Догмат Воплощения
Формулировка догмата
Святое Писание о природе Христа
Святое Писание о природе Христа
Святой Иоанн Дамаскин
Святой Иоанн Дамаскин
Святой Григорий Богослов
Святой Кирилл Александрийский
Святой Симеон Новый Богослов
Святой Николай Кавасила
Святой Григорий Палама
Ереси о Лице Иисуса Христа
Ереси касательно Божества Иисуса Христа
Отвергали Божество во Иисусе Христе
Отвергали Божество во Иисусе Христе
Отвергали Божество во Иисусе Христе
Ереси о Сыне Божем, не рожденным от Бога, а сотворенном
Воплотился не Бог Слово, а Бог Отец или вся св. Троица
Ереси касательно Его человечества
Мнимое тело
Действительное, но особенное тело
Не имел человеческой души/разума
Ереси касательно соединения в Нем божественного и человеческого
Несториане
Евтихиане (монофизиты)
Монофелиты
Ересь адопциан
Вывод
5.55M
Категория: РелигияРелигия

Догмат воплощения

1. Догмат Воплощения

2. Формулировка догмата

Единый Господь Иисус Христос, Сын Божий Единородный
ради человека и рода человеческого спасения сошел с Небес
и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и
вочеловечился.
Иисус Христос, совершенный в Божестве и совершенный в
человечестве; истинно Бог и истинно человек; также из
души и тела; единосущен Отцу по Божеству и единосущен
людям по человечеству; по всему подобен людям, кроме
греха; рожден прежде века от Отца по Божеству, в последние
же дни рожден ради нас и ради нашего спасения от Марии
Девы Богородицы, по человечеству; Единородный, во двух
естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно
познаваемого; не на два лица рассекаемого или
разделяемого, но единого Сына и Единородного Бога Слова.

3. Святое Писание о природе Христа

Называет Его Богом:
И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти,
оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах,
принят верою в мире, вознесся во славе. [1 Тим 3:16 ]
Называет Его человеком:
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек
Христос Иисус [1 Тим 2:5 ]
Bбо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную,
посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем,
воскресив Его из мертвых [Деян. 17:31]
А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую
слышал от Бога: Авраам этого не делал [Иоан. 8:40]
Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем
более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса
Христа, преизбыточествуют для многих [Рим. 5:15]
Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие
грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие
[Рим. 5:19]

4. Святое Писание о природе Христа

Называет другим Адамом :
Так и написано: первый человек Адам стал душею
живущею; а последний Адам есть дух животворящий
[1 Кор. 15:45]
Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и
над несогрешившими подобно преступлению Адама,
который есть образ будущего [Рим. 5:14]
Повествует о происхождении Его по плоти от Девы
Марии, как потомка Давидова, Авраамова.

5. Святой Иоанн Дамаскин

«Тогда осенил ее (прим.
Деву Марию) как бы
божественное семя Сын
Божий, ипостасная
премудрость и сила
всевышнего Бога,
единосущная Отцу, из
непорочных и чистейших
ее кровей образовая Себе
начаток нашего состава,
плоть, оживленную душою
мыслящею и разумною, не
через оплодотворение
семени, но творчески через
Святого Духа»

6. Святой Иоанн Дамаскин

«Слово Божие соединилось не с такою плотью, которая
бы прежде уже существовала лично сама по себе, но,
вселившись в утробе Святой Девы, Оно в Своей
собственной Ипостаси из чистых кровей Приснодевы
восприняло Себе плоть, оживленную душею мыслящею
и разумною. Восприняв Себе начаток человеческого
состава, Само Слово соделалось (таким образом) для
плоти ипостасью. Следовательно, одновременно (с тем,
как образовалась) плоть, она (была уже) плотью Бога
Слова, и вместе – плотью одушевленною, мыслящею и
разумную. Посему мы и говорим не о человеке
божественном, но о Боге вочеловечившемся. Тот же
Самый, Кто по естеству – совершенный Бог, соделался
по естеству совершенным человеком»

