заставили- небольшой
Симона, отца
30. тогда начнут
горам:
падите на
холм, находившийся
в тоговорить
время вне
городских
стен Иерусалима к
нести крест
Его.
Александрова
и
нас!
и
холмам:
покройте
нас!
северо-западу. Еврейское слово Голгофа означало — лоб, череп; поэтому и место,
Руфова, идущего с 31. Ибо если с зеленеющим деревом это
именуемое
Голгофой,
называлось
также лобным
местом. Неизвестно
точно,
почему
Блж. Феофилакт:
«Он
страдал
а страждущему
добровольно,
и притом
за
поля,
нести
крест добровольно,
делают, то с сухим
что будет?
этот
холм
носил
такое
название.
Думают,
что
или
потому,
что
он
имел
вид
черепа,
или
спасение всего Его.
рода человеческого,
не слезы,
одобрение и прославление.
32.приличествуют
Вели с Ним на смерть
и двухазлодеев.
потому,
на нем находилось
многоо черепов
казненныхихтам
людей. внимание
По древнему
Поэтомучто
Он возбраняет
им плакать
Нем, а убеждает
обратить
на
преданию,
на
этом жеоб
самом
был погребен
прародитель
Адам». будут
будущие
бедствия
и«Ибо
плакать
этихместе
бедствиях
, когда
женщины
без
жалости
Блж.
Феофилакт:
если
римляне
так
поступили
со
Мной,
деревом
влажным,
«Евангелист
Марк
дополняет
повествование
о
Симоне
Киринеянине,
говоря,
что
онпод
был
Еп.
Михаил:
«Под
«зеленеющим
деревом»,
полным
жизни,
Господь
разумеет
Себя;
Блж.
Феофилакт:
«Первые
три
говорят,
что
Симон
нес
крест
Иисусов,
а
Иоанн
что
его
варить
собственных
детей,
и21).
чрево
носившее,
к сожалению,
самопощады,
опять
вто
себя
примет
плодоносным,
вечно
зеленеющим
и
вечно
живущим
силой
Божества,
и
плодами
учения
отцом
Александра
и
Руфа
(15,
Если
Евангелист
Марк
счел
необходимым
упомянуть
о
«сухим
деревом»

народ
иудейский.
Если
Ему,
Невинному,
не
дали
что
будет
нес Сам Господь. Поэтому, вероятно,
было
то
и
другое:
сначала
Сам
Иисус
нес
крест,
а
родившееся
из
него».
своего всех
питающих,
то
чегона
не
причинят
они
вам,
то
есть
дереву
сухому,
Симона,
то,
вероятно,
они
во время
написания
им
Евангелия
были
достаточно
ссыновьях
виновным
народом?
идет
Иудею
(ср. Иез.
47);
если
зеленое
дерево
потом,
нашедши
наОгнь
пути
Симона,
возложили
на 20,
него
крест.
Тынароду,
же заметь
исгорело,
то,
чтото
лишенному
праведности
и неодин
приносящему
никакого
плода?».
известны
впослушание:
христианском
Полагают,
что
изсухое?».
них
— тот
самый
Руф,
с животворной
какою итак,
же мире.
силою
он будет
истреблять
Симон
значитвсякой
имеющий
послушание
несет
крест
Христов.
Киринея,
приветствие
Апостол
Павел послал
в своем которым
Послании надобно
к Римлянам
(16,крест».
13)».
будучи
городом которому
Пентапольским,
означает
пять чувств,
нести

3.

