32.83M

Научные знания, просвещение и литература IX – начала XIII в

1.

Научные знания, просвещение и
литература IX – начала XIII в

2.

3.

Обогащение знаний на Руси шло путём чтений переводных книг по
географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории, математике,
химии, механики, астрономии и агрономии.

4.

Наука в хозяйстве. Сведения по математике, механике, астрономии,
химии, агрономии и географии использовались в земледелии, ремесленном
деле, архитектуре, живописи.

5.

Элементарные математические знания применялись в строительстве,
военном деле и др.
Известны создания русских механиков: оригинальная водоотводная
система в Новгороде (нач XII в), «пороки» - военные машины
использовавшиеся при осаде и обороне крепостей.

6.

Врачи – «лечцы», находились в ведении духовных властей.
Значимым для развития отечественного медицинского
дела было принятие христианства — которое принесло
с собой многие достижения византийской, а через неё и
античной культуры, в том числе и медицины. Первые
понятия о греческой медицине распространились на
Руси посредством греческих монахов ещё в XI и XII
веках. Именно тогда появились монастыри, и в них
действовали первые в Древнерусском государстве
больницы. Они были основаны по примеру Афонского и
других
христианских
монастырей
Византийской
империи, с которыми монастыри Древней Руси
поддерживали тесные контакты, и во всём подчинялись
церкви.
Первое сохранившееся упоминание о монастырских больницах относится ко времени
правления Владимира Святославовича (ок. 950–1015). Больницы эти были
общедоступными. Монахи, которые занимались врачебной практикой, использовали
знания, почерпнутые из рукописей медицинского и естественно-научного содержания,
которые переводились с греческого, болгарского, латинского и других языков.
Монастырскому врачевателю предписывалось самопожертвование, добросердечие и
гуманность. Он не мог отказаться от личного участия в процессе исцеления, порой
выполнял самую грязную работу. Не подлежал обсуждению вопрос об оплате —
медицинская помощь, которую оказывали в них, была бесплатной.

7.

Обучение мирского лечца производилось преимущественно от отца к сыну,
по типу семейного ученичества. Такие врачеватели часто были компетентны в
лечении лишь определенных недугов, то есть имели, как бы сказали сейчас,
узкую специализацию.
Были среди лечцов, к примеру, костоправы (травматологи), камнесечцы
(специалисты по лечению болезней мочевого пузыря), кровепуски и
рудометы (они пускали кровь), кильные мастера (занимались лечением
грыжи), резальники (хирурги). Лечением болезней глаз ведали очные. Были
специалисты камчужные (по лечению ломоты, то есть ревматизма).
Применение некоторых лечебных средств
мирских лечцов иногда сопровождалось
заговорами. Сохранилось немало «врачебных»
молитв и заговоров. Однако все они были лишь
дополнением к основным приёмам лечения и
оказывали
в
первую
очередь
психотерапевтический эффект.

8.

В. М. Максимов (1844–1911), «Больной муж»
(1881)

9.

При Владимире Святославовиче (10 век) и Ярославе Мудром началось
«учение книжное» детей «нарочитой чади», «старост и поповых детей»,
были созданы первые школы для девочек.
Владимир Святославич - князь
новгородский, князь киевский, при
котором произошло Крещение Руси.
Стал новгородским князем в 970
году, захватил киевский престол в
978 году.
Ярослав Мудрый - князь ростовский, князь
новгородский, Великий князь киевский.
Ярослав Владимирович — сын князя
Владимира Святославича и полоцкой
княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и
дядя многих правителей Европы.

10.

-Сведения о географии расширялись благодаря торговым связям и
путешествиям русских паломников.
Имели представления о Европе, Индии, Китае, Ближнем Востоке и той
части Африки, с которой граничит Палестина.
Новгородцы в 12 в.
освоили северные берега
европейской части России
от Кольского полуострова
до
бассейна
Печеры,
плавали
на
остров
Шпицберген.

11.

Поморы - жители Русского Севера - были прекрасными корабелами. Они
ловили рыбу в Баренцевом и Карском морях, первыми посетили острова
Шпицберген и Новая Земля.
Н.Рерих «Заморские гости»

12.

