Проблема боли
Ретроспектива
Никаких доказательств существования Бога?
Эмоциональная реакция?
Доказательства отсутствия
Переопределение атеизма
Переопределение атеизма...
Аргумент от страдания...
Варианты проблемы страдания
Версии проблемы страдания...
Интеллектуальная проблема страдания
Интеллектуальная проблема страдания
Интеллектуальная проблема-Логическая версия
Интеллектуальная проблема - Логическая версия...
Интеллектуальная проблема - Логическая версия...
Интеллектуальная проблема - Логическая версия...
Интеллектуальная проблема - Логическая версия...
Интеллектуальная проблема - Логическая версия...
Интеллектуальная проблема-Вероятностная версия
Интеллектуальная проблема - Вероятностная версия...
Интеллектуальная проблема - Вероятностная версия...
Интеллектуальная проблема - Вероятностная версия...
Интеллектуальная проблема - Вероятностная версия...
Интеллектуальная проблема - Вероятностная версия...
Эмоциональная проблема страдания
Эмоциональная проблема страдания...
471.42K
Категория: ПсихологияПсихология

Проблема боли. Ретроспектива

1. Проблема боли

2. Ретроспектива

Пока что мы рассмотрели три аргумента:
- космологический
- исторический
- нравственный
Что же может в качестве аргументов предложить
атеист?
Как правило, вот это: “Нет никаких доказательств
существования Бога ”

3. Никаких доказательств существования Бога?

Если наш собеседник делает такое утверждение, мы
можем кратко изложить наши аргументы, и если они
будут оспорены, у нас будет возможность представить
их поподробнее.
Не удивляйтесь, если собеседник просто повторит то же
самое; в этом случае можно спросить, какие именно
предпосылки он отвергает и почему.
Поэтому полезно помнить аргументы наизусть.

4. Эмоциональная реакция?

Отвечая на возражения против своих аргументов, вы
можете обнаружить, что причина, по которой они
отвергаются, не интеллектуальная, а скорее
эмоциональная.
Это особенно часто видно в проблеме страдания.
Подробнее об этом чуть позже…

5. Доказательства отсутствия

Порой говорят, что нельзя доказать отсутствие
чего-либо, в частности, что “Бога нет”.
• Во-первых, можно (например, продемонстрировать
внутреннюю противоречивость)
• Во-вторых, тогда бы получалось, что атеист
придерживается точки зрения, для которой в
принципе нет и не может быть никаких
доказательств.

6. Переопределение атеизма

Все чаще неверующие меняют классическое
определение атеизма, чтобы избежать необходимости
как-то обосновывать свою позицию.
Теизм - Бог существует.
Атеизм - теизм не верен (т. е. Бога не существует).
Агностицизм – я не знаю, существует ли Бог.
Вроде бы все просто…

7. Переопределение атеизма...

Но часто говорят, что атеизм - это просто
отсутствие веры в Бога.
Но в этом случае атеизм – это вообще не точка зрения,
это просто описание текущего психологического
состояния человека.

8. Аргумент от страдания...

Не все атеисты придерживаются такой тактики;
некоторые пробуют привести аргументы против
существования Бога.
Один из самых серьезных - проблема страдания.
Когда мы видим глубину страданий и боли, будь то из-за
стихийных бедствий или жестокости человека к
человеку, порой трудно поверить, что любящий Бог
действительно существует.

9. Варианты проблемы страдания

Существует две версии проблемы, причем у одной из них
есть еще две версии.
Эмоциональная проблема
Интеллектуальная проблема
- Логическая версия
- Вероятностная версия

10. Версии проблемы страдания...

Интеллектуальная: насколько правдоподобно что,
что Бог и страдание могут сосуществовать одновременно.
Эмоциональная: неприязнь людей к такому Богу,
который допускает страдания
Эти версии важно отличать друг от друга, так как от
этого будет зависеть наш ответ.

11. Интеллектуальная проблема страдания

В этот раз бремя доказательства лежит на плечах
атеиста, а не теиста, как это было в предыдущих
аргументах.
Нужно убедиться, что бремя возложено на того, кто
выдвигает довод.
Это атеисты утверждают, что Бог и страдание
несовместимы, поэтому они и должны это доказывать.

12. Интеллектуальная проблема страдания

1) Логическая версия
- одновременное существование Бога и страдания
логически невозможно
2) Вероятностная версия
- одновременное существование Бога и страдания
крайне маловероятно
Нужно уточнить, что именно собеседник имеет в виду

13. Интеллектуальная проблема-Логическая версия

Интеллектуальная проблемаЛогическая версия
Логически невозможно, чтобы Бог и страдание
существовали одновременно
Атеист утверждает, что эти два утверждения логически
несовместимы:
1) любящий, всемогущий Бог существует
2) страдание существует
Явного противоречия нет. Для противоречия нужны неявные
предпосылки.

14. Интеллектуальная проблема - Логическая версия...

Интеллектуальная проблема Логическая версия...
3) Если Бог всемогущ, Он может создать любой мир,
который захочет
4) Если Бог добр, он предпочтет создать мир без
страданий
Если Бог всемогущ и добр, он может и хочет создать мир
без страдания. Но страдание существует, следовательно,
Бога нет.

