Похожие презентации:
Вопрос трансцендентности
1.
ДеизмТеизм
Панэнтеизм
Пантеизм
2.
–Бог идентичен вселеннойПантеизм
3.
Пантеизм–Разнообразие – это иллюзия
4.
Пантеизм–Бог безличен
5.
Пантеизм–Бог всем управляет
6.
Пантеизм–Бог неописуем
7.
Пантеизм–Объединение с Богом
8. Индуизм
• Статистики1,1 миллиард индуистов
15% мирового населения
87% индуистов живут в Индии
80% населения Индии – индуисты
9. Индуизм
• СтатистикиНепал
81% населения -- индуисты
Государственная религия
10. Индуизм
• НазванияСанатана Дхарма (вечный
закон, вечный путь)
«Индус»
–Санскрит = река Индус и жители
–Греки, римляне, мусульмане
–Англиканцы = немусульманские
индийцы
11. Индуизм
• НазванияСанатана Дхарма (вечный
закон, вечный путь)
–«Индуизм» – это не только одна
религия, а «система многих
религий, которые встречаются в
социальных рамках индуского
сообщества» С. Нигосиан
12. Индуизм
• ИсторияРанняя история
Арии захватили племя
«дравиды» в 1500 г. до Р.Х.
– Ритуализм (священство)
– Написание Вед
–
Принесение жертв
Рассказы о победах
Песни (брахманы)
13. Индуизм
• ИсторияРанняя история
Главные боги (политеизм)
Варуна (законы)
Индра (война и буря)
Агни (огонь)
Сома
– Другие боги (Вишну, Шива)
– Рта – безличная сила
–
14. Индуизм
• ИсторияКлассический индуизм
Бунт против священников (VIII-VII
веках до Р.Х.)
– Упор на личный контакт с богами
через созерцание.
–
15. Индуизм
• ИсторияКлассический индуизм
–
Написание Упанишад
Реальность, по сути своей, едина
Брахман
Многочисленные «низшие» боги
(проявления Брахмана)
16. Индуизм
• ПисаниеВеды
(Упанишады)
Шруты
(«усышанное»)
авторитетные
Рамаяна и
Махабхарата
Другие
Смрити
(«запомненное»)
популярные
17. Индуизм
• УчениеБрахман
Лишь одна реальность –
Брахман.
– Все, что существует – это его
выражение.
– Разнообразие во вселенной – это
иллюзия (майя).
– Брахман выше всех понятий
–
18. Индуизм
• УчениеБрахман
Ниргуна Брахман
– безличный («лишенный
свойств»)
– сама суть реальности
– Сагуна Брахман
– личный («с свойствами»)
– тоже называется Ишварой
–
19. Индуизм
• УчениеБрахман
–
Ниргуна Брахман
«Лучшее, что можно сделать, – это
отрицать каждый атрибут Брахмана...
язык не может коснуться Брахмана... (он)
обладает характером интеллекта, но он
лишен каких-либо различий и выходит за
рамки всех языков. Таким образом его
можно описать только отрицательно,
посредством отрицания атрибутов».
Д. Кларк
20. Индуизм
• УчениеБрахман
Сагуна Брахман
«То, что характеризует Сагуну, не
относится ни к какой-либо
окончательной или определенной
реальности, поскольку оно служит в
качестве простого указателя или
индикатора одного Брахмана, который
остается за пределами любого
описания» Т. Теннет.
–
21. Индуизм
• УчениеСагуна Брахман (Ишвара)
Брахма (создатель)
– Вишну (хранитель)
Аватары
– Шива (разрушитель)
Кали
–
22. Индуизм
• УчениеСагуна Брахман (Ишвара)
Брахма (создатель)
– Вишну (хранитель)
–
–
Аватары
Шива (разрушитель)
«В отличие от общительного Вишну, Шива
является аутсайдером. Обитая, как правило,
на самых высоких Гималайских горах, он
является господином и образцом для йогов...
