Похожие презентации:
Философия XVII-XVIII века. Научная революция
1. Лекция 6. Философия XVII-XVIII века
Научная революция2. «Знания – сила (власть)» Ф. Бэкон
1543 г. - «Об обращении небесных сфер»Николай Коперник
1687 г. - «Математические начала
натуральной философии» Исаак Ньютон
3. Научная революция --
Научная революция -радикальное изменение процесса и содержания научногопознания, связанное с переходом к новым теоретическим и
методологическим предпосылкам, к новой системе
фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине
мира, а также с качественными преобразованиями материальных
средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами
оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми
идеалами объяснения, обоснованности и организации знания
(Новая философская энциклопедия).
4. Причины (предпосылки) научной революции XVII века
• Реформация, распространение и утверждение вЕвропе протестантизма
• Гуманизм эпохи Возрождения
• Развитие капиталистических отношений
5. Черты научной революции 17 века
• Изменение образа мира (гелиоцентризм, опыт «других» культур)• Создание собственно научного метода (автономия от теологии и
философии). Научный дискурс опирается на данные опыта и
необходимых доказательств. Наука не свободна от философских
допущений
• Становление экспериментального естествознания
• Изменение целей познания: не «что?», а «как?». Научные знания
должны быть практически полезными
• Научные знания объединяют в себе теорию и практику, науку и
технику. Снимается иерархия умственного и физического труда
• Быстрый рост и совершенствование научного инструментария:
6. Черты научной революции 17 века
1610 г. - телескоп Галилея1632 г. – водяной термометр Ж. Рея
1643 г. – барометр Торричели
1660 г. – пневматический насос Бойля, микроскоп Мальпиша
1665 г. микроскоп Левенгука
1673 г. циклоидный маятник Гюйгенса
7. Черты научной революции 17 века
• Развитие математики (алгебра, аналитическая геометрия, математическийанализ, дифференциальные и интегральные исчисления), появление
экспериментально-математического естествознания. Лидер естествознания
– механика, наука о движении тел
• Происходит профессионализация науки
• Наука становится социальным институтом ( научный язык, научные издания,
научное сообщество, научные учреждения):
1560 г. - «Академия тайн природы» в Неаполе
1603 г. – «Академия рысьеглазых» в Риме (Галилей)
Нач. 60-х гг. 17 в. – под патронажем Карла II Лондонское королевское
общество («Ничего со слов»)
1666 г. – Парижская Академия (Кольбер, 1-ый министр Людовика XIV)
8. Мировоззренческие принципы новоевропейской науки
• Натурализм. Природа самодостаточна и существует по объективныместественным законам. Законы природы универсальны
• Комбинаторность. Каждый элемент мира представляет собой сочетание
различных форм и элементов
• Квантитатизм. Внимание к количественным характеристикам явлений,
«познать - значит измерить»
• Детерминизм. Господство причинно-следственных связей, определенность
всех событий
• Аналитизм. Исследование предмета путем разложения ешго на
фундаментальные составляющие
• Стремление к завершенной системе знаний и фиксации истин в
окончательном виде
• Механистическое и метафизическое истолкование природы
9. Галилео Галилей (1564-1642 гг.)
Физика, механика,астрономия, методология
научного исследования
«Пробирных дел мастер»(о
кометах)
«Диалог о двух главнейших
системах мира – птолемеевой
и коперниковой»
«Беседы и математические
доказательства двух новых
наук» (кинематика и
сопромат)
10. Философско-методологические идеи Галилея
• Теория «двух книг»: «Писания» – книга божественногооткровения, природы – книга божественного творения и
настоящий предмет философии.
1-ая – истинна, но ошибочны могут быть ее толкования. Она
необходима для морального поучения.
2-ую необходимо не толковать, а познавать через наблюдения и
размышления.
• Высказывает идеи о процессуальности истины, ее конкретности и
точности. Наше познание бесконечно и ничтожно по сравнению с
божественным познанием, но достижение объективных истин
возможно.
