Теория и методика литературного развития с практикумом
Отличительная черта стандартов второго поколения - ориентация на достижение планируемых результатов
Универсальные учебные действия -
Содержание литературного образования
Основные вопросы методики
Принципы организации школьного анализа художественного произведения
Анализ должен быть целенаправленным. Цель – освоить художественную идею произведения.
Анализ текста должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия
Вопросы для выявления первичного восприятия
Варианты учебных задач
Этап урока: Чтение и анализ текста
­
­
Урок литературного чтения
Сергей Анатольевич Махотин Голоса реки
Ход урока
2. Подготовка к первичному восприятию
7. Чтение и анализ текста.
8. Рассматривание репродукций и анализ пейзажей
9. Обобщение
Домашнее задание
Уровень восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста определяется по работе основных сфер
Задание (выполняется индивидуально)
А.А.Фет. Бабочка  
Полноценным называется такое восприятие, при котором читатель
Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста
Фрагментарный уровень
Констатирующий уровень
Аналитический (героя)
Обобщающий (идеи)
В.Ю.Драгунский «Друг детства»
Лена К.
Вася В.
Задание для минигруппы
Геннадий Михайлович Цыферов Одинокий ослик
1.09M
Категория: ПедагогикаПедагогика
Похожие презентации:

ФГОС НОО: образовательные результаты начального литературного образования. Литературное развитие школьников

1. Теория и методика литературного развития с практикумом

Занятие 1
ФГОС НОО: образовательные результаты
начального литературного образования
Литературное развитие школьников
Мария Павловна Воюшина
Доктор педагогических наук, профессор
каф. ЮНЕСКО «Образование в поликультурном
обществе» РГПУ им. А.И.Герцена

2. Отличительная черта стандартов второго поколения - ориентация на достижение планируемых результатов

Отличительная черта стандартов второго поколения ориентация на достижение планируемых результатов
личностные
Качества личности:
российская гражданская
идентичность, активность,
ответственность, самостоятельность,
умение сотрудничать…
метапредметные
Универсальные учебные действия
Междисциплинарные понятия
предметные
Опыт специфической для
данного предмета деятельности
по получению нового знания, его
преобразованию и применению

3. Универсальные учебные действия -

Универсальные учебные действия это совокупность способов действий
учащегося, которые обеспечивают
его способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений,
включая и организацию этого
процесса.

4.

Литературное развитие –
это возрастной и одновременно учебный
процесс «развития способности к
непосредственному восприятию искусства
слова, сложных умений сознательно
анализировать и оценивать прочитанное,
руководствуясь при этом эстетическими
критериями», а также процесс развития
собственного литературного творчества детей.
Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников
в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976.- с.22
Предметные результаты –
опыт специфической для данного
предмета деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и
применению
ФГОС НОО

5.

Литературное развитие
Уровень восприятия
художественного произведения
Эмоции
Мышление
Воображение

6. Содержание литературного образования

Круг чтения
Знания (литературоведческая пропедевтика)
Читательские и литературно-творческие
умения
Способы деятельности (предметная и
универсальная учебная деятельность)
Опыт эмоционально-оценочной деятельности
Техника чтения

7.

Чтение как речевая и эстетическая деятельность
процесс
перекодирования
письменной речи
в звучащую
правильность,
беглость,
осознанность,
выразительность
чтения
процесс
постижения
смысла
прочитанного
уровень
восприятия
произведения

8. Основные вопросы методики

Зачем?
Что?
Как?
Почему ?

9. Принципы организации школьного анализа художественного произведения

10. Анализ должен быть целенаправленным. Цель – освоить художественную идею произведения.

Художественная идея - смысл произведения,
выражающийся посредством всей его
образной системы.
«Художественная идея»
• не равна «основной мысли»,
• не сводима к логической формулировке;
• предполагает возможность разных
истолкований, интерпретаций.
В основе анализа- интерпретация
произведения
• Основная цель урока – способствовать
полноценному восприятию произведения

11.

Полноценное восприятие произведения:
• сопереживание, способность увидеть
динамику эмоций, созвучность
читательских эмоций авторскому замыслу;
• воссоздание в воображении образных
картин,
• понимание мотивов поведения персонажей,
последствий их поступков, установление
причинно-следственных связей;
• понимание авторского отношения,
позиции;
• освоение художественной идеи
произведения.
А. А. Мыльников
«Верочка»

12.

