Похожие презентации:
Религиозный синкретизм
1. Религиозный синкретизм
РЕЛИГИОЗНЫЙ
СИНКРЕТ
ИЗМ
Подготовила: Болат Жанна
2.
■ Религио́зный синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) —соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе
взаимовлияния религий в их историческом развитии
■ Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх[4] для
характеристики поведения критян, примиряющих разногласия в период усиления
внешней опасности. В эпоху Возрождения в положительном значении слияния
различных идей (классического наследия с христианской теологией) термин
воспринял Эразм Роттердамский. В XVII веке синкретизмом называли идеи Георга
Каликста по объединению христианских церквей, между его сторонниками и
оппонентами возник синкретический спор[en]. В дальнейшем в истории слово
использовалось в различных контекстах
3.
Понятие религиозногосинкретизма[
Религиозный синкретизм — соединение разнородных учений религиозного,
антропологического или космологического характера[6]. Понятие религиозного синкретизма
аналогично понятию эклектизма в философии[6][7].
В религиоведении понятие религиозного синкретизма и границы его применения являются
дискуссионным предметом[5]: существует точка зрения, что в какой-то степени все религии
являются синкретическими, поскольку в процессе возникновения и развития испытали влияние
других религий[8][9]. В качестве решения проводится дифференциация внутри понятия по
различным признакам, учитывается уровень синкретизма[10][11]. Встречаются разные мнения по
вопросу синонимичности терминов «религиозный синкретизм» и «двоеверие» (совмещение
основной веры и элементов других верований)[12].
В настоящее время понятие может получать негативные или позитивные коннотации в
зависимости от научной и религиозной традиции[9][5]. По мнению православных богословов,
религиозный синкретизм как внешнее, неорганическое и искусственное соединение не имеет
ясного очертания духовных основ, либо не увязывается с содержанием привлекаемых
фрагментов[13][2]. В публицистике термин «религиозный синкретизм» иногда употребляется в
смысле религиозной всеядности[6].
Религиозный синкретизм следует отличать от религиозного плюрализма, подразумевающего
мирное сосуществование и/или разделение сфер влияния между несколькими конфессиями
или религиями без их слияния.
4.
ИсторияРелигиозный синкретизм — общекультурное явление, известное на протяжении всей истории
религии: от первобытной эпохи[14] до современных новых религиозных движений,
проявляется в сочетании разнородных вероучительных и культовых положений разных
религиозных традиций, обусловливая основы вероучения[2][8].
Исторически религиозный синкретизм имел широкое распространение в эллинистических
религиях[en][2] и в государстве инков, когда инкорпорация богов побеждённых земель в
собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики. В
раннем Средневековье широкое распространение получило манихейство, впоследствии
оказавшее влияние на средневековые синкретические ереси
5.
В новое и новейшее время появилосьмножество синкретических религий. Из
недавно возникших и получивших
распространение религиозных течений, для
которых характерен религиозный синкретизм:
Саентология[17]
Аум синрикё[16]
Сантерия
Вера Бахаи[4]
Сэкай Кюсэй-кё
Вуду
Сюгэндо
Дин-и иллахи
Телема
Игуаньдао
Толстовство
Као Дай[4]
Умбанда
Кёдан абсолютной свободы
Фалуньгун[18]
Мессианский иудаизм
Церковь объединения[18]
Нуль-буддизм
Церковь последнего завета[18]
Нью-Эйдж
Цзайлицзяо[18]
6.
■ Сантери́я (исп. santería), также Ла-Ре́гла-де-О́ча-Ифа́ (исп. La Regla de OchaIfá) — синкретическая религия[1], распространённая на Кубе, а также всреде афрокубинских эмигрантов в США и других странах. Представляет
собой верования народа йоруба, смешанные с элементами католицизма,
имеет множество сходных элементов с вуду и другими африканскими
синкретическими религиями. Численность последователей сантерии с
трудом поддаётся оценке, так как большинство их либо посещает
католические храмы и регистрируется как католики, либо скрывает свою
принадлежность к этой религии.
