Похожие презентации:
Обзор технологий
1. ОБЗОР ТЕХНОЛОГИЙ
Мылова И.Б.2. Лекционная технология
3.
Лекционная технология4. Лекционная технология
Некоторые излокальных
технологий относят к
активным лекциям,
поскольку
предполагают
активизацию
познавательной
деятельности
слушателей лекции.
Достоинства
• В ходе лекции информация передается в
систематическом целостном виде.
• Лекция может проводиться для большой аудитории
слушателей (например, по сравнению с тренингом)
• Монологическое изложение позволяет выделять и
акцентировать внимание аудитории на главных
аспектах излагаемого материала.
• Лектор может раскрыть взаимосвязи излагаемого
материала со спектром научных проблем и практикой.
• Лектор может показать личностное отношение и
вызвать у аудитории интерес к излагаемому материалу
не только посредством содержания лекции, но и
эмоциональной выразительностью речи.
Недостатки
• Высокие требования к мастерству лектора,
необходимые для качественной передачи информации.
• Низкая активность слушателей, а часто и низкий
уровень усвоения материала.
Лекционная технология
5. Активные лекции
АКТИВНЫЕ ЛЕКЦИИ6.
• Конспект-лекция. Проведение лекции предполагает предварительнуюподготовку лектором учебных материалов, которые слушатели получают за
некоторое время до проведения занятия, чтобы они могли к нему
подготовиться. В ходе самой лекции лектор акцентирует внимание только на
самых важных аспектах рассматриваемого вопроса и отвечает на вопросы
слушателей.
• Лекция-тест или лекция с промежуточным контролем предполагает
многократный анализ усвоения учебного материала слушателями в ходе
лекции.
• Лекция-консультация, которая предполагает не монолог лектора, а ответы
на вопросы аудитории по обозначенной теме лекции.
• Лекция-визуализация. эта форма проведения лекции предполагает, что
информация предъявляется слушателям в обобщенном, систематизированном
виде, с четким акцентом на тех аспектах, которые они должны понять и
запомнить. основное содержание лекции представляется в образной форме
(рисунках, чертежах, схемах и др.).
• Проблемная лекция. в ходе лекции моделируются главные противоречия по
проблеме, которая рассматривается в ходе лекции, что позволяет слушателям
сделать обобщение и соответствующие выводы как бы самостоятельно.
• Бинарная лекция. эту лекцию читают два лектора (часто специалисты
разных областей), которые взаимодействуют в ходе лекции между собой и с
аудиторией. лекторы рассматривают проблему, освещаемую в ходе лекции, с
разных позиций.
7. Технология развития критического мышления
8.
В исследованных нами школах совершенно неуделяется внимание развитию так называемых
«интеллектуальных способностей», а именно:
•Способности к рациональному мышлению;
•Способности к использованию и оценке знаний;
•Пытливости и любознательности
(Джон Гудлэд, декан педагогического
университета Калифорнийского университета,
1983г.)
9.
ТРКМ –образовательная технология, направленная посредствомчтения и письма на развитие таких качественных характеристик
мышления учащихся, как критичность, открытость, гибкость,
рефлексивность.
Цель применения технологии в учебном процессе – развитие
интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться
самостоятельно; формирования категориального аппарата
мышления, характеризующегося:
• осознанием учащимся многозначности позиций и точек зрения,
• преодолением эгоцентризма мышления,
• рефлексией альтернативности принимаемых решений,
• умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.
10. Возможные приемы обучения на этапах ТРКМ (по И.В. Муштавинской, Е.В. Сидоровой)
Этап (стадия) вызоваЭтап (стадия) осмысления
Этап (стадия) рефлексии
Кластеры
Инсерт
Кластеры
Составление
списка Кластеры
«известной информации»
Таблица
«толстых»
Составление сводных или «тонких» вопросов
Верите ли Вы?
Игра «Как Вы думаете?»
Таблица «толстых» и «тонких»
вопросов
Предположение по ключевым
словам
концептуальных таблиц
Синквейн
Дневники
Обсуждение
и
11. Ментальная карта
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА12. Методический инструмент (технология)
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:эффективно структурировать и обрабатывать
информацию;
мыслить, используя весь свой творческий и
интеллектуальный потенциал.
В контексте обучения, интеллект-карты можно
использовать для следующих задач:
• Конспектирование
▫ Учебников, книг, статей
▫ Лекций на слух
• Написание статей/рефератов/курсовых
• Анализ/понимание
• Запоминание
13.