Распятие Иисуса Христа
Мф. 27, 33-37
Мк. 15, 22-26
Лк. 23, 33-34,38
Ин. 19, 18-24
33. И, придя на
22. И привели Его 33. И когда пришли 18. там распяли Его и с Ним двух других, по
место, называемое на место Голгофу, на место,
ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
Голгофа, что
что значит:
называемое
19. Пилат же написал и надпись, и поставил
значит: Лобное
Лобное место.
Лобное, там
на кресте. Написано было: Иисус Назорей,
место,
23. И давали Ему распяли Его и
Царь Иудейский.
34.Блж.
далиФеофилакт:
Ему пить пить
винородов
со
злодеев,
одного
по 20.
Эту
надпись
читали многие
из Иудеев,
Блж.
Феофилакт:
«Место
называлось
лобным
потому,
что,
как
говорит
предание
отцов,
«Много
смерти.
Но
Христос
умирает
посредством
креста,
чтоб и
уксуса,
смирною;
но
Он
правую,
а
другого
потому
что
место,
где
был
распят
Иисус,
здесьосвятить,
погребен был
как мы
в Адаме
все мыбыли,
умерли,
так должно,все:
чтобы
во Христе
древо
чрезАдам:
которое
прокляты
и благословить
и небесное,
что
смешанного
с
не
принял.
по
левую
сторону.
было
недалеко
от
города,
и
написано
ожили...верхнею
чтобы, частью
где совершилось
чрез древо,
там же совершилось
и было
обозначается
креста, -падение
и подземное,
что обозначается
чрез подножие,
желчью; и,
24. Распявшие восстановление
34. Иисус же
по-еврейски,
по-гречески,
по-римски.
чрез древо».
Зигабен:
«Иудеи
постарались
распять
Иисуса
Христа
вместе
с разбойниками
для того,
и пределы
земли,
как восточной,
так
и западной,
что
обозначается
поперечными
отведав, не хотел Его делили
говорил: Отче!
21. Первосвященники же Иудейские сказали
чтобы
Прп. Исидор:
вследствие
«Надписью
одинаковой
дощечке,
казниумирает
дурная
которую
слава
Пилат
разбойников
прибил
над
омрачила
Господнею
Его
главою,
славу,
но Он
частями
креста;
а вместе
для
того
посредством
креста,
чтоб,
распростерши
пить.
одежды
Его,ина
прости
им,
ибо не
Пилату:
не пиши:
Царь
Иудейский,
но что
слава
Его так
просияла,
Господа,
что
сказавшего:
хотя
кресте
аще
вознесен
висело
трое
буду,
вЯ
вся
то
привлеку
время, когда
к Себе
совершились
(Ин.12:32).
руки,
призвать
и на
собрать
чад
Божиих
расточенных».
35. исполнилось
Распявшие
жеслово
бросая
жребий,
знают,
что
делают.
говорил:
Царь
Блж. Феофилакт:
«Не смущайся,
слыша
евангелистов,
когда
этотИудейский.
говорит, что Господу
страшные
Посему,
читаемое
знамения,
в сей
однако
надписи
всеИприписали
давало
видеть,
это
что
Христу,
– и Он
страдание
неятолько
совершено
не навлек
«Когда
Иисуса
привели
на
Голгофу,
то дали
Ему Иисусу
пить,
по
св. отвечал:
Марку,
вино
со
смирною,
а по
Его
делили
кому
что
взять.
одежды
22.спасительное
Пилат
что
написал,
был
принесен уксус
с желчью;
Маркделили
- что было
принесено
вино
со смирною;
а Иоаннто- написал.
уксус с
на
не за
это
одну
дурной
Иудею,
но Его,
иразбойников,
всякуюжребий.
еллинскую
а –напротив,
и варварскую
одного
из страну».
них
к вере
в
св.Себя
Матфею,
уксус,
смешанный
с за
желчью.
Это
напиток,
одуряющий
и привлек
притупляющий
одежды
Его,через
25.
Был
час славы
бросая
23.как
Воины
же, когда
распяли
Иисуса,
взяли
желчью
и иссопом.
Многими
делаемо
было
многое,
бывает
в беспорядочной
толпе,
Блж.
Феофилакт:
«Пилат
делает
эту
надпись,
с
одной
стороны,
для
того,
чтобы
Себя икоторый
всетретий,
ухищрение
иудеев
главу
их самих
отцачтобы
их диавола».
давали
осужденным
нана
казнь
через
распятие,
бросаячувство,
жребий;
и
38. Иобратил
была над
Ним
одежды
Его ииразделили
нанесколько
четыре части,
когда
каждыйиудеям
делаетза
иное:
надо
думать, что
принес вино,
другой
- уксус с
отомстить
то, поэтому
что они не
послушались
его,один
и показать
злобуаих,
по которой
36. и,уменьшить
сидя,
распяли Его.
надпись,
воину
части, и хитон; хитон
мучительность
страданий.
Римлянекаждому
называли
его по
«усыпительным».
По же
желчью».
они
восстали
против
своего
собственного
царя,
а
с
другой,
для
того,
чтобы
защитить
стерегли
Его там; 26. И
была
написанная
был не
сшитый, аподбавлялась
весь тканый сверху.
свидетельству
еврейских
раввинов,
это было вино,
в которое
смола,
славу
Христа.
Они
распяли
Его
с
разбойниками,
желая
обесчестить
имя
Его.
Пилат
37. иблагодаря
поставили чему
надпись
вины
словами
24. Итак
сказали
друг другу:
станем
вино помрачало
сознание осужденного
и тем
облегчало
дляненего
муки.
объявляет,
что
Он
был
не
разбойник,
но
Царь
их».
над головою
Царь смолы,греческими,
раздирать
его, аПриправа
бросим о нем
жребий,
Смирна –Его
одинЕго:
из видов
почему ее и указывает
св. Марк.
вина
смолойчей
надпись,
Иудейский.
римскими
и св.был
будет,
даТело
сбудется
в Писании:
Зигабен:
«Этот
хитон,
по преданию
Отцов,
делом—
Богоматери;
онсоткано
был соткан
с
давала
крайне
едкий
и горький
вкус,
почему
Матфей
называет
ее реченное
«желчью»,
асвыше,
вино,
Блж.
Феофилакт:
«Без
сомнения,
и здесь
является
таинство.
Господа
означающую
вину пришел
еврейскими:
Сейиназывает
разделили
ризы
Мои
между
и об и
верху,
т.е. ткань
начиналась
от
шеи
шла
вплоть
до
ног.
Напринял
этом собою
основании
какиочевидно
уже скисшее,
«уксусом».
ибосамого
Дух Святый
сила
Всевышнего
осенила
Деву.
Ибо,
хотя
Он
долу сущее
Псалом
21:19
Его: изъясняют
Сей есть Иисус,
есть Царь
одеждеот
Моей
бросали жребий.
Такплоть
его аллегорически,
говоря,
чтоБожественная
воспринятая
Богоматери
только
падшее
естество
человеческое,
но
Плоть
образована
и
соткана
Свт.Иудейский.
Киприан Карфагенский: «Может
быть, Иоанн, поступили
сообщая об
этом сохранении свышней
в целости
Царь
Иудейский.
воины.
была соткана свыше, т.е. с неба имела соткавшее ее Божество, или – была соткана
благодатью
Святаго
Итак,
Святое
Тело Христа, разделяемое
и раздаваемое
в
хитона
Христова,
хотелДуха.
этим
указать
на необходимость
единения Церкви
Христовой».
Богом,
а немира,
человеческим
семенем».
четырех
частях
пребывает
неразделимо».

4.