7. Святой Григорий Богослов

«Если кто говорит, что в
Деве образовался
человек, потом уступил
место Богу, то он
осужден»
Это значит, что в силу
сверхъестественного
зачатия, человечество
Спасителя никогда не
существовало отдельно
от Божества как
отдельная человеческая
особь

8. Святой Кирилл Александрийский

Вследствие Воплощения
Бог Слово пребывает в
таком же отношении к
воспринятой Им
человеческой природе, в
каком личность каждого
человека находится в
отношении своего тела
«Поистине собственно
Слову все
животворящему,
собственно так, как если
бы случилось комунибудь из нас называть
свое тело собственным»

9. Святой Симеон Новый Богослов

«Господь наш Иисус
Христос, Сын Божий, …чтоб
уврачевать подобное
подобным, благоволил
воспринять человеческое
естество здравое. И вот,
когда кто верою
прилепляется ко Христу,
тогда Христос сочетавается
с ним и Божеством, и
здравым человечеством, и
чрез такое единение
восстановляет в нем
первоначальное истинное
здравие».

10. Святой Николай Кавасила

«Он (Христос) вовсе был
неприступен греху, а не то, что,
имея возможность двоякого
выбора, предпочел добро злу и
устремился к добру, хотя мог стать
и злым. […] Христос был
непогрешим не как победивший
усердием, но как увенчанный от
начала, являясь врагам подобно
герою со всеми его трофеями. И
не то, чтобы Он имел волю,
способную противиться злу, и
сохранил ее бдением
бесстрастной, но и имел ее
неприступной, невосприимчивой
ко всякому злу, также как позднее
и тело [неприступное] тлению Он
восхитил от гроба»

11. Святой Григорий Палама

«Делу же совершенной правды
принадлежало и то, чтобы само
добровольно поработившееся и
побежденное естество одержало победу над
началозлобным и отвергло добровольное
рабство ему; по этой причине Бог
благоволил восприять от нас наше естество,
неизреченным образом соединившись с
ним по ипостаси. Было же невозможным,
чтобы Оная высочайшая и превосходящая
ум Чистота соединилась с осквернившимся
естеством; потому что единое, что невозможно для Бога, это - сойтись в
единство с нечистым, прежде чем оно не
очистится. Поэтому была нужда в
совершенно непорочной и чистейшей Деве,
Которая бы прияла во чреве и родила
Ревнителя и Дарователя чистоты, Которая
была и предопределена и возникла и
делается явной, и тайна относительно
Которой пришла к концу, когда многие
бывшие в свои времена чудесные явления
слились в одно»

12. Ереси о Лице Иисуса Христа

Блаженый Августин подразделял их на три главные
класса:
Ереси о Лице
Иисуса Христа
касательно
Божества Иисуса
Христа
касательно Его
человечества
касательно
соединения в Нем
того и другого

13. Ереси касательно Божества Иисуса Христа

Отвергали Божество
во Иисусе Христе
Ереси касательно
Божества Иисуса
Христа
Сын Божий, не
рожденный от Бога,
а сотворенный
Воплотился не Бог
Слово, а Бог Отец
или вся св. Троица

14. Отвергали Божество во Иисусе Христе

Иоанн Богослов
В век апостольский
Керинф и Евион,
обличенные еще св.
Иоанном Богословом,
написавшим против
них свое Евангелие;

15. Отвергали Божество во Иисусе Христе

Ириней Лионский
во втором веке –
Карпократ, Феодот и
Артемон с
последователями,
обличенные Иринеем,
Тертуллианом и
другими;

16. Отвергали Божество во Иисусе Христе

Павел Самосатский
в третьем веке – Павел
Самосатский,
обличенный двумя
антиохийскими
соборами (в 264 и 270
г.)

