СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ
4.81M
Категория: РелигияРелигия

Что способствует преображению?

1.

Что способствует преображению?
1.
ЛЮБОВЬ.
Основная заповедь Евангелия: «Возлюби…».
1. Любовь к Богу-Творцу - Источнику Любви,
2. Любовь к себе как образу и подобию Бога.
3. Любовь к ближнему как образу и подобию Бога.
любовь
троична
Любить – видеть в себе и в ближнем образ и подобие Бога.
Стремиться преобразиться самому и помочь преображению
ближнего. Любовь не является потаканием слабостям и порокам.
Любовь побеждает эгоизм, гнев, блуд и другие страсти.
ВЕРА и НАДЕЖДА.
Полная отдача и доверие Богу. Преодолевает печаль и
уныние, страх. «Если ты с Богом, чего тебе бояться? Если ты без
2.
Бога, на что тебе надеяться?»

2.

3.

3. ПОКАЯНИЕ (ИСПОВЕДЬ) необходимо для осознания своего
несовершенства, после
начинается синергия.
чего
возникает
желание
измениться
и
4. МОЛИТВА – диалог двух личностей, совершенной и
несовершенной.
Для сравнения: медитация – высшая степень осознанности.
МОЛИТВА
низшая
(просительная)
вызвана страхом,
сомнениями, проблемами
кратковременная
высшая
(духовная)
вызвана благодарностью,
любовью, благоговением
постоянная
Молитва «Отче наш» объединяет оба уровня молитвы

4.

Исихазм – православная йога.
Искусство высшей молитвы
Молитва называется умно – сердечная. Совершается в уме и сердце.
Иисусова молитва:
«Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй и сохрани меня грешного».
Высшая молитва способствует развитию самоконтроля - трезвение
(подобно «сознанию свидетеля» в йоге).
Сопровождается позами тела, дыхательными упражнениями.
С 988 года - Русь оказалась под влиянием Византии
Византийское православие проникает на Русь через Крым.
Центры - «пещерные монастыри» Крыма, в которых распространился
исихазм.
Под влиянием исихазма возникли Киево-Печерская и ТроицеСергиева Лавры.

5.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ПАТРИСТИКА
Отец Церкви
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН или АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354 - 430)
фреска «Августин учит в Риме»

6.

Основной труд Августина О граде Божием».
1. Необходимость разделения 2-х миров - Церкви («Небесный Град»,
«Царство Божие на земле») и государства («Земной Град», «Дом
Дьявола»). Требование авторитета церковной власти во всех
вопросах. Именно эта позиция предопределила особенность
западного христианства – католицизма.
Вплоть до начала эпохи Реформации (XVI в.) гегемония
католической церкви в жизни Западной Европы.
2. Философия истории. Анализ основных этапов жизни
человечества. Подчеркивает важность знания истории.
Говорит о значении жертвы Христа: Адам восстал против Отца, а
Христос полностью выполнил волю Отца. Искупил вину всех
людей.
3. Учение о предопределении (фатализм).
4. Зло – ослабленное добро. Все испытания человеку даются во
благо.
5. В своей «Исповеди» дает анализ психологии покаяния.

7.

8.

Отличием философии средневековой Западной Европы
является ее рационалистическая направленность.
Сильное влияние Аристотеля.
СХОЛАСТИКА (от лат. «школа»)
Представители: Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр,
Дунс Скот, Уильям Оккам.
Основные вопросы:
А.Что первично – вера или разум?
Б. Стремление рационально доказать существование Бога.
В. Проблема единичного и всеобщего. Спор об универсалиях между
реалистами и номиналистами. Существуют ли универсальные для
всего человечества идеи?
Продолжение дискуссии, идущей со времен Платона

9. СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ

РЕАЛИСТЫ
НОМИНАЛИСТЫ
БОГ
БОГ
Идеи первичные
(универсальные)
Человек
Человек
Идеи

10.

УМЕРЕННЫЕ РЕАЛИСТЫ
(к ним относился Фома Аквинский)
Идеи первичные (универсальные)
БОГ
Человек
вторичные (человеческие)
ИдеиИдеи
первичные
(универсальные)
Человек
Идеи вторичные
(человеческие)

11.

ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА
Фомы Аквинского
БОГ – это:
1. Первичный Двигатель.
2. Первичная Причина
3. Первичная Необходимость (или Закон)
4. Первичное Совершенство (или Идеал)
5. Первичная Цель
Приоритет теологии перед философией и наукой.
Почему?
Теология опирается на веру, в то время как
философия и наука на разум. Но разум источник
– сомнений и неуверенностей.
Поэтому идеальный вариант – союз веры и разума.
ББ

12.

Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.).
Начало Возрождения в Италии - Итальянский Ренессанс
Основные причины:
1. Италия – центр экономики. Стремительное развитие
капитализма,
2. Италия - наследница Римской цивилизации и античной
культуры,
3. Италия – центр католицизма.
Возрождение античной идеи телесной красоты и формы.
Соединение античного понимания тела с
христианским пониманием души.
Переход от теоцентризма к антропоцентризму
(от греч. «антропос» - человек).