Мф. 27, 33-37
Мк. 15, 22-26
Лк. 23, 33-34,38
38. Тогда распяты с Ним два разбойника: 27. С Ним распяли двух
один по правую сторону, а другой по
разбойников, одного по правую, а
левую.
другого по левую сторону Его.
39. Проходящие же злословили Его, кивая 28. И сбылось слово Писания: и к
головами своими
злодеям причтен.
35. И стоял народ и
Блж. Феофилакт: «Для оклеветания Христа
распинают с Ним двух разбойников,
дабы и
40. и говоря: Разрушающий храм и в три 29. Проходящие злословили Его,
смотрел. Насмехались
Он признан был таким же беззаконником, как те. Но они были образом двух народов дня Созидающий! спаси Себя Самого;
кивая головами своими и говоря: же вместе с ними и
иудейского
и
языческого,
ибо
оба
были
равно беззаконны и поносили Христа, подобно как
если Ты Сын Божий, сойди с креста.
э! разрушающий храм, и в три дня начальники, говоря:
разбойники
сначала поносили
оба. Потом
же один, познав Его, исповедал
и
41.иПодобно
и первосвященники
с
созидающий!
другихЦарем.
спасал; Так
пусть
языческийи народ
исповедал
разбойник,
иудейский
продолжал
книжниками
старейшинами
и Христа. Другой
30. спасиже
Себя
Самого и сойди
со народ,
спасет Себя
Самого,
хулить».
фарисеями, насмехаясь, говорили:
креста.
если Он Христос,
42. других спасал, а Себя Самого не может 31. Подобно и первосвященники с избранный Божий.
Блж. если
Феофилакт:
«Дьявол
же
понуждал
говорящихнасмехаясь,
«если Ты Сын Божий,
сойди
со креста»
спасти;
Он Царь
Израилев,
пусть
книжниками,
36.разделяе
Также и воины
Прп.
Максим
Исповедник:
«Разбойники
понимаются
как
наше
естество,
мое
на
с
тою
целью,
чтобы
Христос,
быв
раздражен,
сошел
со
креста
и
чтобы
нарушил
дело
теперь
сойдет с креста,
и уверуем
вотношении
Него; говорили
друг другу:
других разбойники
ругались
над Ним,
праведников
икрестом.
грешников.
ВХристос
же
каждого
человека
понимаются
спасения
всех
Но
есть
Сын
Божий
и
не
послушался
врага,
дабы
и ты
43. уповал
на Бога; пусть
теперь ведь
избавит
спасал, а они
Себяине
может
спасти.
подходя
и поднося
множеством
способов:
понимаются
как
душа
и
тело,
и
как
плотское
и
что не
должно
ухищрений
дьявола,
но - творить
добро,
Его,научился,
если Он угоден
Ему.
Ибо Онслушаться
сказал: Я 32.
Христос, Царь
Израилев,
пусть Ему
уксус хотя бы
духовное мудрование, алюди
также
и какогнев
и худое
вожделение,
и как мир чувственный и
и имели
тебе
мнение».
Божий Сын.
сойдет
теперь
с креста,
чтобы мы 37. и говоря: если Ты
мир умственный, и как Закон писаный и Закон благодати».
44. Также и разбойники, распятые с Ним, видели, и уверуем. И распятые с
Царь Иудейский,
поносили Его.
Ним поносили Его.
спаси Себя Самого.
Свт. Иоанн Златоуст: «хулили: и разбойники оба поносили и хулили Его. Но как же Лука
Блж. Феофилакт: «Это диавол говорит чрез них. Как на кровле храма (Лк. 4, 9), так и здесь
говорит, что один из разбойников поносил Его? И то, и другое было; сперва хулили оба, а
он это говорит, завидуя спасению чрез крест и желая всеми возможными хитростями
после не так уже. Чтобы ты не подумал, будто бы это произошло по какому-то
пресечь оное».
согласию, или что разбойник не был разбойником, - евангелист его ругательством
доказывает тебе, что сперва на кресте был разбойник и враг, но внезапно изменился».

5.

Покаяние благоразумного разбойника
Лк. 23, 39-43
39. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и
нас.
40. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам
осужден на то же?
41. иБлж.
мы осуждены
справедливо,
потому что оба
достойное
по делам
а Он
Феофилакт:
«Сначала, вероятно,
злословили
Его; анашим
потомприняли,
один из них,
ничего
худого
не сделал.
который
поблагоразумнее,
познал благость и Божество Иисуса из тех слов, кои Он
42. И
сказал
Иисусу:
помяни
меня,
приидешь
в Царствие Твое!
изрек за распинателей, говоря:Господи,
«Отче! когда
прости
им». Вразумленный
сими словами,
43. И
сказал
ему
Иисус:злословил
истинно говорю
тебе,
ныне же
со Мною
в раю.
тот,
кто
прежде
признает
Егобудешь
истинным
Царем,
заграждает
Аверкий:
«вспомяни
обо мне,Иисуса,
Господи,
когда будешь
царствовать.
Он
не просит
уста
другому
разбойнику».
славы
и блаженства,
носпросят:
молит
окогда
самом
меньшем,
как
хананеянка,
желавшая
Блж.
Феофилакт:
«Иные
Господь
говорит
разбойнику
- «Ныне
же
«Еще
иные,
и, кажется,
весьма
удачно,
объясняют
это
так:
обещанные
нам блага
получить
хотя
бы
крупицу
от
трапезы
Господней.
Это
удивительное
исповедание
будешь
Мноюв враю
раю»,
как после сего
Павел
сказал, что
никто почему
из святых
суть несо
жизнь
илито
возвращение
в оный,
а Царство
Небесное,
мыне
и
ярко
свидетельствовало
о
силе
веры
покаявшегося
разбойника.
Страждущего,
Аверкий:
«Очевидно
он
слышал
плач
и
терзания
иерусалимских
женщин,
получил«да
обетования
(Евр. 11, 39)?
И одни
апостол
о всехмне
святых
молимся:
приидет Царствие
Твое»,
а неотвечают:
жизнь райская.
И не не
говори
никто,
измученного,
умирающего
он
признает
Царем,
который
придет
в
Царствие
Свое,
сопровождавших
Господа
на
Голгофу;
произвела,
быть
может
на
него
впечатление
выразился,
что они неодно
получили
обетования,
но толькони
о тех,
он перечислил.
что рай и Царствие
и то же.
Ибо благ Царствия
глаз коих
не видал,
ни ухо
не
Господом,
Который
оснует
это
Царство.
такое
исповедание,
которое
не
под
надпись,
сделанная
на икресте
Господа,
задумался
он над
словами
врагов
Господа:
Другиеиговорили,
разбойник
неЭто
наследовал
жизни
в раю;
но поскольку
слыхало,
на
сердцечто
человеку
они
не еще
приходили
(1
Кор.
2,9).
А рай
и виден
был
глазом
силу
было
ученикам
Господа,
не вмещавшим
мысли
о страждущем
«иных
спасал»,
но может
быть
проповедью
о Христе
была
для
него
обещание
Господа
непреложно
иважнейшей
отнюдь
неложно,
поэтому
и сказано:
же
Адама,
идаже
ухо
оближайшим
нем
слышало.
Поэтому...
разбойник
получил
«рай»,
но
неныне
получил
Мессии.
Несомненно
тут
и
особое
действие
благодати
Божией,
озарившей
молитва
Христова
об
Его
врагах-распинателях.
Так
или
иначе,
но
совесть
в
нем
будешь
со Мною
в раю. Ибо
есть,тогда,
говорят,
в речах
Господа
такие
обороты,
в коих
«Царствия»;
получит
же оное
когда
получат
и всеи те,
коих
перечислил...
разбойника,
дабы
он
был
примером
и
поучением
всем
родам
и
народам».
сильно
заговорила,
и
он
не
побоялся
среди
хулений
и
насмешек
открыто
выступить
Он о будущем
как о случившемся.
Иные
искажают
это изречение,
разбойник
хотя ввыражается
раю или в Царствии,
и не только
он, но
и все исчисленные
Павлом,в
защиту
Мало
в его
душе
произошел
такой
перелом,
именно:Господа.
после
«ныне»
ставят
знак
препинания
так,
чтобрешительный
выходила
такая
речь:
однако
же онтого,
не наслаждается
всецелым
обладанием
благ».
что он,
ярко выражая
свою
веру впродолжают:
распятого Господа,
как
Мессию».
истинно
говорю
тебе ныне,
а потом
будешь
совМною
в раю».