Важнейшее место в культуре Киевской Руси занимала литература.
Христианизация Руси во многом способствовала распространению
письменности и появлению первых литературных произведений, главным
образом, религиозного содержания. Развитие литературы и книжности было
тесно связано с принятием православия. Письменности и литературных
текстов потребовала, прежде всего, церковь. Византийскими, а позднее и
русскими священниками, прежде всего, переводились и переписывались
книги, необходимые для церковных служб.

13.

В конце X в. на Руси появляется множество сочинений, изложенных
выразительным литературным языком. И все это благодаря двум монахам,
выдающимся болгарским просветителям Кириллу и Мефодию.
Составленная ими славянская азбука способствовала образованию единой
культуры, общей для нескольких стран: Болгарии, Руси, Сербии и Моравии.
Памятник
Кириллу
и
Мефодию
на
Славянской площади. Москва. Скульптор
Вячеслав Клыков. Открыт в 1992 г.

14.

До нас дошло более 130 книг, из которых более 80 являются
богослужебными. Рукописные книги создавались на пергаменте, так
называлась особо выделанная телячья кожа (иначе ее называли хартией).
В литературных памятниках преобладало уставное
геометрическое написание букв, не связанных между собой.
письмо

Многие рукописи были богато иллюстрированы. Это придавало книгам
нарядный вид, поэтому древние хартии внешне воспринимаются как
прекрасные произведения прикладного искусства.

15.

Главными литературными источниками христианского вероучения
являются Ветхий и Новый Заветы Библии (Священное Писание).
Целиком Библия была переведена на русский язык только в XV в., но
отдельные части Писания были переведены уже в древнем Киеве.
Наибольшее распространение получили Евангелие и Псалтырь, но наряду с
религиозными книгами были и светские.

16.

Древнерусской литературе были
известны разнообразные жанры.
Летописи - историко-повествовательные произведения 11-17 вв.,
содержание которых велось по годам. Рассказ о событиях каждого
года в летописях обычно начинался словами: «В лето …такого-то
года» - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были
монахи.

17.

Тематика древних летописей:
- русская история;
- возникновение Руси;
- борьба с внешними врагами;
- борьба князей за престол.
Летопись
рождалась
под
влиянием традиций народного
славянского эпоса и богатого
устного народного творчества.
Именно благодаря летописям
развивалась самобытность и
неповторимость русского языка.

18.

Красная строка
Древнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов.
Ярко оформлялась первая буква - её рисовали красной краской.
Отсюда произошло выражение «с красной строки».

19.

Повесть временных лет
Самая древняя летопись, дошедшая
до нас - «Повесть временных лет»
«Се
повести
времянных
(прошедших) лет, откуда есть пошла
Русская земля, кто в Киеве нача
первое княжити, и откуду Русская
земля стала есть» (начало 12 века).
Её автор - монах Киево-Печерского
монастыря Нестор.
Слово
«временных»
означает
минувших.
Скульптор Марк Антокольский
«Нестор-летописец» (1890 г.). Русский
музей.

20.

«Откуда есть пошла земля Русская …» - так звучат первые строки
«Повести временных лет».
Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор везде высказывает мысль о
необходимости мира.
Любовь к родине — основная мысль летописи.
Лейтмотив «Не погубите землю отцов своих и дедов» постоянно звучит в
«Повести...».

21.

Нестор поставил задачу – ввести историю Руси во всемирноисторический процесс.
Он начинает свое произведение библейским рассказом о Ное, от одного из
сыновей которого ведет начало славянский род.
Нестор повествует о возникновении династии Рюриковичей, о крещении
Руси, о военных походах киевских князей, о междоусобицах.
Для «Повести», как и других русских летописей, характерно свободное
сочетание элементов жития, поучения, повести, похвального слова.
Сочинение Нестора имеет огромную историческую ценность, именно
благодаря ему мы имеем сегодня бесценные сведения о глубоком прошлом
нашей Родины.

22.