13.

Гуманизм (от лат. «homo») – философское учение, которое
провозгласило достоинства и права человека,
поставило человека в центр мироздания.
Гуманисты: Пико дела Мирандола, Лоренцо Валла,
Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Николай Кузанский,
Микельанджело Буанаротти.
Основные идеи гуманизма:
1. Человек есть Творец.
А) Человек создан по образу и подобию Бога.
Б) Бог - Творец мира.
В) Человек также творец самого себя и мира вокруг себя.
Только от человека зависит, какой будет его жизнь.
Смысл жизни в творчестве. Но если ранее творчество воспринимали
как духовное преображение личности, то теперь акцент на
преображении мира и человека – культурное творчество.
Особенное уважение к людям-творцам.

14.

Пико делла Мирандола (1463 1494)
«Речь о достоинстве человека»
Бог обращается к Адаму:
«Ни даю тебе, о, Адам, ни определенного
места, ни собственного образа, ни особого
долга, чтобы и место, и лицо, и
обязанность ты имел по собственному
желанию согласно твоей воле и твоими
решениями. Образ остальных творений я
определил в пределах своих законов,
которые
я
установил.
Ты
же
беспрепятственно определишь свой образ
по своему решению, во власть которого я
тебя отдаю. Ты можешь выродиться в
животное. Но ты также можешь усилиями
своей воли возвыситься до образа
божественного».

15.

2. Самодостаточность человека. Чувство гордости,
осознание своей силы и таланта.
- Человек более не нуждается в благодати Бога и поддержке свыше.
- Идеал – разносторонне развитая личность homo universals
(«человек универсальный»).
- Акцент делается на «гуманитарном» образовании. Первичность наук
о человеке. Всестороннее изучение человека таким как он есть.
3. Человек – гармоничное единство тела, души и духа.
Культ физической красоты человека и его формы.
Преодоление средневекового дуализма тела и души, характерного
для католической философии.

16.

29.06.2019

17.

29.06.2019

18.

19.

29.06.2019

20.

21.

•Новое восприятие Бога и природы. Пантеизм (растворение Бога в природе). Важный вклад Николая Кузанского:
- идея совпадения в Боге (Едином) всех противоположностей: абсолютного максимума и абсолютного минимума, конечного и б
Новая парадигма: идея бесконечности и несотворимости мира. В сер. 15 в. создается знаменитая Флорентийская Акаде
29.06.2019

22.

23.

4. Новое восприятие Бога и
природы
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 - 1464)
1. Бог – это Единое,
2. В Едином совпадают противоположности:
абсолютный максимум и абсолютный
минимум, конечное и бесконечное,
единое и множественное.
3. Понятие «Единое»
заменяется понятием «бесконечность».
Идея бесконечности и несотворимости мира.
Пантеизм (от лат. «пан» - природа) – растворение Бога в
природе.
1462 - основана Флорентийская Академия. Авторитет
Аристотеля сменяется авторитетом Платона
и неоплатоников.

24.

5. Новая картина мира. Становление классической
науки.
Разрушение аристотелевской картины космоса (физика Аристотеля и
астрономия Птолемея). Революция Коперника-Галилея.
Николай Коперник (1473 - 1543)
Идея гелиоцентризма.
1. Земля не неподвижна, а вращается вокруг
своей оси и вокруг
Солнца.
2. Земля не есть
центр тяготения и
центр мира.
3. Космос конечен.

25.

Джордано Бруно (1548 -1600)
Идея бесконечности мира и
бесконечных миров.
1. Не только Земля не является центром
мироздания, но также и Солнце –
не центр мира.
2. Идея одушевленности мира.
Предположение обитаемости,
населенности бесчисленных миров.
3. Пантеистическое восприятие Бога и природы. Говорил, что Христос
– главный маг. Был обвинен в ереси.
1600 – Дж. Бруно сожжен на костре, на площади Цветов в Риме.

26.

Галилео Галилей (1564 - 1642)
1. Впервые соединил физику как науку о
движении реальных тел с математикой
как наукой об идеальных объектах.
В отличие от Аристотеля был уверен, что
языком науки, на котором можно выразить все
законы природы, является язык математики.
2. Стремился создать новую математическую
базу для физики. Предвосхитил
дифференциальное исчисление Лейбница.
Заявил, что философия может и должна быть
написана языком математики.
3. Заложил основы экспериментально-математического
естествознания. Соединил эксперимент с его рациональным
(теоретическим) обоснованием.
1616 – гелиоцентризм признан ересью.
1633 – Галилей обвинен в ереси. Отречение.
1818 – отменен запрет гелиоцентризма.
1979 -1981 – процесс по реабилитации
Галилея. Признан невиновным.

27.

6. Стремление ограничить роль Церкви.
Начало Реформации (1517) и отделение протестантизма от
католицизма. Бунт против гегемонии Ватикана.
Результаты эпохи Возрождения
(+) Развитие творческого начала в человеке способствует
прогрессу культуры.
(-) Начало формирования культа человеческой личности.
БОГ
человек
ЧЕЛОВЕК
English     Русский Правила