6.

Богоматерь у Креста
Ин. 19, 25-27
25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария
Магдалина.
26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей:
Жено! се, сын Твой.
27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Зигабен:
«так как Иосиф
обручник
и Клеопанаучая
были братья,
а у евреев издыхания
был обычай
Блж. Феофилакт:
«Он печется
о Матери,
нас до последнего
называть
сестрами
и жен братьев
потомуНа
только,
что мужья
их были братья,
то
прилагать
всякое попечение
о родителях.
родителей,
препятствующих
в деле
евангелист
здесь назвал
сестрою
Богоматери
только
Ее. Иосиф
и
богопочтения,
не должно
обращать
внимания,
а ородственницу
таких, которые
не
Клеопа
– мужья ихнужно
и были
родныезаботиться.
братья, а Богоматерь
и МарияСам
– жены
их, были
препятствуют,
всячески
Так и Он, поелику
отходит
от
по свойству».
жизни, и Матери естественносестрами
было скорбеть
и искать покровительства, поручает
попечение о Ней ученику. Итак, ученик сей взял Марию к себе, ибо Чистая вверена
чистому».
Блж. Феофилакт: «здесь мнимая дочь Клеопы называется сестрою Богородицы по
родству. - В евангелиях являются четыре Марии: одна - Богородица, которую
называют Матерь Иакова и Иосии, ибо они были дети Иосифа, родившиеся от
первой его жены, может быть, жены Клеоповой. Богородица называется Матерью
их, как мачеха, ибо Ее считали женою Иосифа. Другая - Магдалина, из которой
Господь выгнал семь бесов; третья - Клеопова, и четвертая - сестра Лазаря».

7.