Анализ текста проводится после
целостного,
непосредственного,
эмоционального
восприятия произведения
Этапы урока:
• Подготовка к
первичному восприятию
• Первичное восприятие

13. Анализ текста должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия

Этап урока:
• Выявление первичного восприятия

14. Вопросы для выявления первичного восприятия

-Менялось ли ваше настроение по ходу чтения?
-Кто из персонажей вам понравился? Кто не вызывает
симпатий? Почему?
- Почему слово «Плим» названо в стихотворении И.П.
Токмаковой смешным?
-Если бы вы рисовали иллюстрацию сказке Цыферова
«Паровозик из Ромашково»,
нарисовали бы вы паровозику глаза, нос, рот? Почему?
-Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?

15.

Необходимо создать установку на анализ
произведения,
формировать
потребность
в
перечитывании и анализе текста
Этап урока:
• Постановка учебной
задачи

16. Варианты учебных задач

-От чьего имени написано это стихотворение И.П.Токмаковой
«Плим»? Каким характером обладает тот, кто может придумать
смешное «прыгающее» слово? Подготовимся к инсценированию
этого стихотворения и постараемся передать в чтении и в движении
характер мальчика, от имени которого написано стихотворение.
-Нам с вами очень понравился паровозик из Ромашково.
Почему же он нарушил свое последнее честное благородное слово?
Чтобы разобраться в этом, давайте проследим, как складывались
отношения паровозика и пассажиров.

17.

После
постановки
учебной
задачи
необходимо самостоятельное прочтение
произведения,
предваряющее
или
сопровождающее анализ текст.
Этап урока:
• Вторичное восприятие

18.

Анализ совершается в единстве формы и
содержания
Содержание не может существовать
формы.
вне
Форма – это способ обнаружения содержания
литературных произведений
Этап урока:
• Чтение и анализ текста

19.

А. А. Фет
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

20. Этап урока: Чтение и анализ текста

Принцип учета родовой и жанровой
специфики произведения, его
художественного своеобразия.
Этап урока:
• Чтение и анализ текста

21.

Принцип избирательности.
Принцип целостности.
Этап урока:
• Чтение и анализ текста

22.

Принцип синтеза.
Этап урока:
• Обобщение

23. ­

Принцип направленности на
совершенствование навыка
чтения.

24. ­

Принцип направленности на
литературное развитие ребенка,
формирование у него начальных
литературоведческих
представлений и
системы читательских умений.

25. Урок литературного чтения

26. Сергей Анатольевич Махотин Голоса реки

Днём какие были
Звуки у реки!
Громко воду пили,
Чавкая, быки.
А ещё мальчишки,
Словно три стрижа,
С деревянной вышки
Прыгали, визжа.
Шёл удильщик важно,
Звякая ведром,
И гудел протяжно
Гру́женый паром.
…Вечер наступает.
Гаснут облака.
Молча отдыхает
Сильная река.
Лишь плеснётся щука –
И опять ни звука.

27.

Думай, доказывай, пробуй…
Проследи, как поэт помогает услышать голоса
реки. Обрати внимание на строение строфы,
звучание строки, выбор слова.
Учимся «читать» картину
Рассмотри пейзажи русских художников. Где
изображена тихая, а где шумная река? Что
помогает художнику создать ощущение звука?

28.

Ефим Ефимович Волков.
Лунная ночь в лесу.
Исаак Ильич Левитан.
Пейзаж с пароходом.

29.

Урок 30. С.А.Махотин «Голоса реки»
Цель урока: способствовать полноценному
восприятию стихотворений С. Махотина картин
Волкова Е.Е. «Лунная ночь в лесу», Левитана
И.И. «Пейзаж с пароходом», пробудить интерес
к поэзии, рассматриванию и анализу картин.

30.

