Лекция 21. Третья Пасха. Беседа Иисуса Христа с фарисеями о предании старцев. Путешествие в пределы Тирийские и Сидонские:
2.03M
Категория: РелигияРелигия

ретья Пасха. Беседа Иисуса Христа с фарисеями о предании старцев. Путешествие в пределы Тирийские и Сидонские

1. Лекция 21. Третья Пасха. Беседа Иисуса Христа с фарисеями о предании старцев. Путешествие в пределы Тирийские и Сидонские:

Исцеление
бесноватой дочери сирофиникиянки. Чудеса Христа в
пределах Десятиградия: исцеление глухого
косноязычного и многих других. Возвращение в
Галилею: насыщение четырех тысяч семью хлебами.
Ответы фарисеям и саддукеям на требование
знамения. Предостережения учеников от закваски
фарисейской и саддукейской.

2.

Беседа Иисуса Христа с фарисеями о предании старцев

3.

Обвинение Христа фарисеями в нарушении предания старцев
Мф. 15, 1-20
Мк. 7, 1-23
1. Тогда приходят к
Иисусу Иерусалимские
книжники и фарисеи и
говорят:
2. зачем ученики Твои
преступают предание
старцев? ибо не умывают
рук своих, когда едят
хлеб.
1. Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников,
пришедшие из Иерусалима,
2. и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то
есть неумытыми, руками, укоряли.
3. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят,
не умыв тщательно рук;
4. и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое,
чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек,
котлов и скамей.
5. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики
Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками
едят хлеб?
Лопухин: «Весьма вероятно, что это было через некоторое время после Пасхи, близкой к
событиям насыщения пяти тысяч. Вероятно, эти фарисеи и книжники были отправлены
Иерусалимским Синедрионом».
Зигабен: «Во всех 12 коленах были книжники и фарисеи; но злее других были иерусалимские,
как живущие в столице и потому более надменные. Видя великую веру народа, они
старались уменьшить ее. Так как в Иисусе Христе они ничего не могут порицать, то
обвиняют учеников в нарушении не закона, а человеческого предписания».

4.

Обличение Христом фарисеев в лицемерном
соблюдении заповедей Божиих
Мф. 15, 3-9
Мк. 7, 6-13
3. Он же сказал им в ответ: зачем и вы
6. Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о
преступаете заповедь Божию ради
вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут
предания вашего?
Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
4. Ибо Бог заповедал: почитай отца и
7. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям
мать; и: злословящий отца или мать
человеческим.
Свт.да
Иоанн
Златоуст: «Он не стал ни порицать,
ни защищать
поведения
учеников,
смертью
умрет.
8. Ибо вы, оставив
заповедь
Божию, держитесь
Зигабен:
их фарисеев
лицемерами,
потому
что
по видимому
только
они кружек
соблюдали
но на «Назвал
обвинение
и сам
отвечал
обвинением,
унимая
дерзость
их ии чаш, и
5. А вы
говорите:
если кто
скажет отцу
предания
человеческого,
омовения
закон,
деле
нарушали».
показывая,
чтобы
согрешающий
в великих
делах
не должен
с такою
или матери: дар
Богу то, чем
ты ота на самом
делаете
многое
другое,
сему подобное.
заботливостью подмечать
проступки».
меня пользовался,
9. вИдругих
сказалмаловажные
им: хорошо ли,
что вы отменяете
6. тот может и не почтить отца своего
заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
или мать свою; таким образом вы
10. Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Фарисеи
учили
юношей,
под видом отца
благочестия,
устранили заповедь Божию преданием
свою;
и: злословящий
или матьпрезирать
смертью да
отцов.
Каким
образом?
Если
кто
из
родителей
говорил
сыну:
дай
мне
эту
овцу,
вашим.
умрет.
которуюхорошо
ты имеешь,
или тельца,оили11.
иное
что,
то им отвечали:
то, отцу
чем ты
7. Лицемеры!
пророчествовал
А вы
говорите:
кто скажет
илижелаешь
матери:
от
меня
пользоваться,
я
отдаю
в
дар
Богу,
и
ты
не
можешь
получить
этого.
Отсюда
вас Исаия, говоря:
корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня
происходило
двоякое
зло:
и
Богу
не приносили, и родителей, под предлогом
8. приближаются ко Мне люди сии
пользовался,
приношения
Богу,языком,
лишали дара;12.
и оскорбляли
предлогом
устами своими,
и чтут Меня
тому вы ужеродителей
попускаетепод
ничего
не делать для
обязанности
к
Богу,
и
Бога
под
предлогом
обязанности
к
родителям».
сердце же их далеко отстоит от Меня;
отца своего или матери своей,
9. но тщетно чтут Меня, уча учениям,
13. устраняя слово Божие преданием вашим,
заповедям человеческим.
которое вы установили; и делаете многое сему
подобное.