• Ментальные карты (в оригиналеMind maps) - это разработка Тони
Бьюзена - известного писателя,
лектора и консультанта по
вопросам интеллекта, психологии
обучения и проблем мышления.
• Тони Бьюзен стал популизатором
идеи интеллект-карт, как
эффективного способа работы с
информацией.
14.
15. Правила составления ментальных карт (интеллект-карт)
1. Центральный образ (символизирующий основную идею)рисуется в центре листа
2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на
которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми
понятиями, раскрывающими центральную идею.
3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2
уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на
ветках 1-го уровня.
4. По возможности используем максимальное количество цветов,
для рисования карты.
5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую
графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные
понятия на разных ветках.
7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
Правила составления ментальных карт
(интеллект-карт)
16.
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ
17. Примеры видов самостоятельной работы
РАБОТА С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМПРАКТИКУМ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Примеры видов самостоятельной работы
18. Этапы технологии
12
3
4
5
• Информационный
• Операционный
• Рефлексивный
• Контрольный
• Коррекционный
Этапы технологии
19. Взаимообмен заданиями
ВЗАИМООБМЕН ЗАДАНИЯМИ20. Взаимообмен заданиями
В технологии «Взаимообмен заданиями» может быть организована учебная работа, направленнаяна первоначальное знакомство учащихся с новой темой или ее разделами. Работа в парах сменного
состава ориентирована на усвоения учениками общих правил выполнения вариативных заданий.
Контроль (индивидуальный или групповой) учебной работы школьников осуществляется с помощью
так называемых листов учета, в которых учащиеся делают пометки о результатах выполнения учебных
заданий.
Основные этапы технологии
1 этап. Ученик получает карточку, состоящую из двух частей. Работая с заданием первой части
карточки, учащийся должен познакомиться с образцом выполнения задания определенного типа.
Выполнение задания из первой части карточки осуществляется с опорой на образец (например, следуя
образцу выполнения задания, приведенному в учебнике). Во второй части карточки приведено задание,
которое учащийся должен выполнить самостоятельно, без опоры на образец.
2 этап. Выполнив задания, приведенные в карточке, учащийся объясняет своему партнеру, как
выполняются задания этого типа, а партнер рассказывает, как нужно выполнять задания, приведенные в
его карточке.
3 этап. Ученики обмениваются карточками и решают задания второй части карточки своего партнера.
Учащиеся должны сопоставить свой результат выполнения задания (1 этап) с решением своего
партнера.
4 этап. Учащиеся обмениваются карточками. Работа продолжается с другими партнерами.
21. Мозговые штурмы
22. Мозговые штурмы
Мозговой штурм(брейнстроминг) —
один из наиболее
популярных методов
стимулирования
творческой активности,
которую предложил А.
Осборн (1953 г.).
Основная цель штурма
– помочь участникам
раскрепостить
сознание,
стимулировать
воображение, чтобы
получить необычные,
оригинальные идеи, а
основная
идея - отделить процесс
генерации идей от их
критики.
• Классический мозговой штурм
• Задачу последовательно решают две группы по
6 -10 человек в каждой: генераторы идей и
эксперты.
• Цель первой группы (генераторов
идей) - выдвинуть как можно больше идей. При
этом запрещена критика идей, а также идеи
выдвигаются без доказательств и приветствуются
самые неординарные идеи.
• Цель второй группы
(экспертов) - проанализировать высказанные
идеи и попытаться извлечь из всех выдвинутых,
без исключения, идей рациональное зерно.
Обратим внимание, что в задачи этой группы
входит не столько оценить идеи генераторов в
традиционном понимании этого слова (например,
интересно – не интересно, хорошо – плохо и др.),
сколько развить их идеи, а это тоже творческий
процесс.
• С 60-х годов и до настоящего времени мозговой
штурм – очень популярная технология.
Мозговые штурмы
23.
Индивидуальный мозговой штурм. По существу этот мозговой штурм не отличается от классического, за исключением того, что онпроводится одним человеком, который сам генерирует идеи, сам их фиксирует и анализирует (выступает в
роли эксперта своих идей). Длительность такого мозгового штурма обычно составляет около 10 минут.