Жанр «слова», отразивший пафос торжественного и поучающего
красноречия.
Первыми ораторскими сочинениями являются «Речь философа»,
составленная в форме речи, обращенной к князю Владимиру и «Слово о
Законе и Благодати», написанное первым русским митрополитом
Иларионом, который был образованнейшим человеком своего времени и
создал произведение, отличающееся не только философской глубиной, но и
высокой эмоциональной насыщенностью.
«Речь
философа»
изложение
всемирной
истории от сотворения
мира
до
выбора
Владимиром новой веры.
Летописцы утверждают,
что под воздействием этой
речи Владимир и принял
христианство.

23.

В «Слове о Законе и Благодати» впервые ставился вопрос о
равноправности народов в противовес средневековым теориям о
богоизбранности одного лишь народа – еврейского.
Первая часть произведения рассматривала взаимоотношения Ветхого
завета – «Закона» с его национальной ограниченностью и Нового –
«Благодати» с общедоступностью христианства для всех уверовавших в
Христа.
Во второй части речь идет о принятии русским народом христианства.
Рассуждения Иллариона сводятся к тому, что как для нового вина нужны
новые мехи, так для нового учения нужны новые народы, к числу которых
принадлежит русский народ. Илларион необычайно высоко оценивает
авторитет Русской земли среди стран мира.
В третьей части возносится похвала князю Владимиру, которому
приписывается заслуга крещения Руси, в противовес точке зрения греков,
считавших крещение «варварского» народа своей заслугой.

24.

Самым выдающимся, дошедшим до нас произведением литературы
Киевской Руси является знаменитое «Слово о полку Игореве».
О нем написано множество книг и статей на самых разных языках. Русские
поэты разных эпох переводили «Слово» на современную поэтическую речь,
открывая в нем все более глубокие пласты художественной
выразительности.
Сюжетную канву «Слова» составили подлинные события 1185 г.
Автор не просто рассказал нам
о воинском походе, он поставил
перед собой сверхзадачу –
донести до читателя боль и
тревогу за будущее Руси,
раздираемую междоусобицами.
Не сам сюжет, а скорее
отношение к нему, оценка
событий на фоне истории
определили
в
«Слове»
своеобразие его композиции.

25.

Агиография – литература, посвященная житию святых.
Древнейшим памятником этого жанра является «Житие Антония
Печерского», повествующее о жизни монаха, основавшего первый скит на
территории будущего Киево-Печерского монастыря, а из сохранившихся
сочинений следует назвать «Житие Бориса и Глеба» Нестора, которое
посвящено первым русским канонизированным святым.
Князья Борис и Глеб (в крещении Роман
и Давид) — это первые святые,
канонизованные Русской Церковью. Они
были младшими сыновьями киевского
великого князя Владимира. Братья
родились незадолго до Крещения Руси и
были
воспитаны
в
христианской
вере.Жизнь святых была принесена в
жертву ради любви. Борис и Глеб не
захотели поднять руку на брата
Святополка и поддержать междоусобную
войну.
Братья выбрали смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке.
Подвиг Бориса, равно как и его брата Глеба, заключается в том, что они добровольно отказались
от мирской, политической борьбы во имя братской любви.

26.

Апокрифы – предания о
героях библейских историй,
которые не входили в
канонические книги.
Хроники и хронографы - летописные
произведения, посвященные всеобщей
истории, иногда с включением истории
русской, а иногда без упоминания о ней.
Под хрониками понимаются сочинения
византийских авторов, впоследствии
переведенные на церковно-славянский
язык.
Хронографами называют компиляции,
составленные на Руси.

27.

Житие́ — жанр церковной литературы, в котором описывается
жизнь и деяния святых.

28.

«Изборники»
памятники древнерусской
литературы, переводные
дидактические сборники,
составленные в Киеве в XI
веке.Они содержат статьи,
выбранные из разных книг.
Изброник Святослава 1073 г.

29.