Задачи: создать условия, для того, чтобы учащиеся:
1) закрепили начальное представление о лирическом
стихотворении (предметом изображения является чувство,
переживание);
2) получили начальное представление о специфике
литературы как искусства, изображающего течение
времени, и живописи как пространственного искусства,
способного запечатлеть мгновение;
3) овладевали приемами стилистического и
композиционного анализа; наблюдали за ритмом и
звукописью;
4) учились выразительно читать стихотворение, меняя темп
чтения, громкость голоса;
5) овладевали системой читательских умений;
6) учились «читать» картину, сопоставляя колорит,
композицию, художественные детали пейзажей, сравнивая
настроение литературного и живописного пейзажа;
7) расширили словарный запас (ритм, пейзаж, колорит,
теплые и холодные цвета, палитра, акварель, гуашь);

31.

8) овладевали УУД:
учились выделению критериев оценки
результата деятельности (выразительности
чтения);
учились сравнивать произведения разных
видов искусств по заданному критерию (по
настроению).

32. Ход урока

1. Представление результатов
самостоятельной деятельности
Выразительное чтение и его анализ.
Выставка иллюстраций к стихотворению
В.Лунина «Ливень». Анализ иллюстраций. (При
анализе важно учитывать, насколько адекватно
удалось передать настроение, насколько точно
и реалистично отражены детали, какими
средствами удалось достичь результата.
Обратить внимание детей на то, как много
нужно знать художнику, чтобы точно отразить
все детали на иллюстрации.)

33. 2. Подготовка к первичному восприятию

- Мы с вами убедились, что поэты и художники
умеют всматриваться и вслушиваться в
окружающий мир, замечают то, что открывается
только очень внимательному человеку. Сегодня
я прочитаю вам стихотворение петербургского
поэта Сергея Махотина «Голоса реки».

34.

3. Первичное восприятие.
Чтение учителем стихотворения С. Махотина
«Голоса реки».
4. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли стихотворение? Почему оно
называется «Голоса реки»?
5. Вторичное восприятие.
- Прочитайте стихотворение тихонько своему
соседу по парте, а потом послушайте чтение
соседа. Постарайтесь услышать голоса реки.

35.

6. Постановка учебной задачи.
- Прочитать стихотворение выразительно
оказалось не так-то просто. Давайте
подготовимся к выразительному чтению, а для
этого проследим, как поэт помогает услышать
голоса реки. Обратим внимание на строение
строф, звучание строк, выбор слова.

36. 7. Чтение и анализ текста.

Прочитайте первую строфу.
Днём какие были
Звуки у реки!
Громко воду пили,
Чавкая, быки.
Поэт слышит звуки или вспоминает о них? Почему в конце
первого предложения стоит восклицательный знак?
Описывается то, что было днем, и о чем вспоминается сейчас с
особым чувством. Значит, передавать в чтении надо не столько
сами звуки, сколько впечатление о них. Быстро или медленно
надо читать две последние строчки первой строфы? (Быки
важные, пьют неторопливо, стадо движется медленно,
значит, и темп чтения должен замедляться.)
Какое слово помогает услышать звук, который издают быки при
питье? (Чавкая – три гласных звука [а] подряд).
Прочитайте выразительно первую строфу.

37.

Прочитайте вторую строфу.
Шёл удильщик важно,
Звякая ведром,
И гудел протяжно
Гру́женый паром.
Похожи ли звуки звякающего ведра и гудок
парома? Как в стихотворении подчеркивается
различие этих звуков?
Вслушайтесь в ритм первых двух строчек (учитель
читает, четко выделяя шаговый ритм). Ведро
звякает при каждом шаге. Прочитайте так, чтобы
слушатели услышали это звяканье.
А теперь прочитайте вторые две строчки,
подчеркивая протяжное гудение парома.
Прочитайте всю строфу. Не забудьте изменить
ритм чтения.

38.

Прочитайте третью строфу.
А ещё мальчишки,
Словно три стрижа,
С деревянной вышки
Прыгали, визжа.
С кем сравнивает автор мальчишек? О чем вам
говорит сравнение со стрижами? Отчего
визжали мальчишки? (Стриж – одна из самых
быстрых птиц, летают стрижи высоко, резко
меняют направление движения при полете.
Сравнение подчеркивает резкость движений
мальчишек, подсказывает, что читать эту
строфу надо быстро, отрывисто.)
Прочитайте эту строфу выразительно.

39.