11.
«Я утверждаю, что человеческий разум познаетнекоторые истины столь совершенно и с такой
абсолютной достоверностью, какую имеет сама
природа; таковы чистые математические науки,
геометрия и арифметика; хотя Божественный разум
знает о них бесконечно больше истин…, но в тех
немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю,
его познание по объективности равно Божественному,
ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а
высшей степени достоверности, чем эта, не
существует ( Диалог о двух главнейших системах мира)
12. Философско-методологические идеи Галилея
• Отказывается от полного доверия чувственному опыту издравому смыслу. Законы природы могут быть сформулированы
не на основе наблюдений, а путем эксперимента (опыта в
сконструированных и идеализированных условиях), служащего
подтверждением рациональной гипотезы.
• Экспериментальное естествознание должно сочетаться с
дедуктивно-математическим анализом результатов опыта.
• Идеализирует реальность и делает возможным применение
математики к описанию природных явлений
13.
«Философия написана в этой величественнойКниге (я имею в виду Вселенную), которая всегда
открыта нашему взору, но читать ее может
лишь тот, кто сначала освоит язык и научится
понимать знаки, которыми она начертана.
Написана же она на языке математики, и знаки ее
– треугольники, окружности и другие
геометрические фигуры, без которых нельзя
понять ни единого из стоящих в ней слов, а не
понимая их смысла, остается лишь блуждать в
темном лабиринте» (Пробирных дел мастер).
14. Исаак Ньютон (1643-1727 гг.)
• Математика, оптика, механика,астрономия
• «Математические начала
натуральной философии» –
1687 г
15. Философско-методологические идей Ньютона
• Законы природы объективны, неантропоморфны, опытно доказуемы,единообразны, действуют с необходимостью
• Соединение аналитического и синтетического метода.
«Как в математике, так и при испытании природы, при исследовании
трудных вопросов, аналитический метод должен предшествовать
синтетическому. Этот анализ заключается в том, что из
экспериментов и наблюдений посредствам индукции выводят общие
заключения и не допускают против них никаких возражений, которые
не исходили бы из опытов и других надежных истин. Хотя полученные
посредствам индукции … результаты не могут еще служить
доказательством всеобщих заключений, но все же это – наилучший
путь делать заключения, который допускает природа вещей»
(Оптика)
16. Философско-методологические идей Ньютона
• Опыт и наблюдения как основа выдвижения гипотезы. Гипотезыдолжны подчиняться природе явлений, а не пытаться подчинить ее
себе, минуя доказательства. « Гипотез не измышляю»
• Гипотеза должна иметь предсказательную силу, то есть давать
возможность практически значимых следствий
• Эмпирическая методология. Научные объяснения – это
математическое описание фактов, фиксируемых в опыте. «Не должно
требовать от природы других причин, сверх тех, которые истинны
и достаточны для объяснения явлений» («бритва Оккама»)
• Механицизм – общий принцип в понимании природы.
• Субстанциональная концепция пространства и времени
17.
Рационализм (Декарт,Спиноза, Лейбниц)
Эмпиризм (Бэкон, Гоббс,
Локк, Беркли, Юм)
• Разум богаче, чем чувства. В ней
изначально содержатся врожденные идеи
или логические принципы
• Идея – это мысль
• Общие идеи – это ясное видение ума, а
ощущения субъективны, смутны, без
разума не понятны
• Интеллектуальная интуиция – это прямое
усмотрение умом идеи
• Одна из самых очевидных идей – это идея
субстанции, первоосновы бытия.
Субстанция – основа единства природы и
всеобщности познания
• Наилучший метод – это дедукция, как
выведение из общих очевидных
положений
• Истина достигается разумом. Она является
соответствием наших идей и вещей
• Бытие и мышление тождественны,
логическое соответствует физическому,
бытие познаваемо (оптимизм)
• Врожденных идей не существует. «Нет ничего в
разуме, чего первоначально не было бы в
чувствах»
• Идея – это образ, отражение реальной вещи
• Очевидны только ощущения, общие идеи –
абстрактны и смутны
• Интуиция – это чувственная очевидность
• Субстанция – одна из самых смутных идей.
