Культура Древней Греции

Культура Древней Греции

1. Культура Древней Греции

2.

• Античную философию нельзя понять, не вникнув в
художественные и религиозные представления
данного народа.
• Каковы первые причины всего, судьба мира и
человека — все эти вопросы связаны не только с
философией, но с искусством и религией.
• Искусство посредством интуиции и воображения в
форме фантастических образов пытается достичь
тех же целей, что и философия.
• Религия на путях веры достигает целей, которые
философия ищет при помощи понятий и разума.

3.

Британский музей.
Барельеф: «Апофеоз
Гомера»
• В основе всякой культуры есть
Книга (с большой буквы):
• Др. Индийской – Веды;
• Египетской – Книга мертвых;
• Др. Китайской – книги
классической китайской
образованности.
• В основе Др. Греческой культуры
– «Илиада» и «Одиссея»
Гомера.

4.

• В «Илиаде» и «Одиссеи»
заданы представление об
этосе (обычае) и номосе
(законе).
• Пока в культуре нет понятия
закона, но у героев Гомера
есть четкое представление о
правосудии. Народ Греции
защищает честь Менелая.
Эринии карают за
преступления против семьи,
поруганных нищих,
клятвопреступлений.

5.

• Исследователи отмечают ряд свойств
этих произведений, которые были
общими для возникшей философии:
• 1) Соразмерность, гармонизованность
согласно чувству меры и пропорции
(нет детальных описаний чудовищного
и деформированного);
• 2) «Обоснованность». Гомер за
описанием событий и фактов ищет
мотивы и причины действий, ему
важно найти принцип основания того
или иного события;
• 3) Стремление к полноте реальности.
На щите Ахила, к примеру,
представлено в виде символов все
сущее: боги и люди, небо и земля,
война и мир, добро и зло, радость и
страдание.

6.

• Ее менее значимы для греческой
культуры творения Гесиода.
• В поэме «Труды и дни» (VIII в. до
н. э., первом опыте нравоучения),
Гесиод говорит о Правде и
Справедливости как о всеобщем
божественном законе. В этом
произведении вводится
представления об исторических
периодах на нравственной основе
(от золотого к железному веку).
• В Теогонии дано мифопоэтическое
описание происхождения
космических феноменов из
первоначального хаоса.

7.

• Теогония Орфиков
• В начале всего был Хронос (Время), светлый
Эфир и беспредельный Хаос.
• Время породило серебряное яйцо, из которого
вылупился двуполый змий со множеством
имен: Эрос, Эрикапей, Приап, Протагон, Мэтис,
Фанес, Фаэтон. Он рождает Ночь, от нее —
Небо и Землю, людей и животных.
• Зевс, по совету Ночи, побеждает Кроноса,
поглощает первородного Змия Фанеса и все
прочее, чтобы сотворить мир заново.
• Главное божество орфиков — Дионис,
символ судьбы мира, порожден Зевсом
Змием и Персефоной. Гера из ревности
подослала титанов, которые растерзали
Диониса. Афина принесла Зевсу сердце
Диониса Загревса, и Зевс возродил его, а
титанов поразил молнией. Из пепла титанов
и крови Диониса произошел весь род
человеческий, наполовину божественный,
наполовину запятнанный кровью.

8.

• Человеческое тело есть гробница
бессмертного духа, души, демона.
• В силу изначального греха дух
оказался в теле, которому он
предсуществует, но не погибает
вместе в ним.
• Путем серии перерождений дух
призван искупить изначальный
грех.
English     Русский Правила