23. Индуизм
• УчениеСагуна Брахман (Ишвара)
Брахма (создатель)
– Вишну (хранитель)
–
–
Аватары
Шива (разрушитель)
«…Он меньше заинтересован установлением
дхармы (т.е. учения) на земле, чем ведением
душ к мокше (т.е. спасению) Далее, Шива
имеет двойственную природу, смешивая то,…
24. Индуизм
• УчениеСагуна Брахман (Ишвара)
Брахма (создатель)
– Вишну (хранитель)
–
–
Аватары
Шива (разрушитель)
«…что для нас кажется противоположными
атрибутами. Он – как злобен, так и
доброжелателен; как аскетичен, так и
эротический; как отшельник, так и семейный…
25. Индуизм
• УчениеСагуна Брахман (Ишвара)
Брахма (создатель)
– Вишну (хранитель)
–
–
Аватары
Шива (разрушитель)
«…как неподвижный посредник, так и вольный
танцор» Р. Давис
26. Индуизм
• УчениеНиргуна Брахман
Сагуна Брахман
Брахма
(творец)
Вишну
(хранитель)
Шива
(разрушитель)
множество богов
27. Индуизм
• УчениеСагуна Брахман (Ишвара)
Брахма (создатель)
– Вишну (хранитель)
– Шива (разрушитель)
– Богиня (Деви, Кали, Шатки)
–
28. Индуизм
• УчениеСагуна Брахман (Ишвара)
вишнуизм (Вишну)
– шиваизм (Шива)
– шактизм (Шакти)
–
29. Индуизм
• УчениеЦель человека
Единство со Брахманом
– Понятие «Атман»
– Состояние «Нирвана»
–
30. Индуизм
• УчениеСпасение человека (мокша)
–
–
–
из невежества
из индивидуальности
из кармы и сансары
31.
Ббрахманы
священник,
интеллигент
воин, администратор
кшартия
фермер,
бизнисмен
вайшьи
шудра
рабочий
индийский мужчина
иностранец
женщина
32.
Бпуть
Джнана
знания
марга
путь
Бхакти
посвящения
марга
путь
Карма
дел
марга
33. Индуизм
• УчениеПроисхождение и судьбы мира
–
Гимн о Пуруше
Вишну
Брахма
Индра
Агни
луна
солнце
ветер
атмосфера
небо
брахманы
кшатрия
вайшьи
шудра
34. Индуизм
• УчениеПроисхождение и судьбы мира
–
Цикличное время
Ману
юга
4 320 000 лет
юга
юга
юга
Калки
35. Индуизм
• УчениеПроисхождение и судьбы мира
–
Цикличное время
Брахма
4
юги
4
юги
4
юги
1000
4
юги
4
юги
36. Индуизм
• Жизнь индусаМедитация и водительство гуру
–
–
–
Путь знания
Водительство гуру лучше Вед
Сформирование общин (ашрама)
37. Индуизм
• Жизнь индусаМедитация и водительство гуру
–
–
Йога
Повторение мантры
«Каждая мантра связана с конкретным
божеством. Правильно произнесенная
мантра является воплощением этого
божества. Повторение мантры имеет
своей целью получить от этого божества
силу, и пригласить его войти в вас»
Д. Халверзон
38. Индуизм
• Жизнь индусаПуджа
–
–
–
Путь посвящения
Забота об идоле
Дома или в храме
39. Индуизм
• Жизнь индусаСвятые вещи и места
–
Корова
–
–
Обитание божества
Символ Матери-Земли
Источник обеспечения
Вегетарианство
Пацифизм
40. Индуизм
• Жизнь индусаСвятые вещи и места
–
Паломничества (Ганг)
–
Очищение
Снятие плохой кармы
Исцеление
Рассыпать прах
Сати
41. Индуизм
• Жизнь индусаСтации жизни (ашрамы)
–
–
–
–
брахмачарья (жизнь ученика)
грихастха (семейная жизнь)
ванапрастха (уход от дел)
санньяса (жизнь в отречении)
42. Индуизм
• Жизнь индусаПраздники
–
Особенные события
–
–
рождение мальчика
присоединение мальчика к гуру
брак
смерти (кремация)
Праздник для каждого главного
бога
Холи
43. Индуизм
• Родственные религииБуддизм
Джайнизм
44. Индуизм
• Родственные религииНью Эйдж
Хари
Кришна
Трансц-ная
медитация
45. Индуизм
• Опровержение1. Обращение к человеческому опыту
• Нет подтверждения от
человеческих осознания.