Реально мы имеем дело только с конкретными
свойствами конкретных вещей
• Наилучший метод – индукция, как наведение из
данных опыта, дает новые, хотя и вероятностные
знания
• Истина – это согласование одних идей с другими
или результат соглашения между людьми. Она
изменчива и относительна
• Бытие не сводимо к мышлению и потому
непознаваемо(скептицизм или агностицизм)
18. Френсис Бэкон (1561-1626)
• Барон Веруламский, герцог Сент- Албанский, лордканцлер• Родоначальник эмпиризма
• « О достоинстве и приумножении наук». «Новый
Органон», «Новая Атлантида»
19.
«Наука может и должна изменить условия человеческой жизни …Это инструмент, сконструированный человеком в целях достижения
всеобщего братства и прогресса: там, где имеет место
сотрудничество, преклонение перед природой, желание ясности
благодаря науке, эти ценности должны укрепляться… Власть
человека над природой не дело исследователя одиночки,
хранящего в секрете свои достижения, но обязательно плод
деятельности организованного содружества ученых. В каждую эпоху
знание имеет четкую функцию, любая реформа в этой области – это
всегда так же реформа культурных институтов, а не только образа
мысли людей, занятых интеллектуальной деятельностью.»
20. Эмпиризм Ф. Бэкона
• «Знать –значит уметь. Знание – сила» Противопоставляет средневековомусозерцательному познавательному идеалу знания, которые стимулируют
человека к действию. Истинность определяется не «благородством» или
«достоинством» предмета, а обоснованностью и практической
эффективность знания.
• Результаты науки делятся на опыты светоносные и плодоносные:
1-ые более ценны, так как проливают на законы природы и причины явлений
2-ые фактические знания и их практическое применение
• Опыт – источник знания, единственный критерий истины и основание
всякой науки. «Человек, слуга и истолкователь природы, столько
совершает и понимает , сколько постиг в ее порядке делом или
размышлением, и свыше этого он не знает и не может» («Новый
Органон»)
21.
• Классификация видов знания на основе способностей человеческойдуши («О достоинстве и преумножении наук»):
Память – история (архив фактов)
Воображение – поэзия (эмоции и чувства – данные для
экспериментальной психологии)
Разум – философия (физика, метафизика и науки о человеке )
Задача метафизики: формальные причины, то есть основания всего
сущего, «законы чистого действия»
Задача физики: исследование материальной и движущей причины, то
есть выявление в опытном исследовании проявлений законов в
природе
Целевые причины – это умозрительные знания, они либо не существуют,
либо не доступны нашему познанию. Наука должна отвечать на вопросы
«что?», «как?», «из чего?», а не «зачем?»
Прикладные науки: механика (приложение знаний физики) и
естественная магия («плоды» метафизики)
Метафизика – это «общая мать всех наук», соединяющая в себе общие
принципы познания
22. Учение об «идолах» (предрассудки, ошибки познания)
• Идолы рода (idola tribus) присущи самой природе человека, его разуму ичувствам. Ум «уподобляется неровному зеркалу, которое примешивая к
природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном виде»
• Идолы пещеры (idola specus) – это индивидуальные особенности
человеческой физиологии, психики, черт характера, воспитания, это влияние
эмоциональной сферы, желаний, интересов.
• Идолы площади (idola fori) порождаются речевым общением. Слова говорят
не о том, что есть вещь сама по себе, а о том, что она значит для людей.
Слова=знаки, а не сами вещи
• Идолы театра (idola theatri) порождаются слепой верой в авторитеты, в
традиционные философские доктрины («философский театр»), религиозные
догмы и суеверия. «Истина – дочь времени, а не авторитета».