Смерть Иисуса Христа
Мф. 27, 45-50
Мк. 15, 33-37
Лк. 23, 44-46
Ин. 19, 28-30
45. От шестого же часа тьма
33. В шестом же часу
44. Было же около
была по всей земле до часа
настала тьма по всей земле шестого часа дня, и
девятого;
и продолжалась до часа
сделалась тьма по 28. После того
46. аПрп.
около
девятого
часа
девятого.
всей земле
до часа Иисус,
зная, что уже
Иустин:
«Богообразные
существа, люди,
с ума сшедшие
грехолюбием,
распинают
Глатков:
«Тьма,
о
которой
свидетельствуют
Евангелисты,
была
явлением
необычайным;
возопил Иисус громким
34. В девятом часу возопил девятого:
все совершилось,
Бога,
осмеивают
распятого
Бога.
Может
ли
быть
большее
падение?
А «мертвая»
если Или,
же принять
за тьмой
последовало
землетрясение,
что камни
голосом:
Или! ламаво внимание,
Иисусчто
громким
голосом:
45. и померкло
да сбудется
природа?
Она
всем
существом
своим
протестует
против
этого.
ьмой
покрывает
себя
гробниц
расселись
и многие
святые воскресли,
то
надо признать
в этих
савахфани?
то есть:
Боже Мой,
Элои!умершие
Элои! ламма
солнце,
и завеса
в Писание,
говорит:
вся земля
от Ты
стыда
тем, что
сделали схраме
Богом
во
плоти. Как
бы желая
знамениях
особое
чудесное
проявление
воли
Божией».
Боже Мой!
для чего
Меняперед
савахфани?
—люди
что значит:
раздралась
жажду.
зрелище
от неба
небесных
Сил. Да и от себя
оставил?скрыть это постыдное
Боже
Мой! Боже
Мой!и для
по средине.
29. самой».
Тут стоял сосуд,
47. Некоторые
изтьме
стоявших
там, чего Ты Меня
оставил?
46.не
Иисус,
возгласив
полный уксуса.
«Об
этой
и землетрясении
свидетельствуют
одникак,
только
Евангелисты.
Блж.
Феофилакт:
«Тьма
эта была вселенскою,
а не частичною,
например,
в Египте, слыша
это,
говорили:
Илию
35.
Некоторые
из
стоявших
громким
голосом,
Воины,
напоив и
Аверкий:
«Этот
вопль,
конечно,
не
был
воплем
отчаяния,
но
только
выражением
Блж.
Феофилакт:
«как
скорбел
и
тосковал
пред
крестом,
показывая
естественно
Историк
Евсевий
приводит
следующую
выписку
из
сочинений
времен
Прп.
Иустин
человеческий
Меня
со
всех сторон
окружает,
осаждает,
атакует
дабы
явно(Попович):
было,
что«Грех
тварь
соболезнует
страданию
Творца
и чтоФлегонта
отступил
от
иудеев
зовет
Он.
тут,
услышав,
говорили:
вот,
сказал:
Отче!
вМеня
руки
уксусом
губку и
глубочайшей
скорби
души
Богочеловека.
Для
того,
чтобы
искупительная
жертва
свойственную
нам
боязнь,
так
теперь
говорит:
«для
чего
Ты
оставил»,непрестанно
бьет,
мучит,
ударяет,
убивает.
Где
Ты,
Господи?
Защити
меня
от
этой
страшной
императора
Адриана:
«На
четвертом
году
202-й
Олимпиады
было
затмение
солнца,
свет.
Иудеи,один
требующие
видеть
знамения с неба,Твои
пусть
увидят
теперь
солнце
48.
И
тотчас
побежал
из
Илию
зовет.
предаю
дух
наложив
наиэтого,
иссоп,
совершилась,
было,
чтобы
Богочеловек
испил
до
самого
дна
всю
чашу
силы
человеческого
греха
иизвестных
зла.
Я,создан
человек
Иисус,
все
муки
рода
человеческого
от
обнаруживая
свойственную
нам
любовь
кчувствую
жизни.
Ибо
Он
был
воистину
человек
«На
еврейском
языке
слово
Илия
произносилось
как
«Елиагу».
Поэтому
вследствие
самое
большое
изнеобходимо
всех
того
времени;
в день,
шестом
часу
дня
была
ночь,
так
что
помраченное!
Так
как
человек
был
в
шестой
а
вкусил
от
древа
в
шестой
час, них,
взял
губку,
наполнил
36.
А
один
побежал,
Мой.
И,
сие
сказав,
поднесли
к
устам
Зигабен:
«Какой
это
был
голос,
это
показал
Лука:
Отче,
в
руце
Твои
предаю
дух
Мой.
чувствую
всю
оставленность
рода
человеческого
Тобой
из-за
этого.
Каждый
из
людей,
грешный
человеческих
страданий.
Для
этого
потребовалось,
чтобы
распятый
Иисус
не
подобен
нам
во всем,
кроме
греха.
Впрочем,
некоторые
понимали
так,зовет
что
Спаситель,
сходства
этого
слова
соГосподь,
словом
Элои
некоторые
подумали,
что
Иисус
на помощьки
видны
были
на
небе
звезды».
Об
этом
же
необыкновенном
солнечном
затмении
ибо
это
час
ядения,
- то
воссозидая
человека
и,
врачуя
падение,
пригвождается
уксусом
и,
наложив
на
трость,
наполнил
губку
уксусом
и,
испустил
дух.
Его.
Возопил
громким
голосом,
чтобы
слышали
иновым
все
знали,
что
самой
смерти
Он
Блж.
Феофилакт:
«Это
первый
голос,
коим
души
свободы,
так
самый
грешный,
начиная
сгреческий
Адама,
все
онивсе
во
Мне,
ЯОтцом.
их наши
ношу
вудостоились
себе,
Я
взял
на
себя
все
ихнад
грехи.
Как
чувствовал
Своего
единения
спослужил
Богом
Весь
гнев
Божий,
который,
вкак
силу
принимая
нарадости
Себя
лицо
иудеев,
говорит:
«для
чего
Ты оставил
народ
иудейский,
Отче,
пророка
Илию.
Поэтому
вопль
Господа
поводом
кдонасмешкам
Ним.
свидетельствует
и
историк
Фаллос.
Вспоминает
о
нем
в
своих
письмах
ких
древу
в
шестой
день
и
в
шестой
час».
давал
Ему
пить;
наложив
на
трость,
давал
30.
Когда
же
Иисус
называл
Бога
Отцом,
все
возлагал
наизлиться
Него
итом,
был
Ему
противен,
и чтобы
видели,
что
беспомощно
естество
человеческое,
поскольку
оно
все
поддалось
и пришествием
предалось
греху.
Как безвыходно
уже
не диавол
держит,
но
онионпредаются
Ибо
до
смерти
Христовой
диавол
имел
Божественной
правды,
должен
был
на
грешное
человечество,
теперь
как
бы
чтоб
сделал
такой
грех
ине
предан
был
погибели?»».
Язвительность
насмешки
этой
состояла
вОтцу.
что
перед
Мессии
иудеи
Аполлофану
св.
Дионисий
Ареопагит,
тогда
еще
бывший
язычником».
49.
а
другие
говорили:
постой,
Ему
пить,
говоря:
постойте,
вкусил
уксуса,
«Стоявший
у
креста
воин,
услышав,
что
Иисус
что-то
говорит,
подумал,
что
Он
просит
его
мучение
и его
смерть!
Ясовершилось
этоно
чувствую
всем
существом;
чувствую
для
всех
за
всех,
и моей
вместо
Он Иероним:
умер
пососредоточился
Своей
власти,
когда
пожелал.
Наконец,
призывается
Блж.
«ИИлии.
это
так,
что
исполнилось
пророчество:
жажде
большое
право
над
душами,
с тех
пор,
как
Сын
дух
Свой
негромким
всказать:
ад,иВно
вголосом
руки
Отца,
на
одном
Христе,
и предал
Бог
бы
оставил
Его».
ожидали
прихода
Насмехаясь
над
Господом,
оникак
как
бы
хотели
вот
Он и
посмотрим,
придет
ли
Илия
посмотрим,
придет
ли
Илия
сказал:
«совершишася»,
т.е.:
совершилось
дело
Мессии,
предопределенное
в
пить,
побежал
к
сосуду
с
уксусом
и,
наполнив
им
губку,
понес
ее
к
Иисусу.
Очевидно
это
всех;
я
всех
их,
всех
людей,
ношу
в
Себе,
и
каждый
из
них
вопиет
из
Меня
к
Тебе:
Боже
Мой,
Боже
смерть,
не
дерзающая
и
подойти,
если
бы
не
была
позвана».
напоили
меня
укусоми (Пс
68:22). Сделал
это,
как делали
иОн
прежде
в насмешку,
как бы
содержащиеся
веще
аде
получили
свободу».
теперь
еще,
распятый
поруганный,
все
думает,
что

Мессия,
и
зовет
Илию
Себе
спасти
Его.
снять
Его.
совершилось!
И,
Совете
Божием,

совершилось
искупление
человеческого
рода
и
Мой!
для
чего
Ты
Меня
оставилъ?
оставил
в
смерти,
в
ее
муках,
в
которые
меня
вверг
и
пленил
было
кислое
вино,
которое
было
обыкновенным
питием
римских
воинов,
особенно
в
облегчая
Его,
или

чтобы
горечь
уксуса
служила
увеличением
Его
страдания».
навозгласив
помощь».
50.грех.
ИисусИже,
опять
возопив
Иисусмолюсь
же,
преклонив
главу,
примирения
его37.
с Иисус,
Богом
через
смерть
Мессии.
теперь,
вот,
человек
Тебе за всех
и вместо
них,
и вопию:
жаркую
погоду.
НоЯ,первосвященники
остановили
его:них
«Постой!
невсех
давай
Ему
пить!Боже
Он
громким
голосом,
испустил
дух.
громко,
испустил
дух.
предал
дух.
Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставилъ? на милость и немилость смерти и греху. Уничтожь
зовет Илию, на него надеется; так подожди же, посмотрим, придет ли Илия спасти
смерть и грех, и я буду вечно Твой, Господи, Боже
мой! Уничтожь смерть и грех Моей добровольной
Его»».
и человеколюбивой смертью, ибо Я ради них и за них предаю Себя на смерть, чтобы смертью
попрать смерть, и избавить род человеческий от рабствования смерти и греху».