- Прочитайте стихотворение до конца.
Вечер наступает.
Гаснут облака.
Молча отдыхает
Сильная река.
… Лишь плеснётся щука –
И опять ни звука.
Почему многоточие стоит перед началом строфы? Какой должна быть
пауза между строфами при чтении?
Сколько предложений в четвертой строфе? Посмотрите на
предыдущие строфы, они делились на предложения? Важно ли, что
четвертая строфа делится на три предложения?
Сколько строк в последней строфе? Как вы думаете, почему поэт
сделал последнюю строфу такой короткой?
Как следует прочитать две последние строфы – быстро или медленно,
громко или тихо? (Многоточие перед началом строфы показывает, что прошло
много времени, день закончился, настал вечер. Пауза должна быть длинной. Строфа
читается медленно с паузами после строк, совпадающими с концом предложения.
Природа замирает, все затихает, и темп чтения постепенно замедляется, и голос
становится все тише. После чтения стихотворения тоже нужно выдержать паузу,
помолчать, послушать тишину ночи – не случайно последняя строфа короче на две
строки, природа замерла в молчании.)

40.

Прочитайте стихотворение выразительно.
(Читаем несколько раз, анализируя, удалось ли
менять по ходу чтения темп, громкость голоса.)

41. 8. Рассматривание репродукций и анализ пейзажей

Махотин описал звуки реки, используя
выразительные возможности слова. А как вы
думаете, можно ли нарисовать звуки?
Рассмотрите репродукции картин Исаака Ильича
Левитана «Пейзаж с пароходом» и Ефима
Ефимовича Волкова «Лунная ночь в лесу»,
помещенные в учебнике.
Где изображена тихая, а где шумная река? Что
помогает художнику создать ощущение звука?
(Выслушиваем размышления детей, подхватываем
и развиваем их наблюдения. В случае
необходимости помогаем наводящими вопросами.)

42.

Как художники расположили реки
на холсте?
На какой картине плавная линия
берега?
Какие формы предметов
преобладают в пейзаже Левитана?
Что изображено в центре пейзажа
Левитана? А в центе картины
Волкова?
Ефим Ефимович Волков.
Лунная ночь в лесу.
Исаак Ильич Левитан.
Пейзаж с пароходом.
Какие краски использует
Левитан? Какие тона
преобладают в картине
Волкова?
Сравните, как художники
изображают отражение в воде
растущих на берегу деревьев.
Одинаковые ли чувства
рождают пейзажи Левитана и

43. 9. Обобщение

- Итак, мы пришли к выводу, что Левитан изобразил шумную
реку, а Волков – тихую. А что можно сказать о реке, которая
изображена в стихотворении Махотина? Она шумная или
тихая?
Как же поэт изобразил в одном произведении разные
состояния реки?
(Подводим детей к первоначальным наблюдениям за
спецификой литературы как искусства, изображающего
течение времени, и живописи как пространственного
искусства, способного остановить, запечатлеть мгновение.
Конечно, выводы не должны носить теоретического
характера, это лишь первые наблюдения, сделанные на
конкретном материале. Поэтому важно пойти за
наблюдениями детей. Можно обратить их внимание на
обозначение времени в стихотворении – «днем» – «вечер
наступает» и попросить определить, какое время суток
изображено на пейзажах Левитана и Волкова.)

44.

Можно ли одновременно изобразить и день, и
вечер на одной картине?
Сколько нужно сделать иллюстраций, чтобы
передать содержание стихотворения Сергея
Махотина?

45.

10. Рекомендации к самостоятельной
деятельности
Подготовить выразительное чтение
стихотворения С. Махотина «Голоса реки».
Решить, сколько и каких иллюстраций нужно
сделать к стихотворению С. Махотина «Голоса
реки», устно описать иллюстрации и быть
готовым объяснить свое решение.
Найти в библиотеке стихотворения о природе
Алексея Анатольевича Шевченко. Подготовить
выразительное чтение одного из них.

46. Домашнее задание

Методика обучения литературе в
начальной школе / Под ред.
М.П.Воюшиной. М.: Академия, 2010.
Методика начального литературного
образования / Под ред.
М.П.Воюшиной. М.: Академия, 2014
Группа ВКонтакте «Работаем по УМК
«Диалог».

47. Уровень восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста определяется по работе основных сфер

восприятия:
- эмоций,
- воображения,
- мышления.

