КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ (этапы культуры)
Географическое положение
Минойская цивилизация
Археологи
Возникновение минойской цивилизации
Возникновение минойской цивилизации
Возникновение минойской цивилизации
Быт
Быт
Религия
Религия
Религия
Религия
Архитектура
Архитектура
Центральное помещение дворца
Архитектура
КНОССКИЙ ДВОРЕЦ Колонны дворца имели необычную форму – они сужались книзу
Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами
МИКЕНСКИЙ АКРОПОЛЬ При строительстве крепостных и оборонительных сооружений ахейских владык использовались камни огромных размеров. Так
Гомер в своей «Илиаде» назвал Микены «златообильными», а Тиринф – «крепкостенным». Крепость возвышалась над огромными просторами, где рас
Гробницы ахейских царей
Живопись
Фрески Кносского дворца
Скульптура
Богатства гробниц ахейских царей
Линейное письмо Б
Микенцы и упадок минойской цивилизации
Микенцы и упадок минойской цивилизации
Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими «осиными» талиями
Символы Кносского дворца
Гончарное искусство Крита
Вазопись стиля Камарес (1450 г.до н.э.)
Ваза «Осьминог»
Микенцы и упадок минойской цивилизации
Заполни таблицу
Изобразительное искусство
39.99M

Эгейская культура

1.

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
КРИТСКАЯ
(МИНОЙСКАЯ)
МИКЕНСКАЯ
(АХЕЙСКАЯ)

2. КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

• Термин античный возник в 15 веке. В
переводе с латинского antiguus означает
«древний» и употребляется по отношению к
истории и культуре Древней Греции и
Древнего Рима.
• Античная культура просуществовала 15 веков.

3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ (этапы культуры)

• Крито-микенский, или эгейский 3-2 тыс.до
н.э.
• Гомеровский 11-8 вв. до н.э.
• Архаика 7-6 вв. до н.э.
• Классика 5-4 вв. до н.э.
• Эллинизм 3-1 вв. до н.э.

4. Географическое положение

Остров Крит
Города Кносс, Фест
Материковая Греция
Города Микены, Тиринф
Малая Азия, город Троя

5. Минойская цивилизация

6.

7.

Минойская цивилизация существовала во II
тысячелетии до н.э., с центром на острове
Крит. Первая великая цивилизация на
европейской почве, предшественница
культуры античной Греции.

8.

Генрих Шлиман верил гомеровскому повествованию о
Троянской войне. В 1873 он обнаружил в Малой Азии
развалины Трои как раз на том месте, где помещал Трою
Гомер, а в 1876 повторил то же самое в Микенах, городе, где
правил царь Агамемнон, который повел объединенную
греческую армию против Трои. Престиж Гомера был
восстановлен.
Открытия Шлимана вдохновили состоятельного английского
любителя древностей и журналиста Артура Эванса, который
решил, что раз Троя действительно существовала, то
существовать мог и Кносс. В 1900 Эванс начал на острове
раскопки. В результате был обнаружен колоссальный дворец и
обилие росписей, керамики, драгоценностей и текстов. Однако
обнаруженная цивилизация явно не была греческой, и Эванс
назвал ее минойской, по имени легендарного царя Миноса.

9. Археологи

Артур Джон Эванс
(1851-1941)
Генрих Шлиман
(1822-1890)

10. Возникновение минойской цивилизации

Первыми обитателями Крита, которые
оставили о себе материальные
свидетельства, были пользовавшиеся
каменными орудиями земледельцы,
появившиеся здесь задолго до 3000 до н.э.
Первые дворцы на Крите вместе с новой
культурой внезапно возникли ок. 1950 до
н.э., в отсутствие каких-либо следов
постепенного развития на Крите городской
культуры. Поэтому у археологов есть
основания считать, что мы можем говорить
о «минойцах» лишь после 1950 до н.э.,
насчет же т.н. ранней минойской культуры
можно сомневаться, была ли она вообще
минойской.

11. Возникновение минойской цивилизации

Минойские поселенцы были мореплавателями с восточных берегов Средиземного моря. Они и принесли на Крит большую часть
новшеств и установили разветвленные культурные и торговые отношения со всем Средиземноморьем. К концу III тысячелетия до
н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории. Вдоль его берегов уже произошло слияние импульсов,
исходивших из Египта, Сирии с Палестиной, Месопотамии и Малой Азии, и целая группа народов, чрезвычайно разноплановых по
этническому происхождению и языку, образовывала новые сочетания. Такая составная культура была характерна и для
пришельцев, уже вовлеченных в систему торговых связей. К примеру, Угарит, оживленный порт на севере Сирии, вел с Критом
активную торговлю, благодаря которой имел место приток новых идей и практических навыков не только с берегов Сирии и
Палестины, но и из Египта и Месопотамии.