5.

Учение Христа о духовной чистоте
Мф. 15, 10-20
Мк. 7, 1-23
10. И, призвав народ, сказал им: слушайте и
14. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте
разумейте!
все и разумейте:
Блж. Иеороним: «должны подвергнутьсяМеня
обличению
те, которые думают, что
11. не то,помыслы
что входит
в
уста,
оскверняет
человека,
15.
ничто,
входящее
в человека извне,
(злые) внушаются дьяволом, а не рождаются из собственной
воли.не может
но то, что выходит из уст, оскверняет человека. осквернить его; но что исходит из него, то
Дьявол может быть только споспешником и возбудителем злых помышлений,
12. Тогда
ученики
Его, приступив,
сказали
Ему: оскверняет
человека.
Блж.
Феофилакт:
«Говорит,
что должны
быть искоренены
предания старцев и
а
не
творцом
их».
знаешьзаповеди
ли, что фарисеи,
услышав
слово
сие,
16.
Если
кто
имеет
уши
слышать,
слышит!
иудейские... Так как фарисеи были вне себя и неизлечимы,
то Он да
сказал:
соблазнились?
17.их».
И когда Он от народа вошел в дом, ученики
«оставьте
13. Он же сказал в ответ: всякое растение,
Его спросили Его о притче.
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Он
не
сказал,
что
разборчивость
пище
ничегоине
и
которое не Отец Мой Небесный насадил,
18. Он сказалвим:
неужели
вызначит,
так
что Моисей предписал ее напрасно, или
из снисхождения;
а говорит
в виде что ничто,
искоренится;
непонятливы?
разумеете,
Блж. Иероним: «так как в писаниях церковных
словоНеужели
соблазн не
(scandalum)
увещания
доказательство
из самого
свойства
14. оставьте
их: они и—совета,
слепыезаимствуя
вожди слепых;
а извне входящее
в человека,
невещи».
может
употребляется
оченьих…,
часто,
то
мы вкратце
объясним,
что
оно значит.
Слова
Зигабен:
«Оставите
как
неисцелимых.
Поэтому
и
не
врачует
соблазна
их,
если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. осквернить его?
«σκώλον»,
мы(34
можем
выразить
словами:
Зигабен:
«И в двенадцатой
гл.
ст.) сказал,
чтоих
от
избытка
сердца
говорят
зная,
что
ничто
неscandalum»
принесет
им
пользы.
Называет
слепыми,
потому
поток
15. Петр
же,
отвечая,
сказал
Ему: изъясни
нам
19. Потому
что
не впреткновение,
сердце
его что
входит,
а в чрево,
Блж.
Феофилакт:
«Господь
говорит
относительно
пищи,
что
никакая
пища
не
препятствие,
или:
обрыв,
или:
толчок
ноги
обо
что-нибудь.
Итак,
когда
мы
уста.
Сначала
является
в
сердце
желание,
а
потом
это
желание
мы
страстей
ослепил
их
душевный
глаз,
и
они
не
могут
взирать
на
свет
истины».
притчу сию.
и выходит вон, чем очищается всякая пища.
делает
человека
нечистым,
то
есть не
оскверняет.
Еслито
же
не оскверняет,
говорим:
«Кто
соблазнит
извне
малейших
сих»,
разумеется,
что он
высказываем
устами.
Извне
входящее
потом
апища
изнутри
выходяще
16. Иисус
сказал:
неужели
и вы
ещекого-либо
не
20.
Далеевыходит,
сказал:
исходящее
из
человека
товнутри
тем
ядение
пищи
неумытыми
словом
или более
делом
подал остается
кому-нибудь
повод
круками».
падению».
же потом
и оскверняет».
разумеете?
оскверняет
человека.
17. еще ли не понимаете, что все, входящее в
21. Ибо извнутрь, из сердца человеческого,
уста, проходит
в чрево
и извергается
вон?
исходят
злые помыслы,
прелюбодеяния,
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Ученики
говорили
это
невходящая
столько
потому,
что
заботились
Зигабен:
«не
нечистота
от
неумытых
рук,
во
уста
вместе
с пищею, о
18. афарисеях,
исходящее
из
уст

