Похожие презентации:
Христианство и славянское язычество: проблемы аккультурации
1. Доклад по Истории России на тему: «Христианство и славянское язычество: проблемы аккультурации»
Выполнил: студент 1 курса ИНС культурология Москвин Денис2. План
Вступление:1. Актуальность проблемы
2. Что вызывает споры
Основная часть:
1. История христианизации Руси
А. Предпосылки Крещения
+ Языческая реформа
Б. Крещение Руси
+Новгород
2. Подтверждение двоекультурия
А. Археология
+Лунницы
+Подвески
Б. Сохранившиеся и соединённые праздники
В. Почитаемые святые места, камни,
родники
Заключение
3. Актуальность темы обусловлена
Усилением влияние церкви на общество в нашейстране, и как социально-духовное учение, и как
государственный аппарат
Появлением неоязыческих культов, созданием новых
верований
Необходимостью терпеливого отношения к другим
формам религии и мировоззрения
4. Спорные моменты
Необходимость Крещения РусиПоложительный или отрицательный итог у
христианизации
Сохранение язычества после принятия православия
Наличие влияния язычества в христианстве
5. История принятия христианства. Предпосылки
Мирное сосуществованиехристиан и язычников в
Киеве обеспечивало мирное
Крещение в городе и
окраинах.
Торговые и военные связи с
Царьградом.
Выход на европейский
рынок.
Терпимость православия к
местным языкам.
«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К.
Рериха. 1915
Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра
из Радзивилловской летописи, 15 век
6. История принятия христианства. Предпосылки
Мирное сосуществованиехристиан и язычников
в Киеве обеспечивало
Крещение на этой
территории.
Проповедь
христианства..
Клавдий Васильевич
Лебедев. 1908 г..
7. История принятия христианства. Владимир. Языческая реформа
Владимир хотел укрепить власть созданием единогопантеона богов и поставив Перуна во главу, однако
это привёло к ещё большим внутренним розням и
походами против Киева.
8. История принятия христианства, Владимир, Крещение Руси
Владимир принялхристианство, учтя все свои
предыдущие ошибки.
К. В. Лебедев. «Крещение киевлян»
«Крещение князя Владимира». Фреска работы В. М.
Васнецова в киевском Владимирском соборе.
9. Непринятие христианства. Новгород.
Возможно, новгородскиелюди действительно
отстаивали свою веру.
Возможно, это
новгородские бояре
решили использовать
приход Добрыни, чтобы
освободится от дани
Киева.
Волхвы, тем временем,
не показывали активного
сопротивления.
10. Двоекультурие. Археология. Крестовключённые лунницы
Крестовключённые лунницыявляются артефактом
синкретизма (греч.
sygkretismos – соединение,
соединение разнородного
начала, игнорируя различия).
11. Двоекультурие. Археология. Крестовключённые, крестоспиральные подвески
Справа – изображение трефовидной подвески вятичей, снизу – кресты, обнаруженные ужепосле Христианизации Руси
Кайль В. А., Нечитайло В. В.«Каталог нательных христианских крестов, подвесок
и накладок с изображением креста периода Киевской Руси X-XIII в.в.».
12. Двоекультурие. Археология. Крестовключённые, крестосолярные подвески
Крест и круг былисимволами солнца, однако
форма крестов говорит об
их православном
происхождении.
Процветший
крест – символ
Иисуса Христа
Крестовключенная
подвеска.
Датировка XII -XIII
вв.
13. Двоекультурие. Археология.
14. Двоекультурие. Археология. Амулет
Найденный в слоеXIV века, данный
амулет является
примером
двоекультурия: на
«громовой стреле»
изображён
процветший крест.
М. В. Седова «Амулет из
древнего Новгорода»
(Советская археология,
№ 4, 1957 год)
15. Двоекультурие. Почитание камней
Кладезь преподобногоПавла Обнорского
Конь-камень
Почитание камней и родников как мест силы – это языческая
традиция. Однако в до сих пор существует поклонение
камням, которые связаны со святыми.
16. Заключение
Новиков отмечал, что, хоть позже христианствоокажет затормаживающее ограничивающее
воздействие, на данном этапе оно поможет
социальному развитию общества, его культуры и
науки.
Смирнов считает, что мифотворчество в православии
играет решающую роль, что «народные верования»
выходят на первый план.
Фокина в своей диссертации писала, что принятие
христианства было закономерным, но ухудшающим
явлением, давая верхушки власти ещё и духовно
контролировать жизнь обычных людей.
17. Список используемой литературы
М. Ю. Смирнов. Религии и религиоведение в РоссииА. Е. Мусин. Христианизация новгородской земли в IX – XIV веках.
М. П. Новиков. Христианизация Киевской Руси: методологический
аспект.
Л. А. Фокина. Христианизация Древней Руси в контексте современного
прогресса.
К. В. Корякин. О понятии аккультурации в исследованиях проблем
миграции.
А. С. Свиридов. Реконструкция пантеона восточных славян с помощью
отечественной историографии.
Nordic Runes, Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез.
Даркевич В.П. «Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси».
С. Н. Кутасов, А. Б. Селезнёв «Нательные кресты, крестовключенные и
крестовидные подвески»