23. Развитие индуктивного метода
• Критика аристотелевского силлогизма (дедуктивная логика),который не дает новых знаний, проясняя уже имеющиеся
положения. Научный метод – это необходимость максимальной
опоры на разум в понимании фактов – индукция
• Пути познания:
Путь паука – путь догматика
Путь муравья – путь эмпирика, который обобщает факты без
выводов
Путь пчелы – путь ученого
24. Развитие индуктивного метода
• Индукция полная и неполная. Истинная индукция, дающая максимально достоверные и новыезнания, основываясь на эксперименте и анализе полученных данных
• Стадии исследования:
1. Собирание материалов, фактов, находимых в природе
2. Исследование наиболее простых свойств, им принадлежащих (плотность, температура, вес и т.д.)
3. Для раскрытия причин и связей, порождающих эти свойства, необходимо провести исследование
по направлениям:
А. таблица присутствия
Б. таблица отсутствия
В. таблица степеней
Г. таблица сравнения
4. «Сбор плодов» – выводы о природе исследуемого свойства
! Искать не только подтверждающие, но и опровергающие факты!
25. Рене Декарт (1596-1650)
• Французский философ и ученый• «Правила для руководства ума», «Рассуждения о
методе», «Размышления о первой философии»,
«Первоначала философии», «Описание человеческого
тела», «Страсти души»
26. Предмет философии и основные методологические принципы
• Единство наук отождествляется с философией. Сравнивает философию с деревом,корни которого - метафизика, ствол – физика, а ветви – частные науки ( механика,
медицина, этика и т.д.)
• Объективная истина имеет всеобщий характер, она достижима посредством разума
• Противопоставил умозрительной схоластической философии «практическую
философию, при помощи которой… сделаться хозяевами и господами природы»
• Истинность не сводится к непосредственной полезности, а связана с глубиной
постижения «книги мира». Внимание не к опытному знанию, а к познающему уму,
творящему истину. Разум движется от самых общих положений метафизики, к
частным положениям физики, доходя до конкретных наук, дающих плоды.
Дедукция
• Степень научности любой отрасли знания связывает со степенью ее
математизации. «Всеобщая математика»
27. Основные правила дедуктивного метода («Рассуждения о методе»)
• Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бытаковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и
предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется
моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать
повод к сомнению.
• Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько
частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
• Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с
предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как
по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование
порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не
предшествуют друг другу.
• И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь
всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
28. Поиск несомненной истины - методологическое сомнение
• Распространение принципа скептицизма на все положения философии.Сомневаться можно и должно во всем содержании нашего знания. Цель:
поиск достоверного, несомненного знания, истин
• Чувственное восприятие недостоверно, следовательно недостоверны наши
знания о внешних вещах, включая и собственное тело.
• Надежным элементом выступает сам факт сомнения, то есть определенное
состояние человеческого разума. Сомневающийся мыслит и, следовательно,
мышление делает наше существование неоспоримым фактом. «Cogito ergo
sum». Это первая и высшая интуитивная истина, доступная человеку
• Факт нашей мысли оказывается достовернее факта существования нашего
тела и вообще внешней реальности. Истины обнаруживаются в разуме
человека
29. Учение о врожденных идеях
• Человек – это мыслящее существо. Мысль самостоятельна, не имеетфизических характеристик, нематериальна и всегда содержательна
• «Ведь человеческий ум содержит в себе нечто божественное, в чем посажены
первые семена полезных мыслей так, что часто, как бы они не были
заглушены посторонними занятиями, они вопреки всему приносят
самопроизвольные плоды».
• Врожденные идеи (ideae innatae): полная независимость от внешних
предметов и чувств, ясность отчетливость и простота, независимость от воли.
Интеллектуальные идеи (Бог, субстанция, число, протяженность,
существование) или аксиомы (целое больше части). Врожденность –
предрасположенность к проявлению этих идей в определенных
познавательных ситуациях.