12. Возникновение минойской цивилизации

Минойская держава была образована конфедерацией городовгосударств, таких, как Кносс, Маллия и Фест. Мы знаем имена
нескольких царей, самым известным из которых был Минос. Это
имя носили по крайней мере два царя, и возможно, что слово
«минос» сделалось общим обозначением правителя.

13.

14. Быт

Длинные волосы носили и
мужчины, и женщины, но
женщины оформляли их
особенно разнообразно,
укладывая локонами и
завитками. Одежда мужчин
состояла практически лишь
в широком кожаном
поясном ремне и кожаном
же гульфике. Женщины
носили длинные и пестрые
юбки с оборками.

15.

16. Быт

Городскую общину составляли
высший класс (куда входили
царское семейство, знать и
жрецы), средний класс и рабы.
Как можно предполагать, по
положению в обществе
женщины были во всем равны
мужчинам, они участвовали во
всех видах деятельности,
включая наиболее опасные
виды атлетических занятий.

17. Религия

18. Религия

Минойцы поклонялись многим богам,
часть которых можно возвести к глубокой
древности. Наши сведения об этих богах
скудны, но подмечая сходные моменты с
более известными богами в других
регионах Ближнего Востока, можно делать
заключения относительно самих критских
богов и характера поклонения. Так, в
горных святилищах поклонялись широко
почитаемому богу (Y)a-sa-sa-la-mu
(произносится «йа-ша-ша-ла-муу»), имя
которого означает «Тот, Кто Дает
Благополучие». Ему посвящены по крайней
мере шесть минойских культовых объектов
– каменных столов для возлияния и т.п.

19. Религия

Наиболее широко известное минойское
божество – это богиня, обыкновенно
изображаемая в юбке с оборками, с
поднятыми разведенными в стороны
руками, причем тело ее и руки нередко
обвивают змеи. Ее статуэтки сделались
символом минойской цивилизации. Эта
богиня, как и Йашашалам, возможно,
также имеет семитское происхождение,
поскольку она появляется на
цилиндрических печатях из
Месопотамии, более ранних, чем
изображения с Крита.

20. Религия

Общей чертой, характерной для
минойской религии, было поклонение
природе – священным деревьям,
источникам и каменным столбам.
В отличие от многих древних
обитателей Ближнего Востока, минойцы
не воздвигали своим богам
величественных храмов. Совместные
культовые действия совершались ими
на дворцовых площадках, в пещерных
святилищах, в домовых храмах, в
часовенках, построенных над истоками
ручьев, но в первую очередь в
святилищах на вершинах.

21. Архитектура

Наиболее примечательные образцы минойской архитектуры мы находим среди остатков
дворцовых городов, таких, как Кносс и Маллия на севере, Фест и Агиа-Триада на юге Крита.
Городской планировкой минойцы, по сути, не занимались. Глава общины выбирал для своего
дворца лучшее место, а его родичи и свита отстраивали дома вокруг дворца. По этой причине
города имели радиальную планировку, с улицами, берущими начало от дворца в центре и
связанными между собой более или менее концентрическими переулками.
Дворцовые города обычно располагались в глубине суши, а с портовыми городами соединялись
мощеными дорогами. Примечательным исключением из этого правила является Маллия:
прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом.

22. Архитектура

Светский характер
Крепостной характер

23.

Открытость

24.

Свободная живописная
планировка
лабиринт
Регулярная планировка,
наличие мощных крепостных
стен

25. Центральное помещение дворца

Мегарон
Открытый двор

26. Архитектура

Светский характер
- Открытость
- Разноэтажность
- Живописная
планировочная
композиция
- Связь с окружающим
пейзажем
Крепостной характер
- Замкнутость
- Мужественность
- Суровость
- Монументальность
- Колоссальные размеры

27. КНОССКИЙ ДВОРЕЦ Колонны дворца имели необычную форму – они сужались книзу

28. Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами

29. МИКЕНСКИЙ АКРОПОЛЬ При строительстве крепостных и оборонительных сооружений ахейских владык использовались камни огромных размеров. Так

МИКЕНСКИЙ АКРОПОЛЬ
При строительстве крепостных и оборонительных сооружений ахейских
владык использовались камни огромных размеров. Такую кладку
эллины назовут «циклопической»

30.

31.

32. Гомер в своей «Илиаде» назвал Микены «златообильными», а Тиринф – «крепкостенным». Крепость возвышалась над огромными просторами, где рас

Гомер в своей «Илиаде» назвал
Микены «златообильными»,
а Тиринф – «крепкостенным».
Крепость возвышалась над огромными просторами,
где раскинулись равнины и склоны невысоких холмов

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40. Гробницы ахейских царей

Шахтная гробница
Толос – купольная гробница

41. Живопись

Фреска – роспись
по сырой штукатурке

42.

43. Фрески Кносского дворца

44.

45.

"Дельфины"
Новодворцовый период (1500 г. до н.э.)
Фреска с восточной стены "мегарона царицы" Кносского дворца с
изображениями дельфинов, рыб и морских ежей в воде.