■ Название «сантерия», образованное от слова santo (святой), было дано
испанцами; оно служило для презрительного обозначения
распространённого среди африканцев истового почитания святых. (Сами
последователи сантерии считают это название унизительным и сами
именуют свою традицию лукуми́; также есть много различных локальных
наименований, в зависимости от варианта традиции, особо
почитаемого Ориша и др.)
7.
Генезис сантерии связан с массовым вывозом рабов из Западной Африки для работы накубинских плантациях в XVI—XIX веках. Африканцы, обращаемые на Кубе в католицизм,
продолжали тайно культивировать свои религиозные традиции, маскируя их под
христианские обряды. Они могли посещать мессы и в тот же день проводить африканские
ритуалы с использованием католической атрибутики, а ориша (духи из пантеона йоруба)
отождествлялись с христианскими святыми.
Ввиду этнического однообразия завозимых рабов, среди которых преобладал народ йоруба
(в 1850-1870 годах 35% ввезенных рабов принадлежало народности йоруба[2]), сложилась
стройная система верований, основанная на африканских культах народа йоруба.
На Кубе сложились две ветви сантерии:
Regla de Ocha (от Regla de Oricha), основанная на традиционной религии народа йоруба;
Regla Conga, в основу которой легла религия народа конго.
В узком смысле самого слова сантерия обычно понимается Regla de Ocha.
Постепенно развиваясь и видоизменяясь, основные черты сантерии сложились к XIX веку.
Основополагающие труды по афрокубинской мифологии (публикации, исследования,
переложения) принадлежат выдающемуся этнографу Лидии Кабрера.
8.
ОсобенностиВ экстремальных условиях рабства и насильного крещения на Кубе из традиционной
религии народа йоруба выделились три главных направления: непосредственное почитание
ориши, оракул ифа и культ предков (egungun)[2], которые легли в основу сантерии.
Некоторые исследователи (Joseph M. Murphy) ставят под вопрос существование культа
предков в кубинской сантерии в том же виде, в каком он представлен в Африке. На Кубе
почитание предков приняло форму семейного и закрытого культа, что объясняется
внешними условиями проживания рабов в католической колонии. Немалую роль в
изменении культа предков сыграло физическое отдаление от могил и святилищ, оставшихся
в Африке, что тем самым поставило вывезенных рабов вне линии продолжения рода[2].
Таким образом в кубинской сантерии физические предки были заменены ритуальными, роль
которых взяли на себя Padrino или Madrina, духовные лидеры общины.
На развитие сантерии также повлиял спиритизм, популярный среди белого
населения Нового света и в Европе, в частности спиритуализм Аллана Кардека[3].
Важнейшими элементами сантерии являются[4]:
Прорицания (Оби и Ифа оракулы)
Обряды инициации
Медиумизм (например во время вселения ориши)
Жертвоприношения
9.
ОбрядыЦеремония в доме сантеро. Гавана, Куба, 2011.
Главная культовая церемония Сантерии — «кормление» священных камней. Она проходит три
раза в год и длится три дня. Во время церемонии камни окропляют кровью жертвенных животных
и омывают ритуальным настоем, при этом каждому камню обычно соответствует свой настой и
свой вид животного.
По воскресеньям или праздничным дням последователи Сантерии собираются в специальных
помещениях, обычно находящихся в домах сантеро — представителей жреческого сословия. В
таком помещении обязательно находятся ритуальные барабаны и алтарь, на котором
вперемешку расположены католические символы и атрибуты ориша. Во время собраний
проводятся ритуальные пляски, призванные вызвать схождение ориша на кого-нибудь из группы
танцующих. Люди при этом впадают в транс, бьются в судорогах, иногда бывают случаи
глоссолалии.
В Сантерии проводятся также специальные колдовские ритуалы.
10. Церемония в доме сантеро. Гавана, Куба, 2011
11.
ДуховенствоВ Сантерии выделяется своё жреческое сословие — сантеро, так называемые «отцы»
и «матери» богов (соответственно бабалоча и йалоча). Они проводят службы в своих
домах и возглавляют общины и секты Сантерии. Во время ритуальных плясок
сантеро определяет, какой именно ориша вселился в человека.