46. Индуизм
• Опровержение1. Обращение к человеческому опыту
• Нет вспоминания об опыте в
предыдущих жизнях.
• Нет подтверждения от
человеческого суждения.
Добро
Зло
47. Индуизм
• Опровержение1. Обращение к человеческому опыту
• Единство лучше разнообразия?
48. Индуизм
• Опровержение1. Обращение к человеческому опыту
• Безличностность лучше
личностности?
49. Индуизм
• Опровержение2. Оценка источника индуизма
• Истоки неизвестны
• Нет исторического
подтверждения
• Непоследовательность в
терминологии (брахман)
• Непоследовательность в
главенстве богов (Вишну,
Шива)
50. Индуизм
• Опровержение3. Обращение к логике
• Отделение от Брахмана?
51. Индуизм
• Опровержение3. Обращение к логике
• Стремление к Брахману?
52. Индуизм
• Опровержение3. Обращение к логике
• Индуизм как майя
• Источник майи
• Индуизм как утвердительное
учение
53. Индуизм
• Опровержение3. Обращение к логике
• Отрицание логики
Закон противоречия
«Реальность не логична»
«Реальность логична»
54. Индуизм
• Опровержение3. Обращение к логике
• «Бог является либо личным, либо
безличным – Он не может быть и
тем, и другим. Бог является либо
моральным или аморальным – Он
не может быть и тем, и другим.
Люди – либо божественны, либо
не божественны – они не могут
быть и теми, и другими….
55. Индуизм
• Опровержение3. Обращение к логике
• «…Существует либо воскресение,
либо реинкарнация – не могут
существовать и то, и другое».
Д. Грутус
56. Индуизм
• Опровержение4. Этическая проблема
• Отсутствие морального
стандарта
57. Индуизм
• Опровержение5. Эпистемологическая проблема
• Обращение к мистицизму
58. Путь знания
Цель – осознание единства сБрахманом
«Как только душа осознает, что
она является и всегда была
Брахманом, то эта жизнь
проходит как сон». В. Нараянан
59. Путь знания
Цель – осознание единства сБрахманом
«…полного отождествления
собственной личности с
(Брахманом-Атманом)»
С. Нигосиан
60. Путь знания
Освобождение от майиОбнаружение внутреннего
«атмана»
Центральность созерцания
Популярно особо с VI века до
Р.Х. до X века по Р.Х.
61. Путь знания
Главный современныйучитель - Рамана Махарши
(1879-1950 гг.).
Шесть школ – выдающаяся =
веданта (конец Вед)
62. Путь посвящения
Самый популярный путьЧеловек посвящает себя
поклонению одному богу
(выражению Брахмана.)
Вишну, Шива, Индра, Брахма,
Богиня и другие
«Нечистые боги» (т.е. семья,
каста, село)
63. Путь посвящения
Отношение к идолубог тожественен с идолом
бог обитает в идоле
Практика «пуджа»
Понятие «благодать»
Школа кошки
Школа обезьянки
64. Путь дел
Выполнение разныхобщественных обязанностей
Соблюдение ритуалов и
церемоний для многих богов
Совершение добрых дел
Получение хорошей кармы
65. Хари Кришна
По традиционному индуизмуКришна – это одно из воплощений
Вишну.
Индусский учитель в XV веке
сказал, что Вишну – это
воплощение Кришны, и что
Кришна – это сам Брахман.
Кришна – это личность, которому
можно поклоняться.