Мозговой штурм на доске. Для проведения мозгового штурма необходимо повесить на самое видное
место специальную доску, чтобы участники смогли размещать на ней листки с записями тех творческих
идей, которые придут им в голову в течение определенного промежутка времени (например, в течение
дня). В центре доски должна быть записана яркими буквами, требующая разрешения проблема. Любой, у
кого возникнет интересная мысль, может приколоть на доску листок с зафиксированной на ней идеей.
Теневой мозговой штурм. Сеанс мозгового штурма проводится с двумя подгруппами генераторов идей.
Первая – собственно генераторы, которые высказывают свои идеи с учетом правила запрета критики.
Вторая – теневая – следит за работой первой группы, но не принимает в обсуждении непосредственного
участия. Каждый член теневой группы записывает свои идеи, которые возникают у него в ходе
наблюдения. Списки с идеями основной и теневой групп после завершения этапа выдвижения идей
передаются в группу экспертов.
Обратный мозговой штурм. В этом мозговом штурме обратной является не цель и не методика, а тема
обсуждения. Участникам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще
более усугубить проблему, как довести проблему до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему,
выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их
решить.
Конференция идей. - это круглый стол, цель которого собрать идеи по определенной тематике.
Председатель (равный среди равных) должен обеспечить непринужденную обстановку и направить мысли
участников на поиск решения какой-либо проблемы. Этот мозговой штурм разрешает доброжелательную
критику.
Брейнрайтинг. Способ проведения мозгового штурма предполагает, что участники записывают свои идеи
на листе бумаги, а затем обмениваются этими записями друг с другом. Идея соседа становится стимулом
для новой идеи, которая записывается на полученном листке. Затем группа снова обменивается листками.
Время проведения такого мозгового штурма, как правило, 15 минут.
Модификации проведения
24. Морфологический анализ
25.
Метод многомерныхматриц.
Автор
морфологического
анализа Ф. Цвикки
(1947 г.)
• Морфологический анализ предназначен
для принятия решений, которое базируется
на принципах системного анализа новых
связей и отношений. Он позволяет
системно проанализировать комбинацию
элементов (устройств, свойств объекта,
процессов, идей и др.) и увидеть новое в
этой комбинации.
• В
основе
лежит
составление
морфологической
таблицы,
которая
позволяет осуществить последовательный
перебор и комбинирование всех возможных
вариантов характеристик рассматриваемого
объекта. Дает возможность не пропустить
оригинальное,
интересное
решение,
которое при простом переборе обычно
может выйти из поля зрения.
• В педагогической практике чаще всего
используется для коллективного
обсуждения какой-либо проблемы,
выработке нового подхода к ее решению в
двумерном и одномерном варианте.
26. Технология мастерских
27.
В технологии мастерских главное не сообщить иосвоить информацию, а передать способы работы,
будь
то
естественно-научное
исследование,
текстологический
анализ
художественного
произведения,
исследования
исторических
первоисточников, средств создания произведений
прикладного искусства и др.
Результаты обучения в рамках этой технологии
выражаются в овладении учащимися творческими
умениями, в формировании личности, способной к
самосовершенствованию, саморазвитию.
28. Этапы технологии
ИндукцияСамоконструкция
Социоконструкция
Социализация
Рефлексия
Этапы технологии
29.
Индукция (индуктор, «наведение») - начальный этап, который вводит вдеятельность, направленный на включение области чувств каждого ученика, и
одновременно актуализирует знания по рассматриваемому вопросу, апеллируя к
ассоциативному и образному мышлению, создает личное отношение к предмету
обсуждения. Индукция наводит учащихся на проблему, белое пятно, область
предстоящего субъективного открытия какого либо знания.
Самосоциоконструкции и социоконструкции - деятельности по созданию
творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии.
Социализация - деятельность по предъявлению созданного продукта всем
участникам мастерской в процессе соотнесения своей деятельности с деятельностью
остальных.
Последний этап – рефлексия. Этот этап мастерской нацелен на отражение,
воспоминание участником своего проживания мастерской (чувств, ощущений, эмоций,
состояний, эвристических моментов, разрывов со старыми представлениями).
30. Технология учебного опорного образа
ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ОПОРНОГО ОБРАЗА31. Учебный опорный образ
• Учебный опорный образ – понятие, которое определяетглавную идею технологии.
• Учебный опорный образ – субъективное яркое и эмоционально
окрашенное представление о каком-либо предмете или явлении
из мира, окружающего ребенка, который дополнен
структурированной учебной информацией.
