Русские новообращенные мусульмане в позднесоветский и постсоветский периоды
Исторический контекст 1980-х – 2000-х гг.
Обращение в ислам и представление о роли ислама в российском обществе
Обращение в ислам и представление о роли ислама в российском обществе (2)
Стереотипы о русских мусульманах-неофитах
Деятельность новообращенных мусульман
Русские мусульмане-неофиты: свои или чужие?
Русские мусульмане-неофиты: свои или чужие? (2)
11.54M
Категория: ИсторияИстория

Русские новообращенные мусульмане в позднесоветский и постсоветский периоды

1. Русские новообращенные мусульмане в позднесоветский и постсоветский периоды

РУССКИЕ НОВООБРАЩЕННЫЕ МУСУЛЬМАНЕ В
ПОЗДНЕСОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ
Ева Рогаар
Аспирант, Иллинойский Университет

2. Исторический контекст 1980-х – 2000-х гг.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ 1980-Х – 2000-Х
ГГ.
• Период нестабильности и больших общественных
перемен
• Свободы слова, религии и совести
• Идеологический и моральный вакуум
• «Духовный поиск»
• Актуализациа этнической и религиозной идентичности.
Религиозные «возрождения»

3.

4. Обращение в ислам и представление о роли ислама в российском обществе

ОБРАЩЕНИЕ В ИСЛАМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О
РОЛИ ИСЛАМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
• Разные причины обращения в ислам (примеры):
Брак с мусульманином или с мусульманкой
Собственный духовный поиск
Интерес к восточным культурам или хорошие отношения с
мусульманами
Религиозное озарение
Политический или социальный протест

5. Обращение в ислам и представление о роли ислама в российском обществе (2)

ОБРАЩЕНИЕ В ИСЛАМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О
РОЛИ ИСЛАМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (2)
• Общие характеристики:
Ответ на моральный и духовный кризис в стране
Религия критического мышления и саморазвития
Ислам борется за справедливости
Семейные отношения и гендерные различия
Это изображение соответствует дискурсу
мусульманских СМИ

6.

7. Стереотипы о русских мусульманах-неофитах

СТЕРЕОТИПЫ О РУССКИХ МУСУЛЬМАНАХ НЕОФИТАХ
• Гендерные стереотипы об обращении в ислам
Женщины: неосознанный выбор, исключительно из-за
замужества. Нет самостоятельного мышления
Мужчины: неуспешные в жизни, агрессивные. Протестное
настроение, выбырают радикальный ислам
Они не настоящие мусульмане. Вечные аутсайдеры
Они не настоящие русские

8.

• «Тем, кто устал от семейных и прочих жизненных проблем, ислам
удобен: на него можно встать, как на лыжню в санатории, и больше ни о
чем не думать» (Комсомольская Правда)
• «Это в основном молодые мужчины со средним, реже с высшим
образованием. Они, как правило, не занимают высоких позиций, не
достигают больших успехов. Но им всем присуща гордыня,
заставляющая выделиться любым путем. Сейчас сложно кого-то
эпатировать внешним видом: хоть топлес ходи, хоть с ирокезом на
голове, а вот русских мусульман реально боятся. У большинства людей
они ассоциируются с терроризмом» (Московский Комсомолец)

9.

«Русский мусульманин – это свой среди чужих и чужой среди своих. В
глазах остальных русских — православных — он выглядит как
предатель. Но и среди этнических мусульман русские остаются в
положении второсортных, раз им даже не дают право стать имамами.
Чтобы доказать, что они — самые настоящие мусульмане, русские
готовы на крайности, проявляя религиозное рвение. А это — прямой
путь к проповедникам не традиционного для России ислама и далее –
к терроризму» (Спектр)

10. Деятельность новообращенных мусульман

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВООБРАЩЕННЫХ МУСУЛЬМАН
• Распространенные проблемы у мусульман-неофитов
• Крайности есть, но не соответствуют реальности большинства
неофитов
• Разные сферы деятельности, внутри и вне мусульманской
среды
• Многие занимаются общественной работой, стремятся
приносить пользу мусульманам и немусульманам

11. Русские мусульмане-неофиты: свои или чужие?

РУССКИЕ МУСУЛЬМАНЕ-НЕОФИТЫ: СВОИ ИЛИ
ЧУЖИЕ?
• Русския идентичность и ислам друг другу не обязательно
противоречат
• Многие мусульмане-неофиты заботятся о судьбе и
благополучии своей страны
• Оспаривают значение русской идентичности
• Русские мусульмане – «продукт» своего времени

12. Русские мусульмане-неофиты: свои или чужие? (2)

РУССКИЕ МУСУЛЬМАНЕНЕОФИТЫ: СВОИ ИЛИ ЧУЖИЕ? (2)
Подтверждают определение
религиозного обращения проф. М.
Пелкманс (Великобритания):
«Религиозное обращение – это процесс,
в котором неофиты пересекают
концептуальные, социальные и/или
религиозные границы, и при этом
меняют эти границы»
English     Русский Правила