Похожие презентации:
Западники и словянофилы о культуре
1.
И в Европе народ на народ не похож;так с каким же
Сходны хотите вы быть? –
Где народ европейцев? –
Есть немец, есть англичанин, француз;
Между ними пусть будет и русский!
М.А.Дмитриев
1846 год
«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к
Востоку, - мы - народ исключительный».
(П.Я. Чаадаев)
2.
В начале 30-х гг. XIX в.появилось на свет
идеологическое обоснование
реакционной политики
самодержавия — теория
“официальной народности”.
Автором этой теории
выступил министр народного
просвещения граф С. Уваров. В
1832 г. в докладе царю он
выдвинул формулу основ русской
жизни:
“Самодержавие,
Православие,
Народность”
3. К истории вопроса
Становлениесамобытной русской
философии начиналось с
постановки и осмысления
вопроса об исторической
судьбе России. В
напряженном споре конца
30-х — 40-x гг. ХIX в. о
месте России в мировой
истории оформились
славянофильство и
западничество как
противоположные
течения русской
социально-философской
мысли.
4.
Причины спораГлавная проблема, вокруг которой
завязалась дискуссия, может быть
сформулирована следующим образом:
является ли исторический путь России
таким же, как и путь Западной Европы
и особенность России заключается лишь
в ее отсталости, или же у нашей страны
особый путь и ее культура
принадлежит к другому типу? В поисках
ответа на этот вопрос сложились
альтернативные концепции русской
истории.
5.
––одно из направлений
русской общественной
мысли, представители
которого признавали
необходимость развития
России по западноевропейскому пути.
6.
Западники, представители одного изнаправлений русской общественной
мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшие за
ликвидацию крепостничества и
признававшие необходимость развития
России по западно-европейскому пути.
Большинство Западников по
происхождению и положению
принадлежали к дворянам-помещикам,
были среди них разночинцы и выходцы из
среды богатого купечества, ставшие
впоследствии преимущественно учёными
и литераторами
7.
Деятели западникиП.Я. Чаадаев
И.С.Тургенев
Т. Н. Грановский
Добролюбов Н.А.
Герцен А.И.
Белинский В.Г.
8.
« Западный человек почтивсегда доволен своим
состоянием; он готов, с
гордостью ударяя себя по сердцу,
говорить себе и другим, что
совесть его спокойна, что он
совершенно чист перед Богом и
людьми, что он
одного только просит у Бога,
чтобы другие люди были на него
похожи»
Александр Иванович Герцен,
публицист
9.
—националистическое
направление
общественной и
философской мысли,
представители которого
выступали за единение
славянских народов под
руководством России и под
знаменем православия.
10.
«Западом и наказывал инакажет нас Господь, а нам в
толк не берется. Завязли в
грязи западной по уши, и все
хорошо. Есть очи, но не видим;
есть уши, но не слышим и
сердцем не разумеем. Господи,
помилуй нас... Вдохнув в себя
этот адский угар, мы
кружимся, как помешанные,
сами себя не помня...»
Епископ Феофан Вышенский,
затворник
11.
12.
Деятели славянофилыФ.И. Тютчев
А.С. Хомяков
Основоположник
и идеолог
Н.М. Языков
В.И. Даль
К.С.Аксаков
И.В. Киреевский
13.
Органы печати, в которыхпредставители западничества издавали
свои статьи
Журналы:
«Отечественные
записки»
«Современник»
«Русский
вестник»
«Атеней»
Газеты:
«Московские
ведомости»
«СанктПетербургские
ведомости»
14.
15.
Средства распространения идейславянофилов
Литературные
сборники:
«Сборник
исторических и
статистических
сведений о России
и народах ей
единоверных и
единоплеменных»
«Русская беседа»
«Московские
сборники»
«Москвитянине»
Журналы:
«Сельское благоустройство»
Газеты:
«Молва»
«Парус»
«День»
«Москва»
«Москвич»
«Русь»
16.
Сохранениепамятников
культуры:
Собрание народных
песен
(П. В. Киреевский)
Словарь живого
великорусского
языка
(В. И. Даль)
17.
И западники, иславянофилы были
горячими
патриотами, твердо
верили в великое
будущее своей
России, резко
критиковали
николаевскую Россию.
18.
Особенно резко славянофилы и западникивыступали против крепостного права. Причем западники —
Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право —
лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал
всю русскую жизнь.
19. Теория «Русских европейцев»
критика самодержавно-крепостнической действительности;развитие капиталистического строя в России;
критика крепостного права (проекты его отмены);
введение системы наёмного труда;
критика феодально-абсолютистского строя царской России;
демонстрация западноевропейской общественно-политической
жизни;
популяризации буржуазной демократии;
установления буржуазно-парламентарного строя в России
(воздействуя общественным мнением на царское
правительство, распространяя свои взгляды через
просвещение и науку)
высокая оценка деятельности Петра I и его усилий по
европеизации России;
критика либерально-консервативных позиций славянофилов;
объективное выражение интересов либеральных помещиков и
буржуазии
20. Основные положения теории славянофилов
создание мощного общественного иинтеллектуального движения;
обращение к историческим основам, традициям и
идеалам;
пробуждение национального сознания;
собирание и сохранение памятников русской культуры
и языка;
научное изучение русского крестьянства, его духовных
основ;
развитие общеславянских связей;
славянское единство;
создание славянских комитетов в России;
неприятие единства России с западным миром;
отрицание существовавшей
государственной системы
21.
ЗападникиСчитали, что у России
Западный путь развития
Сторонники теории прогресса,
рынка, правового государства и
свободы личности
Считали, что Россия входит в
единую мировую цивилизацию
Культ Петра 1
Идеал – превращение России в
конституционную монархию
путем реформ «сверху»
Лидеры: Чаадаев, Герцен,
Соловьев, Грановский, Боткин,
Анненков, Тургенев и Кавелин.
Славянофилы
У России особый самобытный путь
развития
Главная задача возвращение к
допетровским идеалам Руси, к
внутреннему самосовершенствованию
человека; путь к Богу, единство царя
и народа
Идеал – сословно-представительная
монархия с Земскими Соборами
Негативное отношение к реформам
Петра 1
Лидеры: братья Аксаковы, братья
Киреевские, Хомяков, Самарин
(историк и правовед)
22.
• Любовь к свободе и к России,• Гуманизм, стремление к
духовному богатству и
нравственному росту
• Ориентация личности на
высокие моральные ценности и
нормы ( на основе свободного
волеизъявления, без какого-либо
внешнего принуждения)
• Стремление изменить страну (
путем смены государственного
строя)
• Отмена крепостного права
23.
Оба направления способствовалираспространению идей просвещения
гражданского общества, правового государства,
необходимости отмены крепостного права и
социальных реформ 30-40-х годов 19 века и
оказали большое влияние на развитие русской
культуры и общественного движения
Либеральные идеи западников
и славянофилов пустили
глубокие корни в русском
обществе и оказали
серьезное влияние на
следующие поколения людей,
искавших для России пути в
будущее.