8.

Мф. 27, 51-56
Мк. 15, 38-41
Лк. 23, 47-49
51. И вот, завеса в храме раздралась
38. И завеса в храме раздралась 47. Сотник же, видев
надвое, сверху донизу; и земля
надвое, сверху донизу.
происходившее,
потряслась; и камни расселись;
39. Сотник, стоявший напротив
прославил Бога и
52. и гробы отверзлись; и многие тела
Его, увидев, что Он, так возгласив, сказал: истинно
Аверкий:«Землетрясением
«Это символизировало
собой прекращение
Ветхого
Завета и открытие
Нового
Зигабен:
и
расселинами
в камнях
Иисус
Христос
что
Онбыл
мог бы
усопших святых воскресли
испустил
дух, сказал:
истинно показал,
человек
этот
Завета,
который отверзалилюдям
вход
в закрытое
дотоле Царство
Небесное».
противников
в земле,
но не
пожелал
сделать
по Своей
53. Своих
и, выйдя
из гробов попогребсти
воскресении зарыть
Его, Человек
Сей был
Сын
Божий. этогоправедник.
и ради
тех измногим.
них, которые
должны
уверовать
и прославиться…».
вошлиблагодати
во святый град
и явились
40. Были
тут и были
женщины,
которые
48. И весь народ,
54. Сотник
же
и те, которые
с ним стерегли
смотрели
издали: между
ними
сшедшийся начто
сие
Блж.
Феофилакт:
«И «завеса»
храма
«раздирается».
Господь
этим
показывает,
Прп.
Иустин
(Попович):
«тела
усопших
святых
восстают
из
гробов
для
свидетельства:
Блж.
Феофилакт:
«Стихии
тогда
поколебались,
свидетельствуя,
что
Страждущий
Иисуса,
видя землетрясение
и все
бывшее,
была и Мария
Магдалина,
и римлянам,
зрелище,
видя есть
Святое
Святых
уже
не
будет
недоступно,
но
предано
будет
попрано
и И
что
смертью
Богочеловека
смерть
побеждена,
царство
смерти иивгреха
уничтожено.
Творец,
показывая
вместевоистину
с тем и то,
что мать
наступит
изменение
делах.
И камни, то
устрашились
весьма
и
говорили:
Мария,
Иакова
меньшего
происходившее,
осквернено.
Или
ещеязычников,
Оннепоказывает,
что
раздирается
завеса,
разлучавшая
нас со
еще:
что
смерть
в состоянии
уничтожить
человеческое
существо».
каменные
сердца
расторглись
и приняли
семя
истины,
и умерщвленные
Онесть
был Сын
Божий.
Иосии,
и Саломия,
возвращался,
бия себя
святыми,
живущими
на
небесах,
то
есть
вражда
и
грех».
грехами
восстали
и вошли
во святой
в вышний
многим,при
55. Блж.
Там
были
также
и смотрели
издали
41. град,
которые
и тогда, Иерусалим,
как
Он был
ви явились
в грудь.
Феофилакт:
«Язычник-сотник
вследствие
знамений
верует
вместе
с бывшими
ходящим
широким
путем».
многие
женщины,
которые следовали
Галилее,
следовали
за Ним и
49.
Все же,
знавшие
нем; иудеи
же, слушавшие
закон
изапророков,
остаются
неверующими:
таково
злочестие!
Иисусом
из Галилеи,
служа Ему;завеса разодралась
Ему,
и другиевсе
многие,
Его, и женщины,
Блж.
Иероним:
«Храмовая
и открыла
прежде
скрытые
таинства
Сотник
этот впоследствии
сделался служили
мучеником
за
Христа».
Мученик
Лонгин (память
16
56. между
ними
были
Мария
Магдалина
и
вместе
с
Ним
пришедшие
в
следовавшие
за
Ним
закона, и они перешли к язычникам... ангельские
силы, некогда предстоявшие в храме, из
октября).
Блж.мать
Феофилакт:
случившееся при кресте Господа,
давало
знать
Мария,
Иакова и «воскресение
Иосии, и мать мертвых,
Иерусалим.
Галилеи,
стояли
вдали
тогда
воскликнули:
Уйдем
из
этого
жилища».
Блж.
Иероним:
«Этидуш,
великие
знамения во
совершились,
чтобы
и земля,
иинебо,
и всенапрочее
сыновей
Зеведеевых.
смотрели
это.
об освобождении
находившихся
аде. Воскресшие
тогда
явились
многим,
дабы
показало
распятие
Господа
Своего.
А показал,
мне
кажется,
что
землетрясение
прочее
являются
случившееся
не показалось
мечтою;
воскресли
жеот
они
ради
знамения; ииБожественная
явно,
что
опять
Зигабен:
«Раздранием
завесы
Бог
что
храма
отступила
Блж.
Феофилакт:
«Раздираемая
завеса
означала,
говорят,
упразднение
буквы законной,
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«На
эти
события
взирают
жены,
особенно
сострадательные
ии ва
образами
верующих,
которые
первоначально
были
подобны
гробам
мертвых,
а
после,
умерли.
Впрочем,
некоторые
говорят,
что
они
воскресли
после
воскресения
Христа
благодать
ичто
чтораскроется
внутреннеевсе
его,законное,
т.е. Святое
сделается
длябуквою,
всех доступным
и
также то,
чтоСвятых
прежде
закрывалось
как некою
сетующие.
Смотри
каково
их
усердие!
Они
следовали
за
Ним,
чтобы
прислуживать
Ему,
и
оставив
прежние
пороки
заблуждений
и
смягчив
жестокосердие,
признали
Его
другой
раз не умирали.
Не знаю, должно
ли это быть
принято».
видимым,
что
и
исполнилось
впоследствии
при
нашествии
римлян.
Самое
же
лучшее
завесою,
- и все,
неясное
и загадочное,
станет
исполнившись
не
отлучались
отпрежде
Него даже
среди
опасностей.
Потомуясным
они и теперь,
видели все:
видели, какна
Он
Спасителем».
толкование:
так
как
внутренняя
сторона
завесы
служила
образом
неба,
а
внешняя

