Похожие презентации:
Принятие христианства на Руси, и изменения в этической и культурной сферах
1. Информационный проект «Принятие христианства на Руси и изменения в этической и культурной сферах»
Работу выполнила студенткадефектологического
факультета 106 гр.
Яцкова Татьяна
2. Беседа Князя Владимира с византийскими послами
У волжских булгар был распространенислам, у хазар – иудаизм.
В
Византии и Западной Европе –
христианство, в котором все сильнее
выделялись восточные и западные центры
(Константинополь и Рим).
Все эти религии уже стихийно начали
распространяться на Руси, но влияние
имели
разное.
- Иудаизм нес груз наследия, полученный
от
древнееврейской
религии.
- Ислам же, обладавший большей
мобильностью, и сумевший быстро
распространиться
на
значительных
пространствах
воплотил
в
себе
характерные особенности иного региона.
Наиболее
подходящей
религией
оказалось христианство, она не содержала
того, чтобы создавало бы ему трудности в
Восточной Европе, части того региона, где
ему удалось закрепиться.
3.
Постепенно складываются христианские традициина Руси. В Киеве строится церковь святого Ильи-наПодоле. Христианство явно опережало своим
влиянием ислам, иудаизм, к нему склонялась
княжеская власть. Русь явно тяготела к Византии. Вот
в таких условиях совершался выбор религии, к
которому были причастны Владимир Святославович –
получивший от церкви прозвание Креститель – и его
окружение.
4. Избрание религии Князем Владимиром
При Владимире Святославиче в 980 г.делается попытка приспособить к
новым условиям языческие верования.
За теремным двором князя в Киеве
ставятся деревянные идолы наиболее
почитаемых у различных племен богов
во главе с богом полян - Перуном. Но
"языческая реформа" не была принята
народом. В отличие от юридических
норм,
религии
не
создаются
законодательно. В свое время нечто
подобное реформе киевского князя
предпринимали и в Римской империи,
когда
наряду
с
поклонением
италийским богам пытались ввести
культ божеств вновь присоединенных
государств. Эта попытка потерпела
полный провал.
Таким образом, вошедшая в
"Повесть временных лет" легенда о
том, как к князю пришли
миссионеры с проповедью всех
известных в то время мировых
религий,
отражает
реально
существовавшую
ситуацию
выбора. При этом, конечно, надо
помнить, что все названные
концессии уже имели своих
приверженцев
на
Руси,
и
Владимиру не было нужды слушать
проповедников разных вер, он, повидимому,
и
так
имел
представление об их специфике.
5.
Великий князь Владимир выбирает веру. Эггинк И.Е., 1822 г.6. Столкновение язычества и христианства
7.
Сменарелигиозных
культов
сопровождалась
уничтожением
изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со
стороны княжеской дружины. Так, изображение Перуна было
сброшено в реку и под смех и брань дружинников была баграми
сопровождена вниз по течению, перед этим было сбито все золото и
серебро, которыми был украшен идол. На местах, где стояли языческие
бог и капища, построены церкви. Так, на холме в Киеве, где стоял
Перун, была воздвигнута церковь во имя Василия Великого.
По сообщению
Повести
временных лет
Владимир “начал
строить в
городах церкви
и назначать
попов, и людей
стали приводить
к крещению по
всем городам и
селам”.
8.
Распространение христианство проводилось княжескойвластью и формирующейся церковной организацией
насильно, при сопротивлении не только жречества, но и
различных слоев населения. Митрополит Киевский
Илларион признавал, что крещение в Киеве происходило по
принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому
приказу, грозному богу и крестились, если не по
собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо
его религия была связана с властью”.
9.
В других же городах замена старой религии на новую встречала открытоесопротивление. Так в Новгороде введение христианства епископом
Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Пумятой
насаждалось силой. Когда “Пумята крестил мечом, а Добрыня огнем”..
10. Значение принятия христианства
Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новойрелигии помогло установить политические, торговые, культурные связи со
странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской
культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду
жизнедеятельности стране. Но необходимо учитывать специфический
"слободской" характер русских городов, где основная масса населения
продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в
незначительной мере дополненным ремеслом, а собственно городская культура
сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии.
11.
Церковь способствовала созданиюна Руси великолепной
архитектуры, искусства,
появились первые летописи,
школы, где обучались люди из
различных слоев населения.
В течение длительного времени,
до XIX века, христианство
останется доминантой культуры.
Оно будет определять стиль,
манеры, образ мыслей и чувств.
Складывалось своеобразное
отношение церкви и государства.
Государство взяло на себя и
церковные задачи. Церковь стала
орудием централизации
государства, создала идейные
основы самодержавия.
Организационные особенности
церкви способствовали
культурной замкнутости страны. В
России усилился традиционализм.
12. Итоги крещения Руси
Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 год.Однако новая религия утвердилась далеко не сразу. Процесс
христианизации затянулся на века.
Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с
дохристианскими верованиями. Пласты народного
языческого сознания были настолько мощны, что
христианство было вынуждено воспринять и приспособить
некоторые его черты.
Культ богов сменился культом святых с прежними
"языческими функциями". Сила дохристианских верований
позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историкокультурном феномене народной жизни средневековой Руси.
13.
14. Заключение
Народная культура сохранила и донесла до нас богатоефольклорное наследие наших предков в виде песен, сказок,
заговоров, а традиционный крестьянский быт сохранил символику
вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древний
языческий смысл.
Даже христианство на Руси настолько впитало в себя языческую
символику и обрядность наших предков, что еврейская и греческая
составляющие постепенно отошли в нём на второй план. Это
однозначно указывает на то, что изучение истории русского народа,
познание его культуры и всех видов народного творчества
невозможно без выявления их архаичной языческой подосновы.
Изучение древнерусского язычества - это не только углубление
в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.
15.
Язычество древних славян являлось верой простого народа,который естественным образом был приближен к земле,
природе. Это была, своего рода система магических знаний,
которая могла умереть только вместе с народом. Пока народ
способен жить, и осознавать себя на своей земле наследником
предшествующих поколений, будет жива и его традиция, и в
данном случае термин "традиция" необходимо воспринимать
как высокоразвитое философско-этическое учение.
Языческая вера наших предков - это традиционная народная
культура, родовая система верований, комплекс мировоззрений,
направленных на гармоничное развитие человека в природе,
приобретение им необходимых способностей, используемых на
благо своего рода-племени. Возможно, именно этого не хватает
современному обществу, отравленному своим же
разрушительным отношением к организму планеты и
собственному на ней существованию.
16. Источники
http://odiplom.ru/istoriya/prinyatie-hristianstva-i-ego-znachenie-dlya-rusiП.р. Клибанова “Русское православие: вехи истории”. Изд. “Политическая литература”.
Москва, 1989 г.
Н.М. Никольский “История русской церкви”. Изд. “Политиздат”. Москва, 1985 г.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.
Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. репринтное изд. СПб.: типография М. М.
Стасюлевича, 1914.
Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. том I.
репринтное изд. Харьков: Епархиальная типография, 1916.
Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI
веках. СПб.: Алетейя, 2008.
Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XIV века. 4-е изд., доп. СПб.:
Лань, 2000.
История отечества с древнейших времён до наших дней. Энциклопедический словарь. М.:
1999.
Николаева Т. В. Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978.
Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.:
Евразия, 2004.