48. Задание (выполняется индивидуально)

Прочитайте стихотворение А.А.Фета
«Бабочка». Сформулируйте и
запишите вопросы, которые Вы задали
бы своим ученикам на месте учителя.
Письменно ответьте на свои вопросы.

49. А.А.Фет. Бабочка  

А.А.Фет. Бабочка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

50. Полноценным называется такое восприятие, при котором читатель

эмоционально откликается на прочитанное,
видит динамику эмоций, его эмоции созвучны
авторским;
воссоздает в воображении на основе
художественных деталей целостный образ;
размышляет над мотивами, обстоятельствами,
последствиями поступков персонажей, оценивает
героев произведения;
устанавливает причинно-следственные связи,
понимает «закон сцепления» эпизодов в эпосе,
прослеживает динамику эмоций в лирике;
видит точку зрения, с которой ведется
повествование, определяет авторскую позицию,
осваивает художественную идею произведения и
определяет собственное отношение к этой идее.

51. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста

Фрагментарный
Констатирующий
Аналитический («героя»)
Обобщающий («идеи»)

52. Фрагментарный уровень

1.
2.
3.
4.
5.
Откуда появилась бабочка? (Из кокона.)
Почему бабочка торопится? (У нее очень
много дел.)
Про что это стихотворение? (Про
бабочку.)
Понравилось ли тебе стихотворение?
(Да.)
Почему она улетела? (Она далеко живет.)

53. Констатирующий уровень

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Какая была бабочка? (Она милая.)
Как автор описывает бабочку? (У нее два крыла. Она
хвастается много, что у нее крылья бархатные.)
Грустно ли бабочке, что у нее лишь два крыла? (Да,
она говорит об этом с грустью, ведь крыльев
должно быть четыре, но здесь только два.)
Откуда появилась бабочка? (Неизвестно. Она
говорит, чтобы ее не спрашивали об этом.)
Куда села бабочка? (На легкий цветок.)
Что она делает? (Она дышит.)
С кем бабочка разговаривает? (С автором.)
Когда бабочка улетит? (Скоро.)
Как бабочка полетит? (Она будет сверкать
крыльями.)
Какое это стихотворение – веселое или грустное?
(Немножко грустное.)

54. Аналитический (героя)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Как ты представляешь себе героиню этого
стихотворения? (Эта героиня – самое легкое и нежное
создание в мире. Она переливается разными цветами
радуги. Она, будто самый красивый свет,
переливающийся цветами в темной комнате.)
Какое настроение было у бабочки? Почему? (У нее
было радостное, веселое настроение. Она даже сама
себе нравилась, потому что сказала, что «так мила».)
Как автор пишет о бабочке? (С нежностью, с
восторгом.)
Как вы думаете, какого возраста эта бабочка? (Она
очень молодая. Ведь она не утеряла радость жизни и
радуется всему, чему только можно.)
О чем это стихотворение? (О том, как этой бабочке
хорошо, как беззаботно она живет, по крайней мере,
сейчас.)
В чем заключается смысл стихотворения? (В том, чтобы
описать красоту бабочки.)

55. Обобщающий (идеи)

1.
2.
3.
4.
5.
С кем автор сравнивает бабочку? (Мне кажется, он
сравнивает ее с жизнью.)
Как вы думаете, зачем поставлены в тексте эти вопросы,
например: «Надолго ли без цели, без усилья дышать хочу?»
и учат ли они нас чему-нибудь? (Мне кажется, эти вопросы
передают главный смысл всего текста. Они учат нас, что
надо пользоваться каждым мгновением жизни, ведь
бабочка живет только один день.)
Почему в стихотворении строчки разной длины? (Помоему, они похожи на полет бабочки, на то, как она машет
крыльями.)
Как вы думаете, почему Фет пишет такое красивое
стихотворение? Что его побудило написать его? (Его
побудила природа и красота бабочки, неба, оно, наверно,
было синее-синее. Зелень, деревья, в общем, вся красота
природы.)
Почему автор делает эту бабочку жизнерадостной? (Мне
кажется, он хотел передать эту жизнерадостность нам.)