Христе.
и то
сказать,
чторасселись,
как был обычай
у иудеев
в случае
богохульства
возопил,
какМожно
испустил
дух,
как камни
и все прочее.
И они
первые
видят Иисуса,
образом земли,
то раздрание
завесы
означало
то, бы
чтоскорбя
уничтожена
преграда
между
раздирать
так теперь
и храм
Божий, как
о смерти
разорвал
этот,
столь одежды,
презираемый,
пол первый
наслаждается
созерцанием
благ. ВБога,
этом
особенно
небом и землею, т.е. вражда между
Богом
и
человеком,
и
что
небо
стало
доступно
для
одежду
свою, завесу».
видно их и мужество. Ученики
убежали,
а эти жены присутствовали».
людей, потому что Иисус Христос, уничтожив эту преграду, возобновил нам этот
доступ. Вообще же все совершившееся служило знаком гнева Божия, который обличал
бесстыдство иудеев и предсказывал их погибель».

9.

Ин. 19, 31-37
31. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та
суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34. но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы
вы поверили.
36. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
37. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
Это было предуказано в кн. Исход 12:46: Пасхальный агнец, прообразовавший Господа
Иисуса
Христа,
должен был
снедаем
без
костей,
а все оставшееся
должно
Место
заимствовано
избыть
кн. пр.
Захарии
12,сокрушения
10. В этом месте
Иегова
в лице Мессии
было
быть предано
представляется, как пронзенный
народом
своим, огню.
и этот самый народ при взгляде на
пронзенного
представляется
приносящим
пред Ним
покаяниеВтор.
с плачем
и рыданием.
Поспешное снятие
Иисуса с креста
происходило
по указанию
21, 23:
«... тело егоОно
не
прикровенно
указывают
на выдумки
обращение
Израиля
ко Христу
в конце времен,
которое
должно
ночевать
на
дереве,
но
погреби
его
в тотисполняются
же день,
ибо проклят
перед Здесь
Богом
всякий,
Зигабен:
«Смотри,
как чрез
иудеев
пророчества.
зараз
Павел
в Рим.
11,
25-26.
повешенный
на дерево,
и предрекает
незначения
оскверняй
земли
твоей,
которую
Господь
Бог не
твой
тебе в
Свт.
Иоанн Златоуст:
без
иап.
не
случайно
истекли
эти
источники,
нодает
– потому,
исполняются
два«Не
пророчества,
как
далее
говорит
евангелист.
Хотя
сокрушили
удел».
что
из того
и другого
составлена
Церковь.
Это
знаютЕго,
посвященные
в таинства:
водою
голеней
Иисуса,
однако
же в угоду
иудеям
пронзают
и вытекает
кровь и вода.
И
они это
возрождаются,
а кровию
и плотию
питаются.
отсюда
получают
свое начало
удивительно.
Они думали
наругаться
и надТак,
мертвым
телом,
но поругание
таинства; и потому, когда ты приступаешь
страшной
обращаетсяким
в чудо». чаше, приступай так, как бы ты
пил от самого ребра».
Аверкий: «Излияние воды и крови из прободенного ребра Христова есть знамение того,
что Христос сделался нашим Искупителем, очистив нас водою в таинстве крещения и
Своею Кровью, которой напояет нас в таинстве причащения».

10.

Семь слов на кресте
1. Молитва за распинателей
«Прости им. Отче, ибо не ведают,
что творят» (Лк. 23:34)
2. Обещание
благоразумному
разбойнику райского
блаженства
«Днесь со Мною будеши в раи»
(Лк. 23:43)
3. Усыновление ученика
матери
«Жено, се сын твой ... се мати твоя»
(Ин. 19: 25-27)
4. Вопль богооставленности
«Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси
Оставил» (Мф. 27:46; Мк. 15:34)
5.
«Жажду» (Ин. 19:28)
6.
«Совершишася» (Ин. 19:30)
7. Обращение к Отцу
«Отче, в руце Твои предаю Дух Мой» (Лк.
23:46; Мф. 27:50; Мк. 15:37)

11.

