2.08M
Категория: КультурологияКультурология

Психология моды

1.

2.

Цель:
изучить психологию моды
Задачи:
выяснить понятие термина «мода»;
выявить социально – психологические функции моды;
раскрыть основные факторы массовой моды.

3.

Психология моды
Мода - это существующее
на данный момент,
общепризнанное отношение
к внешним проявлениям
общественной культуры.
Мода эволюционирует
вместе с человеком и
отвечает его
представлениям о внешнем
и внутреннем мире.

4.

Что же такое мода?
В широком смысле «мода
— это совокупность
привычек,
вкусов, предпочтений у
данной среды в данное
время». Но чаще всего,
говоря о моде,
подразумевают именно
одежду.

5.

С тех пор, как человек
стал использовать
одежду
как средство защиты
от внешних
воздействий
окружающей среды,
прошло довольно много
времени.
Мода в ее современном
понимании появилась
сравнительно недавно,
пару столетий назад.

6.

Мода, как стремление к элите
Данную теорию выдвинул Георг
Зиммель и с ней сложно не
согласиться.
Согласно его точки зрения,
посредством моды, люди стремятся
приблизиться к элите общества,
стать похожими на нее. В
первобытном обществе
моды не существовало, ровно так же,
как и не существовало
разделения людей на сословия - все
были равны.

7.

О моде стоит говорить с
момента Нового времени
между людьми начали стираться:
правовые запреты были
отменены,
и каждый мог одевать то, что
ему хотелось. Естественно,
человек
стремился быть похожим на
успешных богачей.
Поэтому, чтобы отстаивать свое
положение и не давать
приблизиться к нему, элита была
обязана придумывать новые
тренды (что и обуславливает
переменчивость моды).

8.

Социально-психологические функции моды
Массовизация человеческой
психики
Повышение престижа
Регуляция эмоциональных
состояний
Приобщение к новому
Самоутверждение личности

9.

Массовизация человеческой психики
В основе массовой моды, безусловно, лежит
психологический механизм подражания и
психологического заражения.
Мода, становится массовой
когда она захватывает и охватывает всех или
значительную часть людей, формируя особые
общности.
Впрочем, как раз вскоре после этого она
исчезает или меняется — модным быстро
становится нечто совсем иное, уже опять не
массовое, а уникальное. То же, что еще недавно
было модным, становится рутинным,
обыденным, привычным и повседневным.

10.

Повышение престижа
Приобщаясь, хотя бы
внешне, к наиболее богатой
и обладающей модными
вещами публике, человек
резко повышает свой
престиж как внешне, так и
внутренне. Не случайно до
сих пор верна и популярна
известная народная
пословица: «Встречают по
одежке, а провожают по
уму».

11.

Регуляция эмоциональных состояний
Известно, что
обладающий модной
одеждой, предметом,
идеей и т. д. человек
чувствует себя
значительно лучше,
чем не обладающий
такими вещами.
Особенное значение
фактор модности в
виде модной одежды
имеет для женщин.

12.

Приобщение к новому
Следя за модой,
стремясь к модному в
одежде, в идеях, в образе
жизни, человек
неизбежно развивается,
обогащаясь новыми
знаниями, чувствами и
представлениями. Он
подражает новому,
легко перенимает его и
тем самым делает как
бы «своим», формируя
собственный вкус и
предпочтения.

13.

Самоутверждение личности
Следуя моде, человек
утверждает себя в своих
собственных глазах. Понятно,
что самоутверждение может
касаться различных сфер.
Какой бы ни была сфера моды,
за ней стоит одно и то же —
стремление к выделению и
утверждению себя.
Самоутверждение отдельной
личности, становясь
массовым, как бы захватывая
большинство, всегда
нивелирует эту отдельную
личность согласно действию
законов психологии масс.

14.

Одна из основ массовой моды
— это подражание
Примеров такого рода в
истории множество. Из
последнего времени приведем
хотя бы только два примера
новой мужской моды на
головные уборы: на кепки«лужковки» (введенные мэром
Москвы Ю. Лужковым) и
фуражки- «жириновки»
(введенные не менее
популярным лидером
Либерально-демократической
партии России В.
Жириновским).

15.

Другая основа —
определенная утилитарность
Джинсы стали модными во
всем мире прежде всего по
причине своей очевидной
удобности и практичности.
Став предметом
подростковой моды, джинсы
оторвались от ковбоев и
создали особую массу
«джинсоносцев»тинейджеров. Со своей
особой философией (тут и
хиппи, и панки, и многие
другие), мировосприятием,
со своими сложными
взаимоотношениями и своей
особой эмоциональной
общностью.

16.

Мода — это особое явление в психологии
масс, основанное на представлениях о
«модности» и «немодности». В развитии
моды наиболее ярко проявляется парный,
двойственный,
но взаимосвязанный психологический
механизм заражения-подражания.
Одновременно мода проявляется как в
виде стандартизированного стихийного
массового поведения, так и
в иных, нестандартных и не стихийных
формах. С социально-психологической
точки зрения, мода — это стремление к
внешнему разнообразию, парадоксально
оборачивающееся
своей противоположностью, внешним и
особенно внутренним психологическим
единообразием

17.

Момент наивысшей популярности
моды
обычно становится началом
ее конца. Как только все
постарались,
например, одеться
одинаковым образом, мода
начинает терять свою
привлекательность для тех,
кто ее открыл. Они
начинают искать новое,
доселе еще не ношенное,
невиданное, и все начинается
сначала.

18.

Выводы:
К факторам модности относятся:
престиж, утилитарность, эстетичность и
т. д.
Психологически массовая мода — это
подражание тем,
кого люди считают представителями
референтной для себя группы,
подкрепляемое другими названными
факторами.
Подражание стимулируется
целенаправленным заражением,
используемым рекламой и массовой
коммуникацией в целом.

19.

Выводы:
Массовая мода выполняет пять основных
социально-психологических функций:
Мода «массовизирует» человеческую психику,
заставляя индивида быть таким же, как
масса ему подобных.
Следование
моде
повышает
престиж
человека.
Оно же регулирует его эмоциональные
состояния.
Мода приобщает людей к новому,
выполняя инновационную функцию.
Наконец,
следование
моде
часто
способствует самоутверждению личности.

20.

Процесс распространения массовой моды
включает восемь компонентов:
к ним относятся автор (создатель) чего-то модного,
формирующий новый продукт;
соавтор моды (первый сторонник идей автора);
демонстраторы и первичные распространители;
структуры локального распространения моды;
поклонники модного;
средства массового тиражирования;
реклама и массовая система продаж;
массовая система продаж
English     Русский Правила