• Учебный опорный образ играет роль знака (символа), в котором
отражена сущность учебного материала. Он надолго остается в
памяти и позволяет впоследствии легко воспроизводить
учебный материал.
• Учебный опорный образ рассматривается как дидактическая
единица, и содержанием деятельности учащегося становится
работа по его анализу, структурированию и интерпретации.
Учебный опорный образ
32. Интерпретация образа
• Интерпретацияобраза
–
это
высказывание
учащимися своих толкований, формулирование
понимания того, что стоит за образом учебного
материала. Интерпретация как средство понимания
настолько вариативна и порой непредсказуема, что
порождает коммуникативную среду, без которой
невозможно мотивированное обучение предмету, а
так же, создает живую и необходимую учебную
ситуацию, которая становится воспитывающей,
обучающей и развивающей личность ученика на
уроках.
Интерпретация образа
33. Этапы технологии
12
3
4
5
• Репрезентация информации
• Формирование учебного опорного образа
• Коллективная интерпретация учебного опорного
образа
• Формирование учебных ассоциативных связей
• Рефлексия
Этапы технологии
34.
Этапы технологииОбъяснение (повторение,
учебного материала
Сущность этапа
Цель этапа
обобщение) Репрезентация информации (чувственное введение нового материала на основе
восприятие)
Обсуждение новой информации и
создание опорного образа
Восприятие
личного опыта и выбора учащегося
информации
«свертывание»
(образное вовлечение в работу левого и правого
чувственно-логической мозговых полушарий
информации)
Переработка (осмысление) информации понимание
(дискурсивно-логическое
информации
через
осмысление логическое осмысление
информации)
Коллективное
образа
обсуждение
опорного Представление
в
слове
информации в сознании через словообраз)
Формирование учебных ассоциативных Архивирование
связей.
Выполнение
практических
(формирование знаний)
упражнений
Рефлексия
(аккомодация интериоризация учебного материала
Развертывание
схем
информации размещение
информации
в
долговременной памяти ученика
деятельности моделирование
(выделение рефлексивных действий).
способов
использования учебной информации
на практике.
35. Учебный ПРОЕКТ
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ36.
• Постановка учащимися индивидуальной задачи1
• Сбор информации и разработка проекта
2
• Оформление результатов проекта
3
• Представление результатов и защита проекта
4
Этапы технологии
37. Этапы урока на основе проектной технологии
1. Целевой: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор ианализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы.
Задачей учителя является организация деятельности учащихся, которая
приведет их к формулированию (конкретизации) темы. При этом учитель
может использовать различные локальные технологии: метод мозгового
штурма.
2. Этап разработки: выбор исполнителей, формирование команды, распределение
обязанностей,
планирование
работы,
разработка
содержания
этапов,
определение форм и методов управления и контроля.
Задача учителя на этом этапе: оказание консультативной и организационной
помощи: рекомендации и содержательные советы по источникам информации,
планирование и проведение встреч с библиотечными работниками,
архивистами, специалистами по проблеме (в случае долгосрочных проектов)..
Учитель оказывает помощь учащимся и в планировании работы над проектом,
помогая им установить сроки сбора, систематизации материала, оформления
документации.
3. Этап реализации: интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом
темы; цели; подготовка наглядно-графического материала; разработка аудио и
видеоряда проекта; контроль и коррекция промежуточных результатов.
Задача учителя на этом этапе: оказание консультативной и организационной
помощи
4. Завершение проекта: представление и защита проекта в классе (на конференции);
сопоставление первоначальных целей и результатов исследования; оценка и
подведение итогов
Задача учителя на этом этапе: оказание консультативной и организационной
помощи
38. Деловая игра
ДЕЛОВАЯ ИГРА39.
В деловой игре имитируется реальный процесс на основевоспроизведения тех или иных практических (профессиональных или
социальных) ситуаций.
Деловые игры подразделяются на следующие группы:
производственные, предполагающие принятие решений по проблемам
производства;
исследовательские, связанные с разработкой новых концепций,
прогнозированием последствий и потенциальных проблем;
квалификационные (аттестационные), направленные на выявление
уровня компетентности, квалификации специалистов.
Деловые игры, применяемые в школьной практике, моделируют по
аналогии с приведенной выше классификацией реальную социальную
деятельность (производственную, научную, исследовательскую и др.)
40. Этапы технологии деловой игры
12
3
4
• Подготовка к игре
• Введение в игру
• Проведение игры
• Анализ результатов
Этапы технологии деловой игры