Погребение Господа Иисуса Христа
Мф. 27, 57-66
Мк. 15, 42-47
Лк. 23, 50-56
Ин. 19, 38-42
57. Когда же настал 42. И как уже настал
50. Тогда некто, именем
38. После сего Иосиф из
вечер, пришел
вечер, — потому что была Иосиф, член совета,
Аримафеи — ученик
богатый человек из пятница, то есть день
человек добрый и
Иисуса, но тайный из
Аримафеи, именем перед субботою, —
правдивый,
страха от Иудеев, —
Иосиф, который
43. пришел Иосиф из
51. не участвовавший в
просил Пилата, чтобы
также учился у
Аримафеи, знаменитый совете и в деле их; из
снять тело Иисуса; и Пилат
Иисуса;
член совета, который и
Аримафеи, города
позволил. Он пошел и
58. он, придя к
сам ожидал Царствия
Иудейского, ожидавший
снял тело Иисуса.
Пилату, просил тела Божия, осмелился войти также Царствия Божия,
39. Пришел также и
Зигабен:
«Упомянутые
жены,
следуя
за
погребающими,
сидели
против
гроба и—смотрели,
Иисусова. Тогда
к Пилату, и просил тела 52. пришел к Пилату и
Никодим,
приходивший
где
и
как
полагалось
тело,
чтобы,
возвратившись
и
приготовив
благовония
и
масти,
Пилат приказал
Иисусова.
просил тела Иисусова;
прежде к Иисусу
ночью, —
отдать
тело; ими и умастить
44. Пилаттело.
удивился,
чтоИисус
53.Христос
и, сняв его,
обвил
и принес состав
из смирны
осыпать
Когда
был
погребен, наступил
уже вечер,
в
59. и, взяв тело,
Он уже умер,
и, призвав
и положил
и алоя, литр около ста.
который
нельзя плащаницею
было идти ко
гробу».
Иосиф обвил его
сотника, спросил его,
его в гробе, высеченном в 40. Итак они взяли тело
чистою плащаницею давно ли умер?
скале, где еще никто не
Иисуса и обвили его
60. и положил его в 45. И, узнав от сотника,
был положен.
пеленами с благовониями,
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Для
чего
они
сидят
здесь?
Они
ничего
еще
не
знали
о Нем должным
новом своем гробе, отдал тело Иосифу.
54. День тот был пятница, и как обыкновенно
образом,
ничего
представляли
великогонаступала
и высокого.
Потому принесли
они иИудеи.
миро, и при
который
высек
он в не46.
Он, купив плащаницу
суббота.
погребают
гробе
бодрствовали,
чтобы,
когда утишится
неистовство
иудеев,
приступить
и Он
скале;
и,
привалив
и сняв Его,
обвилскрывался,
55.теперь
Последовали
также ина
41. На
том
месте,
где
Блж.Феофилакт:
Феофилакт:
«Прежде
Иосиф
же дерзает
великое
дело,
положив
Блж.
«Иосиф
был
человек
весьма
знаменитый
и
по
своей
знаменитости
известен
большой
камень
кТелоВидишь
плащаницею,
и положил
женщины,
пришедшие
с со
распят,
был
сад,
и вКак
саду
намастить
Его.
лиимужество
жен?
Видишь
ли пламенную
любовь
их?
Видишь
ли
душу
свою
заПодумав,
Учителя
приняв
наукротился,
себя
столь
тяжкую
борьбу
всеми
Иудеями.
и
Пилату.
что
гнев
иудеев
когда
ненавистный
для
них
Иисус
уже
двери гроба,
Его
во
гробе,
который
Иисусом
из
Галилеи,
и
гроб
новый,
в
котором
щедрость
в издержках
и решимость
накак
самую
смерть?».
великийИосиф
дар, дает
Пилат
Тело. Ибо
Христа,
мятежника
распят,
безбоязненно
вместе
сгроб,
Никодимом
совершает
великолепное
удалился.
былему
высечен
вприходит
скале,
и иТело
смотрели
и как
ещеумерщвленного,
никто
не был
было
быть
брошено
не
погребенным.
Впрочем,
Иосиф,обновление
будучи
богатым,
61.
Быладолжно
же тамОба
привалил
камень
к что
двери
полагалось
тело Его;будет
положен.
погребение.
они
не
представляли
об Нем
ничего
Божественного,
а расположены
к Нему
«Гроб
новый
образно
показывал
то,
чрез
гроб Господень
от смерти
Мария
Магдалина
и
гроба.
56.
возвратившись
же,
42.
Там
положили
Иисуса
возможно,
что
и
золота
дал
Пилату.
Получив
Тело,
Иосиф
чествует
его,
положив
в
новой
только как к человеку, потому
что приносят
такие
благовония, которые преимущественно
и тления,
и в нем мы
все обновимся».
другаягробнице,
Мария, в которой
47. Мария же Магдалина
благовония
и ради
пятницы Иудейской,
никто
неиприготовили
был
положен.
это было
по промышлению
имели силу надолгоникогда
сохранять
тело
не давать
емуИ скоро
предаться
тлению».
которые
сидели
и
Мария
Иосиева
масти;
и
в
субботу
остались
потому
что
гроб был
Божию,
чтобы
поназначили
воскресении
Господа
не сказал
кто-либо,
что
вместо Его
воскрес
другой
Ис.
53,
9:
«Ему
гроб
со
злодеями,
но
Он
погребен
у
богатого,
потому
что
не
против гроба.
смотрели, где Его
в покое по заповеди.
близко.
мертвец,
погребенный
тамвпрежде
Его».
сделал греха,
не было лжи
устах Его».
полагали.

12.

Запечатывание камня в гробницу Иисуса Христа
Мф. 27, 62-66
62. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники
и фарисеи к Пилату
63. и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в
живых, сказал: после трех дней воскресну;
64. итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя
ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет
последний обман хуже первого.
65. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
«В распоряжении
синедриона
времяв праздников
стража
Блж.
Феофилакт: «Вчленов
то время
как законнаходилась
повелевал,на
чтобы
день субботы
никтоизне
римских
воинов,
которой
они
пользовались
для собираются
охранения порядка
и спокойствия,
ввиду
двинулся
с места
своего,беззаконные
иудеи
к иноплеменнику
Пилату,
громадного
стечения
народа
из всех
стран
всвоей
Иерусалим.
Пилат
предлагает
им,
Аверкий:
«Первым
обмано»
ониОни
называют
здесь
то, что
Господь
Иисус
Христос
учил
вместо
законного
собрания.
вследствие
злобы
побуждаются
прийти
к о
использовав
этугроб,
стражу,
сделать
все так,
как они
сами хотят».
Себе,
как
оиСыне
Божием,
Мессии,
а последним
обманом
–промышлению,
проповедь
о Нем,
как о
Пилату
утвердить
однако
это было
по Божию
дабы
восставшем
из гроба Победителе
ада и смерти.
проповеди
боятся
больше, и
воскресение совершилось
при свидетелях
- врагахЭтой
- и тогда,
когдаони
гроб
был запечатан
в этом они правы были, что показала
и вся дальнейшая история распространения
и охраняем».
христианства».

13.

Домашнее задание
Прочитать следующие отрывки:
• Утро первого воскресного дня (Мф. 28, 1-15; Мк. 16, 1-11;
Лк. 24, 1-12; Ин. 20, 1-18).
• Вечер первого воскресного дня (Лк. 24, 12-49; Мк. 16, 1214; Ин. 20, 19-24).
English     Русский Правила