17. Ереси о Сыне Божем, не рожденным от Бога, а сотворенном

Арий
Ересь ариан, полуариан
и других арианских
толков, торжественно
осужденная на первом
вселенском Соборе

18. Воплотился не Бог Слово, а Бог Отец или вся св. Троица

во Христе Иисусе воплотился действительно сам
Бог, но не Бог Слово, единородный Сын Божий, а
Бог Отец или вся св. Троица, понимаемая, как
единое Божеское Лицо, под тремя именами и в
трояком проявлении: ересь патрипассиан и
антитринитариев, многократно осужденная во
втором и третьем веке

19. Ереси касательно Его человечества

Мнимое тело
Ереси касательно
человечества
Иисуса Христа
Действительное,
но особенное
тело
Христос не имел
человеческой
души/разума

20. Мнимое тело

Ересь ДОКЕТОВ эта возникла во дни Апостолов, и
обличена была св. Иоанном Богословом в двух первых
его посланиях
Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий
дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во
плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует
Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но
это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет
и теперь есть уже в мире. [1Иоан. 4:2-3]
Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие
Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть
обольститель и антихрист. [2Иоан. 7]
Ересь усилилась и распространилась между
многочисленными гностическими сектами

21. Действительное, но особенное тело

Ересь апеллиан,
валентиниан и манихев,
считали тело Христа
каким-то небесным,
духовным; Сейчас квакеры и анабаптисты
Против этих еретических
мнений писали :
Игнатий Богоносец,
Ириней, Мелитон,
Тертуллиан, Климент
Александрийский и
многие другие учители
Церкви
Климент
Александрийский

22. Не имел человеческой души/разума

Ересь Керинфа,
Карпократа и других
иудействовавших
гностиков
Обличена Игнатием
Богоносцем, Иринеем,
Тертуллианом,
Кириллом
Иерусалимским
Кирилл
Иерусалимский

23. Ереси касательно соединения в Нем божественного и человеческого

Несториане
Евтихиане
Ереси
касательно
соединения
Монофелиты
Адопциане

24. Несториане

Несторий: «Бог Слово ипостасно
не соединялся с естеством
человеческим и не рождался от
Девы Марии, а родился от нее
простой человек-Христос, с
которым Бог Слово соединен был
только внешним образом,
нравственно, – в котором обитал,
как во храме, как прежде обитал в
Моисее и других пророках, и
который, следовательно, был
только Богоносец (θεοφόρος), а не
Богочеловек, равно как пресв.
Дева – только Христородица
(χριστοτόκοζ), а не Богородица»
Обличено св. Кириллом
Александрийским, папой
Целестином

25. Евтихиане (монофизиты)

Евтихий: сливал во Христе два естества, так что
признавал в Нем не только одно Лицо, но и одно
естество, от чего последователи этого еретика и
назывались монофизитами
осуждено Халкидонским Собором

26. Монофелиты

Ересьи монофелитской (μόνος – один и θέλημα –
воля, хотение), возникшей около 630 г., которую
справедливо можно считать дальнейшим
развитием монофизитской, состояла в том, будто
во И. Христе, хотя и два естества, но одна воля,
одно действование. Увлекла патриархов:
константинопольских – Сергия и Пирра, римского
– Онория, александрийского – Кира
осуждена (в 680 г.) на шестом вселенском Соборе,
константинопольском

27. Ересь адопциан

(конец VIII века) - будто Иисус
Христос по человеческому своему естеству есть
Сын Богу Отцу не собственный, а благодатный,
усыновленный (adoptivus), очевидно, предполагая
разделение во И. Христе двух естеств на два лица.
Ересиархи - испанские епископа Феликс и Елипанд
осуждено многими поместными соборами в
Галлии, Германии и Италии

28. Вывод

Учение православной Церкви о Лице
(Воплощении) Господа Иисуса состоит из двух
главных положений:
I) из того, что во Христе Иисусе два естества,
Божеское и человеческое, и
II) из того, что эти два естества в Нем составляют
единую ипостась
English     Русский Правила