В Киевский период, после введения на Руси христианства и появления
письменных текстов, литературное искусство развивалось двумя
путями.
На протяжении многих столетий русская письменная литература почти
полностью оставалась прерогативой Церкви: при всем ее богатстве и
высокой художественности древнерусское литературное наследство почти
все состоит из жизнеописаний святых и благочестивых людей,
религиозных сказаний, молитв, проповедей, богословских рассуждений и
летописей в монастырском стиле.
Однако древний русский народ обладал богатейшей, оригинальной,
разнообразной и высокохудожественной литературой, но единственным
средством ее распространения было устное изложение. Идея использовать
буквы для светской поэзии была абсолютно чужда русской традиции, и
выразительные средства этой поэзии были неотделимы от устного
наследия и устной традиции.

30.

Одним из видов народного литературного творчества были эпические
песни (старины, былины).
В них рассказывалось о том, что «было» и одновременно повествовалось о
всяких небылицах, сказочных героях, фантастических чудищах.
Большинство персонажей киевских былин – это дружинники Владимира
Святого (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич), могучие
богатыри, защищавшие русскую землю от степных кочевников и
совершающих подвиги в самых необычных ситуациях. Они всегда готовы
встать на защиту князя, но обращение их с князем дружеское, без
подобострастия, каждый из них изображается как яркая личность со своим
характером.

31.

Текст былин пелся. Сказитель брал в руки гусли и, перебирая струны, вел
неспешный рассказ о «делах давно минувших дней, преданьях старины
глубокой». Порой и сами герои былин играли на «гусельках яровчатых».

32.

Популярны были народные сказания о Чуриле Пленковиче, перед которым
не могла устоять ни одна девушка, о Волхе Всеславиче, прототипом которого
был князь Всеслав Полоцкий, поэма о Дюке Степановиче, сложенная в
Галиции и отражавшая тесные связи этого княжества с византийской
империей.
Знаменитая поэма «Садко» - типично
новгородское произведение.
Ее герой – не степной богатырь, а купецпутешественник; богатство которого, а не
военная
доблесть
придает
колорит
истории.

33.

Другая новгородская былина – о Василии Буслаеве – совсем другого рода.
Васька всегда ищет приключений и не признает никаких авторитетов.
Свободомыслящий, он не благоговеет перед церковью, не суеверен, как
говорит поэт: «не верит ни в сон, ни в чох».

34.

Сказка была необычайно популярна в русском народе. Как составная часть
русского фольклора она богата и разнообразна.
Складываются
два
главных
жанра
сказки:
волшебная
и
сатирическая.
Волшебные сказки, в которых рассказывается о чудесах: коврахсамолетах, скатертях-самобранках и т.п., корнями, возможно, уходят к
языческому колдовству. Их популярность объясняется мечтой людей о
вещах, которые сделали бы жизнь легче.
Сатирические
сказки
дают выход народному недовольству
политической и социальной несправедливостью. Интересно, что некоторые
сказочные персонажи, например, Баба Яга, упоминаются в летописи, что
свидетельствует о популярности сказок в киевский период.

35.

36.

Театр на Руси имеет разнообразные истоки, однако, в современном
смысле слова, он появился в России только в конце XVII века.
Многие исследователи театрального искусства указывают на то, что
русский народ имеет способности к сценическому перевоплощению,
вероятно поэтому истоки русского театра следует искать, прежде всего, в
русском фольклоре.
Ритуал народных праздников и церемоний содержал значительный
элемент театрального действа. Сложную композицию представляли собой
древнерусские обряды: свадебный, похоронный и др.

37.

На Руси не справляли, а играли свадьбу, которая, как и спектакль, состояла
из нескольких действий и происходила несколько дней в домах
родственников каждой стороны по очереди.
Обряд русской свадьбы – это хорошо расписанный сценарий, где у каждого
из присутствующих своя роль. Начиналось представление с прихода
родственников жениха в дом отца невесты, обычно ночью, как того требовал
древний ритуал; сваты в шутливой форме расхваливали достоинства жениха;
на девичнике невеста плакала и прощалась с подругами юности.
В день свадьбы жених «выкупал»
невесту и в христианские времена
вез в церковь венчаться, затем
следовал многодневный пир, где
ели, пили, плясали, пели песни.

38.