15. Интеллектуальная проблема - Логическая версия...

Интеллектуальная проблема Логическая версия...
Чтобы аргумент работал, оба предположения должны
быть истинными, но так ли это?
3) Если Бог всемогущ, Он может создать любой
мир, который он хочет
Очевидно, у людей есть свободная воля. Поскольку
логически невозможно заставить кого-то сделать что-то
по своей воле, утверждение (3) не обязательно верно.

16. Интеллектуальная проблема - Логическая версия...

Интеллектуальная проблема Логическая версия...
4) Если Бог добр, он предпочтет мир без
страданий
Трудно утверждать, что это в любом случае так.
У Бога может быть много веских причин позволить тому
или иному страданию существовать, если в итоге оно
принесет большее благо.

17. Интеллектуальная проблема - Логическая версия...

Интеллектуальная проблема Логическая версия...
Можно вспомнить много простых примеров из нашей
жизни (поход к стоматологу).
Может быть, без страданий невозможны храбрость,
стойкость, сочувствие и другие добродетели.
Может быть, мир, где есть и добро, и зло лучше мира, где
нет ни того ни другого.
А если это в принципе возможно, то логическая
проблема отпадает.

18. Интеллектуальная проблема - Логическая версия...

Интеллектуальная проблема Логическая версия...
Таким образом, атеисту приходится нести слишком
тяжелое бремя доказательства. Ему нужно доказать:
• Невозможность свободной воли
• С точки зрения Бога, мир без страданий в любом
случае лучше мира, где есть и добро, и зло.

19. Интеллектуальная проблема-Вероятностная версия

Интеллектуальная проблемаВероятностная версия
Маловероятно, чтобы у Бога были веские причины
допускать страдания
Для этой версии бремя доказательства атеиста намного
легче.
Поскольку так много боли и страданий выглядят
совершенно бессмысленными и ненужными, кажется
совершенно невероятным, что у Бога могли быть веские
причины допустить такое положение вещей.

20. Интеллектуальная проблема - Вероятностная версия...

Интеллектуальная проблема Вероятностная версия...
1) Человеческая ограниченность
Можно признать, что многие страдания выглядят
неоправданными, и мы не видим в них ни смысла, ни
необходимости.
Успех аргументации атеиста зависит от того, имеем ли
мы основания полагать, что, поскольку страдание
выглядит неоправданным, оно действительно
неоправданно.

21. Интеллектуальная проблема - Вероятностная версия...

Интеллектуальная проблема Вероятностная версия...
Мы ограничены в пространстве и времени, а также в
интеллекте и проницательности. Страдание, которое в
наших глазах выглядит бессмысленным, может в рамках
Божьего промысла привести к огромному благу.
Мы просто не в том положении, чтобы утверждать, что у
Бога нет веской причины допускать ту или иную боль в
нашу жизнь.

22. Интеллектуальная проблема - Вероятностная версия...

Интеллектуальная проблема Вероятностная версия...
2) Полный объем данных
Если принимать во внимание только страдание,
существование Бога может показаться маловероятным.
Однако вероятность того или иного события нужно
оценивать исходя из полного объема доступных
данных.
Нужно ставить вопрос так: перевешивают ли страдания
доводы в пользу существования Бога?

23. Интеллектуальная проблема - Вероятностная версия...

Интеллектуальная проблема Вероятностная версия...
Можно модифицировать нравственный аргумент:
1) Если Бога нет, то не объективных нравственных
ценностей.
2) Зло существует.
3) Следовательно, существуют объективные моральные
ценности (что-то в мире является злом, а не добром)
4) Следовательно, Бог существует.

24. Интеллектуальная проблема - Вероятностная версия...

Интеллектуальная проблема Вероятностная версия...
3) Страдание в свете христианства
Христианские догматы предполагают страдания.
• мир лежит во зле в результате грехопадения
• Божий промысел не ограничивается земной жизнью,
а выходит за ее рамки
• главная цель жизни христианина - не земное
благополучие, а познание Бога

25.

«Бог шепчет нам в наших удовольствиях,
вслух говорит с нашей совестью, но Он
кричит в нашей боли — это Его мегафон,
чтобы слышал оглохший мир»
К.С. Льюис «Боль»

26. Эмоциональная проблема страдания

Хотя с интеллектуальной точки зрения проблему боли
решить не так сложно, страдания отталкивают
большинство людей от Бога на эмоциональном
уровне (признают это сами люди или нет).
Если кто-то непосредственно переживает страдание,
чаще всего ему нужны не логические аргументы, а
любовь и сочувствие.

27. Эмоциональная проблема страдания...

Христианство - единственная религия, в которой
Создатель вошел в свое творение и страдал вместе с
нами.
Если мы постараемся перенести нашу боль с верой и
надеждой на Христа, Он придаст нам сил и мужества
нести наш крест.
Хотя проблема страдания служит самым сильным
доводом против существования Бога, в конечном итоге,
Бог является единственным ответом на эту проблему.

28.

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и
смерти не будет уже; ни плача, ни вопля,
ни болезни уже не будет, ибо прежнее
прошло»
Откровение Иоанна Богослова. Глава 21, стих 4
English     Русский Правила