56. В.Ю.Драгунский «Друг детства»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Понравился ли рассказ? С каким
настроением ты его слушал?
Опиши, каким ты представляешь себе
медвежонка.
Как ты думаешь, зачем автор так
подробно описывает медвежонка?
Как автор относится к Дениске?
Почему в конце рассказа Дениска «чутьчуть не заплакал»?
О чем ты задумался, прочитав рассказ? В
чем автор убеждает читателя?

57. Лена К.


Рассказ мне очень понравился. Сначала мне было весело, потому
что я не знала, что будет дальше в этом рассказе, и потому что
Дениска был еще маленький. Он не понимал, что ему нравится, а
что нет. А в конце рассказа мне было грустно, потому что
мальчик хотел боксировать в свою игрушку.
Медвежонок был такой веселый. Сидит, ноги растопырил, руки
поставил вверх, будто заранее сдается, а ушки у него
бархатные.
Автор для того описывает Мишку, чтобы мы поняли, что это
самый любимый друг его детства. Тут даже текстом можно
подтвердить, что это старый друг, потому написано
«облезлый», «глаза разные». И нельзя тренировать об него силу
удара.
Автор хорошо к Дениске относится, потому что написал, что
он не стал о своего друга тренироваться.
Денис вспомнил, как ел с медвежонком, спал с ним. Жалко стало.
Так стало жалко, что готов был за него отдать жизнь. Он
понял, что нельзя проверять на межвежонке силу, потому что
это друг его детства. И ему стало стыдно. Он теперь будет

58. Вася В.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Рассказ мне понравился, потому что
Дениска хотел стать боксером. Слушал с
хорошим настроением.
Медвежонок облезлый, толстый, глаза
разные.
Автор описывает Медвежонка, чтобы
интереснее было слушать.
Хорошо.
Дениска чуть не заплакал, потому что не
смог стать боксером.
Автор хотел, чтобы поняли, какую
работу надо выбирать.

59.

Как соотносятся между собой уровни
восприятия художественного
произведения и уровни
литературного развития ребенка?

60. Задание для минигруппы

Письменно сформулируйте вопросы
для выявления уровня восприятия
произведения младшим школьником.
Дайте ответы на свои вопросы от
имени ученика определенного уровня
восприятия текста ( по Вашему выбору)

61. Геннадий Михайлович Цыферов Одинокий ослик

В лесу, в лесном доме, жил одинокий
ослик. Друзей у него не было. И вот
однажды одинокий ослик очень
заскучал. Скучал он так, скучал – и
вдруг слышит:
- Пи-пи, здравствуй! – Из-под пола вылез
маленький мышонок.
- Я – мышонок, - ещё раз запищал он, а
потом сказал: - Я пришёл потому, что
ты скучаешь.
И тут они, конечно, подружились.
Ослик был очень доволен. И всем в лесу
говорил:
- А у меня есть друг!
- Что это за друг? Спросил сердитый
медвежонок. – Небось, что-нибудь
маленькое?
Подумал одинокий ослик и сказал:
- Нет, мой друг – большой слон.
Большой слон? Конечно, никто не
поверил ему. И поэтому у домика
ослика скоро собрались все звери. Они
сказали:
- А ну, показывай нам своего друга!
Одинокий ослик уже хотел сказать, что
его друг ушёл по грибы.
Но тут вышел мышонок и ответил:
- ДРУГ ОСЛИКА – ЭТО Я.
- Ха-ха! – захохотали гости. – Если это
большой слон, то одинокий ослик –
просто большой обманщик.
А ослик – большой обманщик вначале
покраснел. А потом улыбнулся:
- Нет, это все-таки слон. Но только не
простой, а волшебный. Сейчас он
превратился в маленького. Большому в
доме тесно. Даже нос приходится в
трубу прятать.
- Похоже на правду, кивнул сердитый
медвежонок, взглянув на трубу. – Но я
бы не хотел быть маленьким.
- Он тоже не хотел быть маленьким, сказал ослик. – Но он очень любит меня
и хочет жить всегда со мной.
- Ах, вздохнули все звери, - какое доброе
животное!
Попрощавшись, они ушли. С той поры
никто в лесу не обижал маленьких.
Только все говорили:
- Даже самый маленький может быть
большим другом. Даже бо льшим, чем
самый большой слон!.
English     Русский Правила