Цикл
календарно-обрядовых
песен,
которые
не
являлись
самостоятельными, а входили в праздник или действо, включающее
элементы театра, танца, хороводы, шествия, игры – начинался с зимних
обрядов.
Самый короткий день года – 25 декабря – считался поворотом «солнца на
лето». Этот день зимнего солнцестояния после принятия христианства
совпал с праздником Рождества Христова.
Святки продолжались вплоть до Крещения, то есть до 6 января.
Праздновались они весело, с песнями, плясками, ряжеными, непременным
ритуальным застольем.

39.

Накануне Рождества, в сочельник, на стол подавалось 12 блюд (по числу
месяцев в году, по числу учеников Христа - апостолов). В то же время было
принято гадать, колядовать, то есть рядиться в необычные карнавальные
одежды и ходить по соседям, выпрашивая подарки. В период Святок в
каждой избе водили зимние хороводы. Хороводные песни считаются очень
древними. Самыми распространенными среди них были хороводы-игры,
когда
участники
разыгрывали
своеобразное
театрализованное
представление.

40.

На фольклорном фоне нужно рассматривать и творчество скоморохов –
бродячих артистов, которые были площадными актерами и музыкантами.
Они ходили с одного народного праздника на другой, выступая не только в
княжеских хоромах, но и на городских торговых площадях и сельских
ярмарках. Скоморохи работали группами, и именно им мы должны быть
благодарны за сохранение в веках традиций древнего народного искусства в
России.
Само
название
«скоморох»,
скорее
всего, происходит от
слова
«морочить»,
иначе
веселить,
развлекать, а порой и
обманывать.
Скоморохи – это и
певцы, и музыканты, и
актеры, и плясуны, и
акробаты,
и
«конферансье»,
развлекающие публику.

41.

Создавая скоморошины, которые
исполнялись в сопровождении
самых разных музыкальных
инструментов – гудка, трубы,
дудки,
жалейки,
рожка,
сопели, а также колотушек и
ложек, они веселили публику,
высмеивали
человеческие
пороки, а заодно и «сильных
мира сего» - попов, бояр, князей.
В их творчестве родились
многие герои, пережившие века.

42.

Русское духовенство считало представления скоморохов проявлением
язычества и безуспешно пыталось препятствовать им. Такая оценка
зафиксирована во многих летописях и церковных трактатах. Летописец
Нестор еще в XI в. назвал скоморохов с их музыкальными инструментами,
песнями, «русальными играми» пособниками дьявола.
На протяжении многих веков церковь продолжала вести агитацию против
«игрецов», приравнивая их к бабкам-ворожеям и магам. Отчасти такое
отношение сложилось под влиянием решения Константинопольского
церковного собора 692 г., которым осуждались все виды театральных
представлений. Но сама византийская церковь отказалась от своего
решения еще в 8 веке, поэтому византийский театр, который вырос из
римской пантомимы, просуществовал до ее последнего дня.

43.

Учитывая тесные культурные связи, соединявшие Киевскую Русь и
Византию, можно предположить, что византийские артисты бывали на Руси
и познакомили местных скоморохов с основами театрального искусства.
В Византии, как и в Западной Европе Средних веков, развивалась
религиозная драма (мистерия). Именно театральный момент
византийского обряда привлек послов Владимира в христианстве больше,
чем что-нибудь иное. Согласно летописи, во время службы в Софийском
соборе Константинополя они не знали, где находятся, на земле или на
небесах.
Позже подобное чувство, возможно, испытывали жители Руси, посещая
службы в Софийском соборе Киева и других больших церквах русских
городов.
В Византии разыгрывались специальные, торжественные службы со
сложными ритуалами для празднования главных церковных событий: Пасхи,
Рождества Богородицы и др., из которых и выросла византийская
религиозная драма.

44.

Таким образом, нам известно, что Киевская Русь была знакома с
театрализованной византийской церковной службой, и, хотя у нас нет
свидетельств, что религиозная драма, как таковая, существовала в России
раньше XVI – XVII вв., но специальные службы по торжественным дням
проводились уже в киевский период.
English     Русский Правила