Похожие презентации:
Славянофилы и западники
1.
Славянофилы изападники
Выполнил: Рыков Александр
из группы МО201_11
2.
В 40-50 х гг. XIX в. в русском обществе ифилософской мысли появились два направления
– славянофилы, которые стали говорить об
"особом пути России" и "западники", которые
настаивали на необходимости для России идти
по пути западной цивилизации, особенно в
области общественного устройства, гражданской
жизни, культуры.
3.
СлавянофилыУ истоков славянофильства стоял архимандрит
Гавриил (Василий Воскресенский). Вышедшая в
1840 г. в Казани его "Русская философия" стала
своего рода барометром зарождающегося
славянофильства.
4.
Славянофилы выступали с обоснованием самобытного путиисторического развития России. Самобытность России, по
мнению славянофилов, в отсутствии в ее истории классовой
борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в
православии как единственно истинном христианстве.
5.
КириевскийСамарин
Аксаков
Хомяков
Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и
ученые Хомяков, Кириевский, Аксаков, Самарин. Средоточием славянофилов в
1840-х гг. была Москва, литературные салоны Елагиных, Свербеевых, Павловых, где
славянофилы общались и вели споры с западниками.
6.
Выступали против усвоения Россией форм западноевропейскойполитической жизни. Они считали необходимым развитие торговли и
промышленности, акционерного и банковского дела, строительства
железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. Славянофилы
выступали за отмену крепостного права "сверху" с предоставлением
крестьянским общинам земельных наделов.
7.
Философские воззрения славянофилов представляли собойсвоеобразное религиозно-философское учение. Начало
"соборности", характеризующее жизнь восточной церкви,
усматривалось славянофилами в русском обществе.
8.
Идеализируя патриархальность и принципытрадиционализма, славянофилы понимали народ в духе
консервативного романтизма. Славянофилы призывали
интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его
жизни и быта, культуры и языка.
9.
ЗападникиНаправление русской антифеодальной общественной мысли 40-х
годов XIX века. Первоначальной организационной базой западников
являлись Московские литературные салоны. Идейные споры в
московских салонах изображены Герценом в "Былом и думах".
10.
В московский кружок западниковвходили:
Герцен;
Грановский;
Огарев;
Боткин;
Кетчер;
Корш;
Кавелин и др.
11.
К общим чертам идеологии западников относятся неприятиефеодально-крепостнических порядков в экономике, политике и
культуре; требование социально-экономических реформ по
западному образцу. Считали возможным установить буржуазнодемократический строй мирным путем; они высоко оценивали
преобразования Петра I.
12.
Западники выступали за преодолениесоциальной и экономической отсталости России
не на базе развития самобытных элементов
культуры, а за счет опыта ушедшей вперед
Европы.
13.
НазваниеЛиберальное крыло
Демократическое крыло
Представители
Анненков,
Грановский,
Кавелин и др.
Герцен,
Огарев,
Белинский
Отношения к религии и вопроса о методах реформ и
пореформенного развития России.
Суть разногласий
• Бессмертность души
• Мирное решение
конфликта
• Выступали с позиций
атеизма и
материализма
• Идеи революционной
борьбы и построения
социализма
14.
В пореформенное время, в условияхкапиталистического развития западничество как
особое направление в общественной мысли
перестало существовать.