66. Нью Эйдж
«Новый век», «Новая эра»Название из астрологии
–
–
Эра Рыб
Эра Водолея
Разнообразие практик и интересов
–
–
–
–
Экология
Права животных
Нетрадиционная медицина
НЛО
67. Нью Эйдж
Сходства с индуизмом–
–
–
Вселенский «Я»
Реинкарнация
Соединение с Абсолютом
Особенности
–
–
–
–
Контакт с духами
Сообщение с инопланетянами
Сила ума
«Викка»
68. Веданта
Адвайта: Брахман единственнаяреальность. Все другое – это
иллюзия.
Вишиштадвайта: вселенная тоже
реальна, как выражение
Брахмана.
Двайта: вселенная реальна, и
отличается от Брахмана по
сущности.
69. Веданта
Адвайта: Шанкара (788-820 гг. поР.Х.)
Вишиштадвайта: Рамануджа
(1017-1137 гг. по Р.Х.)
Двайта: Мадхва (XIII веке по Р.Х.)
70. Нирвана
«Растворение отдельного “я”в безличном и лишенном
всяких признаков единстве
Высшего “Я”. Нирвана
является целью просветления»
Халверзон Д.
71. Веды
Означают «знания»«Самооткровение» Брахмана
«Весь этот корпус священной
литературы представлялся его
сторонниками как откровение –
то, что было только “услышано”
и не сочинённое людьми» Р.
Дэйвис
72. Веды
РигведаЯджурведа
Самаведа
Атхарваведа
Мантры: песни для ритуалов
Брахманы: объяснение песней
Араньяки: размышление о песнях
Упанишады: мистическое значение
73. Веды
УпанишадыНаписаны с VIII до V века до Р. Х.
Считаются «наивысшим
учением».
Учение о перевоплощении,
карме, мокши, самсаре, атмане и
Брахмане.
74. Веды
УпанишадыЦель: «Опытные знания себя как
единого с конечной
реальностью» A. Хитлебител
75. Рамаяна и Махабхарата
РамаянаКогда-то c V в. до I в. до Р.Х.
Миф о Раме
Махабхарата
с IV в. до Р.Х. до IV в. по Р.Х.
Бхагавад-Гита, т.е. миф о
Кришне
76. Другие Писания
ПураныС III века до Р.Х. до Х века по
Р.Х.
В 10-и томах
теология, космология,
ритуалы, легенды
Писания простого народа
Главные боги – Вишну, Шива
77. Другие Писания
Ману-смрити (Законы Ману)Священные законы
II в. до Р.Х.
Ману = отец всего
человечества
Учение о кастовой системе,
карме.
78. Другие Писания
Даршаны: родословия богов илегенды о них
Сутры: ритуалы и правила для
общественного поведения
Тантры: приобретение
оккультной силы, просветление
через физические стимулы (еду,
секс)
79. Аватары Вишну
РыбыЧерепаха
Кабан
Человек-Лев
Карлик
Рама
Кришна
Будда
Калки (будущий)
80. Признание
• Фотография из www.island-offreedom.com81. Признание
• Халверзон Д., ред. Религии мира. –СП: Шандал, 2002. – 284 с.
82. Признание
• Халверзон Д., ред. Религии мира. – СП:Шандал, 2002, с. 68. Информации из Edward
Rice, Eastern Definitions, p. 247.
83. Признание
• Гайслер Н. Л. Christian Apologetics. -- Grand Rapids,Michigan: Baker, 1976. – 393 c.
84. Признание
• Макдауэлл Дж. The New Evidence That Demands a Verdict. –Nashville, Tennessee: Nelson, 1999. – 760.
85. Индуизм
3.1321 Статистики3.1322 История
3.1323 Писания
3.1324 Вероучение
3.1325 Родственные религии
86. Родственные религии
3.13251 Буддизм3.13252 Джайнизм
3.13253 Сикхизм
3.13254 Нью Эйдж
3.13255 Хари Кришна
3.13256 Трансцендентальная медитация