из
сердца
исходит

любодеяния,
убийства,
сколько
потому,
что
сами
смущались.
Но так кактолько
сказатьгрех,
это от
оскверняет
человека,
так
как
онанесколько
не касается
души,лихоимство,
а оскверняет
сие оскверняет
человека,
22. кражи,
злоба, коварство,
своего
лица
не
смели,душе.
то желали
чрез повествование
о других.
А что они
так
как
он
вредит
Таковоузнать
самое близкое
изъяснение
этого
изречения».
19. ибо из
сердца
исходят
злые помыслы,
непотребство,
завистливое
око, богохульство,
действительно
и сами
соблазнялись,
это видно
из того,
что ревностный
и всегда
убийства,
прелюбодеяния,
любодеяния,
кражи,
гордость,
безумство,

других предупреждающий
и говорит
Иисусу:
скажиисходит
нам притчу
сию
лжесвидетельства,
хуления — Петр подходит 23.
все это зло
извнутрь
и оскверняет
(ст. 15); открывая
душевное
смущение,
но не осмеливаясь явно сказать: я
20. это оскверняет
человека;свое
а есть
неумытыми
человека.
соблазняюсь,
он просит
изъяснения, дабы избавиться от этого смущения, за что и
руками
— не оскверняет
человека.
подвергся укоризне».

6.

Путешествие в пределы Тирийские и Сидонские
Мф. 15, 21
21. И, выйдя оттуда, Иисус
удалился в страны Тирские и
Сидонские.
Мк. 7, 24
24. И, отправившись оттуда, пришел в пределы
Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел,
чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
Свт. Иоанн Златоуст: «Но для чего Христос отправился в эти именно страны? Он,
отменив для иудеев закон о разборчивости в пище, теперь, простираясь далее,
отверзает дверь уже и язычникам».
Зигабен: «Каким образом, заповедав ученикам не ходить на путь к язычникам (Мф.
10, 5), Сам пошел? Пошел, но не с тем, чтобы проповедовать, а чтобы немного
отдохнуть. Поэтому, придя, как говорит Марк (7, 24), Он вошел в дом и не хотел,
чтобы кто узнал: но не мог утаиться».

7.

Исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки
Мф. 15, 22-28;
Мк. 7, 25-30
22.Свт.
И вот,
женщина
Хананеянка,
выйдя из
тех
25. Ибоиуслышала
о Нем женщина,
у которой
Иоанн
Златоуст:
«Но ты, вместе
с верою,
познай
смиренномудрие
ее. Господь
назвал
мест,
кричала
Ему:
помилуй
меня,
Господи,
дочь
одержима
была
нечистым
духом,
и,
иудеев чадами; а она не удовольствовалась этим, но назвала их и господами. Так далека
сын Давидов,
моя жестоко
беснуется. славе
придя,
припала
ногам Его; духа! Христос
она быладочь
от того,
чтобы завидовать
других!
Какая ктвердость
23. говорит:
Но Он не отвечал
ей ни -слова.
И ученики
26.Господи!
а женщина
была язычница,чадами,
родом а
несть«Потому
добро,
она ответствует:
ей,
Он та
называет
Блж. Иероним:
научилась называть
[Его] сыном
Давида, иудеев
что уже вышла-из
Его,
приступив,
просили
Его: отпусти
ее, - а она приписывает
сирофиникиянка;
иипросила
Его,
чтобы изгнал
она
господами.
Они««Да
называет
еетебе
псом,
себе
действие
свойственное
пределов
своих,
черезбудет
перемену
места
и верований
оставила
заблуждение
тирян
и
Блж.
Феофилакт:
по
желанию
твоему»
эти
слова
показывают,
что
потому что кричит за нами.
беса
из
ее
дочери.
Видишь
ли еебы
смирение?»
сидонян».
если
бы онавне
имела
веры, псу.
то
не
достигла
просимого.
Так ей:
и нам,
если
пожелаем,
24.
Он
же
сказал
ответ:
Я
послан
только
к
27.
Но
Иисус
сказал
дай
прежде
насытиться
Зигабен:
«жена
же
бе
Еллинска,
Сирофиникисса
родом,
т.е.
еллинская

по
религии,
сирская
ничто
не препятствует
достичь того, чего
мы ибо
желаем,
если только
имеем
веру.
погибшим
овцам
дома
Израилева.
детям,
нехорошо
взять
хлеб
у
детей
и
–Обрати
по языку,
финикийская
– по происхождению
или
по
народности.
Хананеи назывались
внимание,
что
хотя
и
святые
просят
за
нас,
как
за
эту
хананеянку
апостолы,
25.Блж.
АФиникиянами
она,
подойдя,
кланялась
Ему
и говорила:
бросить
псам.
от
главнаго
города
Финикия.
Слыша
уже
давно
молву
о Нем,
теперьчто
Иероним:
«Я
послан
только
к погибшим
овцам
дома
Израилева
-себя
Это
не ипотому,
однако
мы
достигаем
желаемого
более
тогда,
когда
сами
за
просим».
Господи!
помоги
мне.
28.она
Она
же первоначально
сказала Ему
в ответ:
так,к Господи;
услышав,
что
Онотвечает
пришел
туда,
последовала
за Ним».
Он
не
послан
также
и«Некоторые,
к язычникам;
но потому,
что
Он
послан
Израилю,
Блж.
Феофилакт:
«Господь
же
не
ей,
не
потому,
что
презирал
ее,
а
потому,
что
Свт.
Иоанн
Златоуст:
толкуя
эти
слова
иносказательно,
говорят,
что
по
26. Он
же
сказал
в
ответ:
нехорошо
взять
хлеб
но
и
псы
под
столом
едят
крохи
у
детей.
чтобы,
когда
они
[сыны
Израиля]
не
примут
Евангелия,
обращение
к
язычникам
было
пришел,
главным
образом,
иудеев
и для того,
чтобыей:
не
дать
места
ихвышедшая
клеветам,
отшествии
Христа
из Иудеидля
к Нему
дерзнула
приступить
Церковь,
также
за
у детей
и бросить
псам.
29.
И сказал
за
это слово,
пойди;
бес вышел
справедливым
делом».
чтобы
впоследствии
онино
неделе,
сказать,
что
Он
благодетельствовал
язычникам;
пределы
свои...
В самом
название
хананеянки,
тот
27. Она
сказала:
так, Господи!
имогли
псыслыша
едят
из
твоей
дочери. представь себе
вместе
с тем
и для
того,
чтобы
твердую
верудом,
этой
женщины».
беззаконный
народ,
который
извратил
в показать
самых
основаниях
законы
природы;
а представив
крохи,
которые
падают
со
стола
господ
их.
30.
И,
придя
в
свой
она
нашла,
что
бес
Блж.
Иероним:
«В
лице женщины
хананеянки
представляется
удивительная
вера,
это,
уразумей
силу
пришествия
Христова.
Те,
которые
были
изгнаны
для
того,
чтобы
не
28. Тогда
Иисус
сказал
ей
в
ответ:
о,
женщина!
вышел
и
дочь
лежит
на
постели.
терпение ииудеев,
смирение
Церкви:
вера,иудеев
- с которой
она убеждена
возможности
развратили
теперь
больше
оказывают
усердия.вОни
выходят изисцеления
пределов
велика
вера
твоя;
да
будет
тебе
по
желанию
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«чем
более
усиливает
она
свою
просьбу,
тем
ив Он
решительнее
дочери
своей;
терпение,
с
которым
она
непрерывно
пребывает
молитвах,
хотя
страны
своей
и самидочь
идут
ко
Христу,
а иудеи и пришедшего к Ним Христа гонят от
себя».
твоему.
И
исцелилась
ее
в
тот
час.
отказывает.
Он уже не овцами
называет
иудеев,она
но чадами,
а ее себя
псом.даже
Как же
столько раз отвергнута;
смирение,
- в котором
сравнивает
не споступает
псами, а с
жена?
Она вАсамых
Его называются
словах находит
себевследствие
защиту. Если
я пес,
говорит она, то
значит не
щенками.
язычники
псами
своего
идолослужения;
увлекаемые
чужая.
Жена любомудрствует,
показывает
великоев терпение
и веру,
не смотря
на свое
кровопийством
и трупами
умерших,
ониимеющая
впадают
бешенство.
Заметь
при этом,
что
Зигабен:
«Сирофиникиянка
душа
каждого,
как
бы дочь – ум,
одержимый
любовью
уничижение;
а
иудеи,
получая
исцеления
и
почести,
воздают
противным».
о которой
идеткак
речь,
называет
сначала
Сыном Давида,
кхананеянка,
материальному
и потому
бынастойчиво
пораженный
падучею Его
болезнью
и беснующийся».
потом Господом, и, наконец, кланяется Ему, как Богу».