46.

Парижанка. Фреска. Середина II
тысячелетия до н.э. Кносский дворец.

47.

Боксирующие мальчики (фреска с
острова Санторин)

48.

Тем не менее изображений
игр с быками на Крите
немало. Учёные сходятся
во мнении, что перед нами
сцены некоего религиозного
действа, ведь эта древняя
цивилизация поклонялась
быку. Прыгунами были и
юноши, и девушки, их
стройные, лёгкие тела
различаются на фресках по
цвету: мужчины
изображались красноватокоричневыми, женщины —
белыми.
Вероятно, он был одним из
любимых развлечений
минойцев.

49.

"Дамы в голубом"

50.

Собиратель шафрана
1700-1600 гг. до н.э. Фрагмент фрески
Кносского дворца. Хранится в музее
Гераклиона
«Синие обезьяны»
Фреска с Санторини

51.

Фреска Кносского
дворца Принц с
лилиями, датированная
примерно 1550 г. до н. э.

52.

Микенская женщина.

53.

Связь с окружающим пейзажем

54.

Кносский дворец
Микены
дворец-крепость
• Лабиринт
• Центр – открытый двор
• Разноуровневое,
хаотичное
расположение
помещений
• Тронный зал
• Ульеподобные гробницы
• Акрополь
• Центр – мегарон
• Циклопическая кладка
• Гробницы ахейских
царей:
- Скальные «шахтные»
- Купольные (толосы)

55. Скульптура

Богиня со змеями
Рельеф Львиных ворот

56. Богатства гробниц ахейских царей

Погребальная маска
царя Агамемнона

57. Линейное письмо Б

Линейное письмо Б — позднейшая форма
критского письма (XV—XII вв. до н. э.).
Использовалась для записи текстов на
древнегреческом языке в эпоху микенской
культуры. Линейное письмо Б было открыто в
начале XX века Артуром Эвансом, который,
однако, не смог его дешифровать. Безуспешные
попытки дешифровать письмо предприняли
Бедржих Грозный (1942), Владимир Георгиев
(1949) — оба использовали метод сравнения со
знаками других письменностей, а также Эрнст
Зиттиг (1950)

58. Микенцы и упадок минойской цивилизации

Около 1400 до н.э. микенцы овладели
Кноссом, и начиная с этого момента
Крит был родиной объединенной
минойско-микенской культуры. С этой
датой и последующими двумя или
тремя столетиями у нас прежде всего
ассоциируется линейное письмо Б:
микенские греки приспособили
критскую письменность к собственному
языку.

59. Микенцы и упадок минойской цивилизации

Микенская культура продолжала процветать. Троянская война произошла ок. 1200
до н.э., и Гомер упоминает, что царь Идоменей с Крита прибыл с отрядом
микенцев, чтобы помочь грекам. Крушение микенцев произошло ок.1200 до н.э.,
когда они были разгромлены вторгшимися дорийцами, последним грекоязычным
народом, явившимся в Грецию с севера, после чего сама Греция и Крит вошли в
период т.н. «Темных веков», который длился свыше 300 лет.

60. Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими «осиными» талиями

61. Символы Кносского дворца

Лабрис – двусторонний топор

62. Гончарное искусство Крита

63. Вазопись стиля Камарес (1450 г.до н.э.)

64. Ваза «Осьминог»

65. Микенцы и упадок минойской цивилизации

В какой-то момент после 1900 до
н.э. из области Балкан или, быть
может, из более отдаленных
регионов на востоке в
континентальную Грецию вторглись
грекоязычные народы.
Распространившись от Македонии
до Пелопоннеса, они основали
множество городов, таких, как
Пилос, Тиринф, Фивы и Микены.
Этих греков, которых Гомер
называет ахейцами, принято
теперь называть микенцами.

66. Заполни таблицу

Эгейская цивилизация крито-микенская культура
Центры культуры
минойская
ахейская
Остров Крит, города Кносс,
Фест
Материковая Греция города
Микены, Тиринф
Археологи
Артур Эванс
Генрих Шлиман
Архитектура
Кносский дворец лабиринт
Львиные ворота в Микенах,
Тиринфский акрополь
Живопись
«Парижанка», «Игры с
быком», «Царь-жрец» фрески
Кносского дворца.
Сцены сражения, осада
крепости, запрягания коней
(фрески)
Достопремечательности
Вазы стиля Камарес
Золотая погребальная маска
Агамемнона

67. Изобразительное искусство

• Фресковые росписи
Кносского дворца
• Вазовая керамика
«камарес»
• Статуэтки богинь из
фаянса и слоновой
кости
• Фаянсовые таблички
с изображениями рыб
и животных
• Монументальный рельеф
«Львиных ворот»
• Изделия искусства из
«сокровищницы Атрея»:
- золотые посмертные
маски
- сосуды
- оружие
- золотые украшения
English     Русский Правила