Похожие презентации:
Даосизм. Даосисткое учение
1. Даосизм
определенный стиль философскойкритики (дао цзя)
2. Основные характеристики даосисткого учения:
1) констатация условности любой дихотомии (ведущей к образованию бинарныхоппозиций) и рекомендация преодолевать ограниченность альтернатив (ши-фэй —
«истина и ложь», «правда и кривда») с помощью сознательного отказа от их
рассмотрения , который в свою очередь должен вести к сверхсознательному
слиянию с «путем» природы (дао), ни от чего не зависящим, стоящим особняком и
«подобным самому себе», т.е. самодостаточным
2) полный отказ в связи с этим от любого конвенционального «знания» и абсолютное
предпочтение знания «откровенного», т.е. стремление к постижению реальности
внерациональными средствами, в частности через психосоматические практики
3) жизненно значимые стратегии достижения победы над сильным и агрессивным
оппонентом через демонстрируемую максимальную податливость и слабость,
вводящую противника в заблуждение относительно реальной силы даосского
«стратега»
4) полное доверие ко всему «естественному» (природному) и, напротив, неприязнь
ко всему «искусственному» (антропогенному) и особенно — к «конфуцианской»
письменной (вэнь) культуре;
5) как в этике, так и в эстетике — заявляемое как программа «подлинного
существования» свободное стремление эмансипирующегося от всех условностей
индивида (просветленного мистика) к «простоте некрашеного шелка и
необработанного дерева», утверждение всеобщего принципа «недеяния» (у вэй)
как основы успеха всякой деятельности, осуществляемой в согласии с дао
3.
«поскольку знать, что тыне знаешь (всего), — есть
величие. Не знать, что ты
не знаешь (всего), — есть
болезнь.»
«Непостижимое Дэ — это
то,
что наполняет форму
вещей,
но происходит оно из Дао.
Дао — это то, что
движет вещами,
путь его загадочен и
непостижим.
…Тот, кто в делах следует
Дао,
…очищающий свой дух,
вступает в союз с силой
Дэ.»
• главный даосский трактат «Дао дэ
цзин»
• Обособление от мирской жизни как
естественный принцип морали
• Дао –мировое начало и общая
норма дея-ности
• Следование природе и недеяние –
высшие добродетели
• Хараткер даосского учения –
антиутилитаристский
• Идеал безмятежной жизни
• Переход по ту стороны «моральной
жизни»
• Идеал мудреца, позволяющего
вещам следовать их естественным
путём
4. Лао Цзы
Лао-цзы (Старый Младенец, VI векдо н. э.) —
древнекитайский философ VI–V
веков до н. э., которому
приписывается авторство
классического даосского
философского трактата «Дао Дэ
Цзин»
определяется как основоположник
даосизма
В религиозно-философском учении
большинства даосских школ Лао-цзы
традиционно почитается как
божество — один из Трёх Чистых
5. В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность.
ДАОДЭ
«Дао» означает не только путь, но и
суть вещей и тотального бытия
вселенной.
«Дао» — всеобщий Закон и Абсолют.
материалистически: «Дао» — это
природа, объективный мир.
бессловесно, безымянно,
бесформенно и недвижимо
1) одинокое, отделенное от всего, постоянное,
бездеятельное, пребывающее в покое,
недоступное восприятию и словеснопонятийному выражению, безымянное,
порождающее «отсутствие/небытие», дающее
начало Небу и Земле,
2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде;
изменяющееся вместе с миром, действующее,
доступное «прохождению», восприятию и
познанию, выразимое в «имени/понятии», знаке
и символе, порождающее «наличие/бытие»,
являющееся предком «тьмы вещей».
«Дэ» — есть то, что питает «Дао»,
делает его возможным
«Дэ» — определено
некая универсальная сила, принцип,
с помощью которого «Дао» — как
путь вещей, может состояться.
метод, с помощью которого можно
практиковать и соответствовать
«Дао».
принцип, способ бытия.
возможность правильного
накопления «жизненной энергии» —
Ци.
искусство правильно распорядиться
«жизненной энергией», правильное
поведение.
не мораль в узком понимании.
6. У ВЭЙ
У вэй предполагает, однако,специфическую (органическую и
спонтанную) активность в виде
«осуществления недеяния» (вэй у
вэй), «занятия делом недеяния» (чу
у вэй чжи ши), чему присуща
универсальная результативность,
ибо такова сущность «постоянно
бездействующего (у юй), но все
осуществляющего дао» и таково
воплощение дэ («Дао дэ цзин»
7. Ян Чжу
представитель раннегодаосизма
«естественное» развитие
человека, не стесненное
социальными, этич. или
политич. рамками.
• Отрицание «воли неба»
• Призыв к «наслаждению
жизнью»
Ян Чжу первым из кит. мыслителей отверг
существование целенаправленной «воли
Неба». Человек живет и умирает в силу
«естеств. необходимости», к-рую он называет
«судьбой/предопределением»
Обвинение Ян Чжу в крайнем гедонизме
также представляется преувеличением.
Философ призывал лишь к наслаждению
радостью жизни, имея в виду, что после
смерти наступает «безразличие».
Основу филос. взглядов
составляет идея «естеств.
бытия» человека.
Человек — неотъемлемый
элемент природы, ее продукт,
отличающийся от прочих
«вещей» лишь разумом:
«Человек подобен Небу и
Земле... Человек является
самым разумным ,
наделенных жизнью...
8. Чжуан Цзы
приписывается авторствотекста, известного как «Чжуанцзы» и вошедшего в даосский
канон под заглавием «Нань хуа
цзин»
• текст состоит из 1) «внутренних глав» (гл.
1–7); 2) «внешних глав» (гл. 8–22) и 3)
«смешанных глав» (гл. 23–33).
• Наиболее характерные темы «Чжуанцзы»: «уравнение вещей» (ци у) и
«неразличение альтернатив», или
«этого» и «того» (бу цянь ши-фэй).
• По общей релятивистской установке и
критическому отношению ко всякой
дихотомии (бинарным оппозициям)
«Чжуан-цзы» чрезвычайно, порой
цитатно, близок к «Дао дэ цзину» и
традицией обычно рассматривается как
его развитие и продолжение.