8.

Возвращение Иисуса в Галилею через Десятиградие
Мф. 15, 29-31
Мк. 7, 31 - 8, 9
29. Перейдя оттуда, пришел Иисус 31. Выйдя из пределов Тирских и Сидонских,
к морю Галилейскому и, взойдя на Иисус опять пошел к морю Галилейскому
гору, сел там.
через пределы Десятиградия.
Свт. Иоанн Златоуст: «Господь не медлит в языческих местах, но скоро удаляется от
них, дабы, как я сказал, не подать иудеям повода говорить о Себе, что Он поступает
противозаконно, смешиваясь с язычниками».

9.

Исцеление глухого косноязычного и многих других
Мф. 15, 29-31
Мк. 7, 31 - 8, 9
29. Перейдя оттуда, пришел
31. Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус
Иисус к морю Галилейскому и, опять пошел к морю Галилейскому через пределы
взойдя на гору, сел там.
Десятиградия.
30. И приступило к Нему
32. Привели к Нему глухого косноязычного и просили
множество народа, имея с
Его возложить на него руку.
собою хромых, слепых,
33. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил
немых, увечных и иных
персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
многих, и повергли их к ногам 34. и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему:
Иисусовым; и Он исцелил их; «еффафа», то есть: отверзись.
31. так что народ дивился,
35. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы
видя немых говорящими,
его языка, и стал говорить чисто.
увечных здоровыми, хромых 36. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он
ходящими и слепых
ни запрещал им, они еще более разглашали.
Еп. Михаил
(Лузин): «Иисус
в сторону,
желая иотклонить
видящими;
и прославлял
Бога отвел
37. И больного
чрезвычайно
дивились,
говорили:праздное
все хорошо
любопытство полуязыческой толпы,
язычников
и евреев; вложил
в уши
Израилева.
делает,состоявшей
— и глухихиз
делает
слышащими,
и немых

больного пальцы Свои и коснулся языка его — для того, чтобы этими действиями
говорящими.
возбудить у больного веру в возможность исцеления (больной был глух, и потому на
Блж. Феофилакт: «жители Галилеи были более расположены к вере, чем те (иудеи). Вот их
него нельзя было подействовать словами); воззрел на небо и вздохнул, то есть
вера: они подымаются на гору, хотя были хромые и слепые, и не устают, но бросаются к
внешними действиями проявил молитвенное обращение Свое к Богу — для того, чтобы
ногам Иисуса, считая Его выше человека, почему и достигают исцеления».
окружавшие Его не могли подумать, что Он совершает исцеление нечистой силой, как о
том всюду распускали слухи фарисеи».