• «Под интуицией, я подразумеваю не шаткое свидетельство чувств и не
обманчивое суждение плохо слагающего воображения, а понимание ясного и
внимательного ума, настолько лёгкое и отчётливое, что не остается
совершенно никакого сомнения в том, что мы разумеем»
30.
• Связь между мыслящим Я и внешним миром обнаруживается видее Бога как гаранта всякого существования. Существование
Бога – вторая истина
• Опирается на онтологическое доказательство существования Бога
(Ансельм Кентерберийский): Бог есть совершеннейшее существо,
то есть имеющее все признаки совершенства, а значит и признак
существования. И добавляет, что мысль о Боге, присутствующая в
человеческом интеллекте указывает на реальное существование
божественного существа как источник такой мысли.
• Разум человека требует в качестве своего источника более
совершенной причины – абсолютного Разума, безошибочно
мыслящего Бога. Бог не способен обмануть человека в его
высших познавательных проявлениях
31. Учение о субстанции (дуализм Декарта)
• Субстанция – это вещь, которая для своего существования ненуждается в другой вещи. Это абсолютно самостоятельное, не
сотворенное, вечное начало. В собственном смысле слова – это
Бог (субстанция первого порядка)
• Сотворенный мир – субстанция материальная (протяженность) и
духовная (мышление). Это субстанции второго порядка, зависят
только от Бога и самостоятельны по отношению друг к другу.
Законы мира, материального и духовного, определяются Богом,
действуют постоянно и всюду. Законы материальной и духовной
реальности различны, но синхронизированы
• Психофизический параллелизм
32. Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677)
• «Богословско-политический трактат»• «Этика»
• «Об усовершенствовании разума»
• «Основы философии Декарта, доказанные
геометрическим способом»
33. Учение о единой субстанции (монизм)
• «Под субстанцией я разумею то, что существует само по себе ипредставляется само через себя… Под атрибутом я разумею то,
что ум представляет в субстанции, как составляющее ее сущность.
Под модусом я разумею состояние субстанции, то есть… то, что
существует в другом и представляется через что то другое».
• «Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, т. е.
субстанцию, состоящую из бесконечного множества атрибутов, из
которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность».
34. Учение о единой субстанции (монизм)
• Субстанция, как первопричина всех вещей, единственна, это Бог,имманентный природе. Субстанция=Бог=Природа. Бог – это природа
порождающая и природа порожденная(пантеизм)
• Характеристики субстанции: абсолютная самостоятельность,
единственность и бесконечность во времени и пространстве, причина
самой себя и познается через саму себя, исходный полюс бытия
• Два известных атрибута субстанции – протяженность и мышление.
Модусы, конкретные проявления субстанции – единичные вещи,
имеющие и протяженность, и мышление как 2 атрибута. Модусы
конечны во времени и пространстве, зависимы от Бога (причины) и
изменчивы
• Детерминизм. Свобода определяется степенью разумности, глубиной
проникновения в мировой божественный порядок
35. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
• «Теодицея»• «Новые опыты о человеческом разуме»
• «Монадология»
36. Учение о множестве субстанций (плюрализм)
• Мир нельзя объяснить механически, он полон сил, которые служат источником егопостоянного развития. Субстанция – это сила. Главная характеристика субстанции –
способность к действию.
• Монада проста, неделима, не изменяется под влиянием других монад, но
способны к само изменениям, каждая из них уникальна. Монада – это микромир и
отражение мирового порядка в целом. Монады не материальны, это духовные
«точки»
• Монады различаются по степени совершенства и полноты восприятия и отражения
мировой гармонии:
1. Простые монады (пассивное восприятие, неясные представления) –
неорганический мир
2. Монады –души (ощущения и более ясные представления) – органический мир
3. Монады – духи ( сознание) – человек
Высшая монада – Бог, который предустанавливает гармонию мира