10.

Насыщение четырех тысяч семью хлебами
Мф. 15, 32-38
Мк. 8, 1-9
32. Иисус же, призвав учеников Своих,
1. В те дни, когда собралось весьма много народа и
сказал им: жаль Мне народа, что уже
нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих,
три дня находятся при Мне, и нечего им сказал им:
есть; отпустить же их неевшими не хочу, 2. жаль Мне народа, что уже три дня находятся при
чтобы не ослабели в дороге.
Мне, и нечего им есть.
33. И говорят Ему ученики Его: откуда
3. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в
нам взять в пустыне столько хлебов,
дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.
Блж. Иероним:
«Оннарода?
проявляет жалость
в отношении
к толпе,
что
чтобы накормить
столько
4. Ученики
Его отвечали
Ему: потому
откуда мог
быона
кто взять
числом
днейу обнаружила
верувво
Отца, хлебов,
Сына и Святого
Духа». их?
34. Говорит им
Иисус:трех
сколько
вас
здесь
пустыне
чтобы накормить
хлебов? Они же сказали: семь, и
5. И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали:
немного рыбок.
семь.
Прп. Максим Исповедник: «Три дня, согласно одному способу рассмотрения их, суть
35. Тогда велел народу возлечь на
6. Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь
три силы души, благодаря которым они пребывают с божественным Словом
землю.
и пребывавшем
воздав благодарение,
преломил
и дал
Ориген:
«(Господь)
милосердствует
охлебов
народе,
Него
уже
три
дня-и
добродетели
и ведения;
одной [силой]
они взыскуют,
другойоколо
- жаждут,
а третьей
36. И, не
взяв
семь
хлебов
и
рыбы,
воздал
ученикам
Своим,
чтобы
они
раздали;
и
они
раздали
имевшем
Тамвоспринимают
ученики просятнетленную
о пяти тысячах;
здесь же Сам
говорит о
борясь [запищи.
истину],
пищу, питающую
умОн
ведением
благодарение,
преломил
и
дал
народу.
четырех
тысячах.
ТеСогласно
вечером другому
насыщаются,
проведя
с Ним день;три
об этих
же говорится,
тварных
[вещей].
способу
[рассмотрения],
дня обозначают
ученикам
Своим,
а ученики
народу.
7.получают
Было у ниххлебы,
и немного
рыбок:
благословив,
Он
что
они
с Ним
пробыли
три
дня,
и они
чтобы
не ослабеть
на
пути.
три
наиболее
общих
закона,
я имею
вчто
видучетыре
- писанный,
естественный
и духовный,
или
Блж.
Феофилакт:
«Ты
же
знай
и
то,
тысячи,
то
есть
имеющие
вполне
37. ИТам
елиговорят
все и насытились;
и
набрали
велел
раздать
и
их.
ученики
о пятисемью
хлебах
и двух
рыбах,
которые
имелись
у них, хотя Господь
закон
благодати».
четыре
добродетели,
хлебами,
тои есть
духовными
и совершенными
оставшихся
кусков
семь
корзин
полных,
8.
И
ели,
насытились;
и
набрали
об этом не спрашивал;
здесь
же отвечают
на вопрос,
что у нихдаров.
былооставшихся
семь
хлебовкусков
и
изречениями,
питаются,
ибо
число
семь
символ
семи
духовных
Они
лежат
на
38. а евших
было
четыре
тысячи
семь
корзин.
немного
рыбок.ниже
Там Он
повелевает
народу
возлечь
наСемь
траве,
здесьосталось
же не велит,
ав
земле,
полагая
себя
все земное9.
иЕвших
презирая
его...
корзин
здесь
человек,
кроме
женщин
и
детей.
же
было
около
четырех
тысяч.
И
отпустил
возвещает
о том,
чтобы возлечь
на
земле.
Эти
на горе
насыщаются,
ато,
течто
в
остатке,
ибо народу
духовное
и совершенное
было
то,
чего
не
могли
съесть.
Осталось
их.
пустынном
месте.
Эти три
дня пребывали
с Иисусом,
а те
один день,
в который
поместилось
в семи
корзинах,
то есть то,
что один
Святой
Дух знает».
вечером насытились».

11.

Прибытие Иисуса в пределы Магдалинские
Мф. 15, 39
39. И, отпустив народ, Он вошел в
лодку и прибыл в пределы
Магдалинские.
Мк. 8, 10
10. И тотчас войдя в лодку с
учениками Своими, прибыл в пределы
Далмануфские.
Далмануфа — небольшая деревня
близ города Магдалы,
расположенного на западном
берегу Галилейского моря, поэтому
пределы Магдалинские можно
назвать также и пределами
Далмануфскими

12.

Встреча Христа с фарисеями и саддукеями
Мф. 16, 1-4
Мк. 8, 11-12
1. И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили
показать им знамение с неба.
2. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро,
потому что небо красно;
3. и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово.
Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений
времен не можете.
4. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение
не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их,
отошел.
11. Вышли фарисеи, начали с
Ним спорить и требовали от
Него знамения с неба,
искушая Его.
12. И Он, глубоко вздохнув,
сказал: для чего род сей
требует знамения? Истинно
говорю вам, не дастся роду
сему знамение.
Свт. Иоанн
Златоуст: «воздохнув
духом
Своим,
глагола»
такой
вопрос
должен
был
Зигабен:
«Лицемерами
назвал их не
только
потому,
что- они
одно
говорили,
а другое
возбудить
гнев
негодование,
однако человеколюбивый
и милосердый
Господь
не
Гладков:
«седьмины
Данииловы
окончились;
отошел
от
Иуды;
но ии«Род
потому,
что считали
себя
мудрыми,
будучи
неразумными».
Блж.думали,
Феофилакт:
лукавый
потому,
чтоскипетр
они искушают
Его,
апотомства
прелюбодейный
гневается,
но
сожалеет
и болезнует
ои них,
как о неисцельно
больных,
которые
после
евреи
подчинены
языческому
царю
и ждут
обещанного
пришел
Иоанн
в
потому,
что
отступают
от
Бога
прилепляются
к Избавителя;
дьяволу.
Хотя
они просят
стольких
доказательств
могущества
все ещеявился
искушали
Они
спрашивали
Его
духе и
приготовить
путь Господу;
и Своими
делами
знамения
с силе
неба,Илии
но Он
не Его
дает
им, кроме
знамения
Ионы,Иисус
тоЕго.
есть
что,
пробыв три
не
для
чтобы
уверовать,
но чтобы
уловить».
осуществил все,
что
возвещали
пророки
Мессии.
Вот
знамения, по которым
дня
вотого,
чреве
великого
кита о- смерти,
воскреснет».
знакомые с Писанием должны были узнать, что наступившее время есть
Блж. Феофилакт: «Они просят знамения с неба, например, чтобы остановилось
действительно время пришествия Мессии! Но фарисеи и саддукеи настолько
солнце или луна. Ибо они думали, что знамения на земле совершаются дьявольскою
ослеплены были своими превратными понятиями о Мессии, что потеряли
силою и Веельзевулом».
способность различать эти знамения времен».

13.

Неожиданное удаление Иисуса с апостолами в лодке
на другую сторону озера
Мф. 16, 5
Мк. 8, 13
5. Переправившись на другую сторону, 13. И, оставив их, опять вошел в лодку
ученики Его забыли взять хлебов.
и отправился на ту сторону.

14.

Предостережения учеников от закваски фарисейской и
саддукейской
Мф. 16, 5-12
Мк. 8, 13-21
5. Переправившись на другую сторону,
13. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился
ученики Его забыли взять хлебов.
на ту сторону.
6. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь
14. При сем ученики Его забыли взять хлебов и
закваски фарисейской и саддукейской.
кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
Феофилакт:
«Как
закваска бывает
кисла
и стара, так
и учениесмотрите,
фарисеев и
7. Они жеБлж.
помышляли
в себе
и говорили:
15. А
Он заповедал
им, говоря:
саддукеев,
окисшее
вводившее древние
предания
старцев,
уязвляло души.
И как
это значит,
что хлебов
мы неивзяли.
берегитесь
закваски
фарисейской
и закваски
закваска
есть сказал
смесь воды
и муки, так Иродовой.
и учение фарисеев есть смесь слова и жизни
8. Уразумев
то, Иисус
им: что
испорченной.
Не сказал же
остерегайтесь
- с цельюэто
помышляете
в себе, маловерные,
чтоим ясно: 16.
И, рассуждая учения
между фарисеев
собою, говорили:
напомнить им значит,
чудеса над
хлебами».
хлебов не взяли?
что хлебов
нет у нас.
9. Еще ли не понимаете и не помните о
17. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о
пяти хлебах на пять тысяч человек, и
том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и
Зигабен:
«Христос
называл закваскою учение
вышеупомянутых
людей, иузаповедовал
сколько
коробов
вы набрали?
не разумеете?
Еще ли окаменено
вас сердце?
его; но
ученики,тысячи,
разумея
закваскою
хлеб
и думая,
чтоне
Христос
10. ни оберечься
семи хлебах
на четыре
и под 18.
Имея очи,
неиудеев
видите?
имея уши,
слышите? и
заповедал
его, помышляли в себе,
смущались, так как есть иудейский хлеб
сколько
корзинберечься
вы набрали?
не т.е.
помните?
было что
запрещено,
как
они думали,
а другого
не принесли,
– идля
какпяти
бы так
11. каким
несейчас
разумеете,
не о хлебе
сказал
19. Когда
Я пятьони
хлебов
преломил
тысяч
говорили
в раскаянии:
взяли мы хлебов
у гостеприимных
верующих,
чтобы
питаться
Я вам:
берегитесь
закваскине
фарисейской
и
человек,
сколько полных
коробов
набрали
вы
ими, если придется замедлить. Но что
же Христос,
их помышления? По
саддукейской?
кусков?
Говорятзнавший
Ему: двенадцать.
справедливости
их по двум
за то,семь
чтодля
думали,
будто
Он сколько
заповедовал
12. Тогда
они поняли,порицал
что Он говорил
им причинам:
20. А когда
четырех
тысяч,
корзин
им
в пище,
между тем
как выше
отверг такую
иудейскую
беречься
неразборчивость
закваски хлебной,
но учения
набрали
вы Он
оставшихся
кусков.же
Сказали:
семь.
разборчивость,
когда учил, что не входящее
в уста
(15, 11), и за то,
фарисейского
и саддукейского.
21. И
сказалоскверняет
им: как же человека
не разумеете?
что заботились о пище, имея с собою Подателя всякой пищи».

15.

Исцеление слепого в Вифсаиде
Мк. 8, 22-26
22. Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы
прикоснулся к нему.
23. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза,
возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24. Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он
исцелел и стал видеть все ясно.
26. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в
селении.
Свт. Иоанн Златоуст: «Вера приведших не была чиста, почему Господь и выводит
слепого из селения, и потом уже исцеляет его. Но и сам слепой не имел совершенной
веры. Поэтому Господь не вдруг дает ему прозреть, а постепенно, как человеку,
имеющему веру не всецелую, ибо по мере веры даются и исцеления. Заповедует ему
не входить в селение, потому что жители Вифсаиды были неверные, и человек тот
среди них повредил бы своей душе; не велит даже никому и говорить о случившемся
с ним, чтоб неверующие не подверглись большему осуждению».

16.

Домашнее задание
Прочитать следующие отрывки:
• Исповедание Петра в Кесарии Филипповой; предсказание
Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении; (Мф.
16, 13-28; Мк. 8, 27 – 9, 1; Лк. 9, 18-27).
English     Русский Правила