Экологическое сознание и трансгуманизм
Экологическое сознание – способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия
Трансгуманизм – это футурологический принцип, согласно которому достижения науки и техники необходимо использовать как для
Эволюция культурной жизни: Биотехнологический синтез и развитие человеко-машинных интерфейсов влекут за собой радикальные
Постсоциология – прогностическое направление, проектирующее социальные модели постчеловеческого типа
Эволюция технической жизни: Естественное и искусственное https://postnauka.ru/faq/24269
Эпистемологическая проблематика – решение вопроса о возможности автономного поведения в технических системах; Онтологическая
ИЖ как имитация
ИЖ как конструкция
Математические модели клеточных автоматов
ИЖ как функция
ИЖ как аналог ИИ
Литература
Спасибо за внимание!
342.89K
Категория: ФилософияФилософия

Экологическое сознание и трансгуманизм

1. Экологическое сознание и трансгуманизм

Стеларк. Ухо на руке (Stelarc, Ear on Arm) (2007 г.)

2. Экологическое сознание – способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия

Экологическое сознание – способность понимания неразрывной связи
человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от
целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования
этого
понимания
в
практической
деятельности.
Натуралистический поворот в эпистемологии (середина XX века)
Эволюция → Биология, Когнитивистика (Конрад Лоренц, Руперт Ридль, Герхард Рот);
Культура → Антропология, Культурология (Франц Боас, Альфред Крёбер, Бронислав
Малиновский);
Технология → Робототехника, Когнитивистика (Лесли Уайт, Ник Бостром, Рэймонд Курцвайль,
Ханс Муравек).
Биоэпистемология, или эволюционная эпистемология, можно рассматривать как одну из версий
натурализованной (натуралистической) эпистемологии. Основатель эволюционной
эпистемологии, австрийский ученый-этолог Конрад Лоренц (1903-1989 гг.). Эволюционная
эпистемология исследует когнитивный аппарат человека и его эволюционное
происхождение. Познавательные (когнитивные) способности человека рассматриваются в
ней как результат эволюции, и из этого положения выводятся теоретико-познавательные
следствия.
Лоренц проводил глубокие параллели между сознанием человека и когнитивным аппаратом
животного и подчеркивал, что сама жизнь есть процесс приобретения знаний, когнитивный
процесс: жизнь тождественна познанию.
Процесс коэволюции, а в современной когнитивной науке – процесс энактивного встраивания
живого существа в окружающую его среду → в процессе эволюции не только животное (или
растение) приспособилось к окружающему его, внешнему миру, но и мир, как мир именно
этого живого существа, прошел свою часть пути ему навстречу.

3. Трансгуманизм – это футурологический принцип, согласно которому достижения науки и техники необходимо использовать как для

развития
когнитивных способностей человека, так и для преобразования окружающей
среды.
Эволюция биологической жизни:
В целом, слияние биологического тела, когнитивных процессов и новых
информационных технологий влечет за собой изменения привычной
конфигурации жизни тела →
Клонирование (точное – генетически идентичное – воспроизведение какоголибо объекта);
Киборгизация (процесс превращения живого организма в кибернетический
организм, содержащий механические и электронные компоненты –
сращивание тела и гаджетов, а также других компонентов
(имплантация));
Цифровая душа (мир без тел) (Жак Эллюль: «Это не техника нас поработила,
но сакральное переместилось в область технического»)

4. Эволюция культурной жизни: Биотехнологический синтез и развитие человеко-машинных интерфейсов влекут за собой радикальные

социальные трансформации →
Идея планетарного сетевого сознания берет начало в симбиотическом подходе,
который описывался еще в неоплатонических трактатах о Едином, Уме и
Душе, но теоретически впервые был выдвинут в 20-х годах XX столетия
французскими мыслителями Эдуардом Леруа (1870-1954 гг.) и Тьером де
Шарденом (1881-1955 гг.). В основе этого подхода лежит синтез биосферы и
техносферы, позволяющий человечеству выйти на совершенно иной уровень
технологического развития.
Необходимо организовать человеко-машинное взаимодействие по принципу
нейронных связей.
Эволюция человеко-машинных интерфейсов идет по пути интуитивизации и
натурализации.
О полноценном нейросообществе или планетарном сознании можно будет
говорить, когда в сети будут представлены все элементы человеческого
опыта.

5. Постсоциология – прогностическое направление, проектирующее социальные модели постчеловеческого типа

Цифровая цивилизация нуждается в новых формах актуализации власти:
а) автоматический порядок ЦК: транспарентность versus приватность
Транспарентность означает возможность репрезентации любых общественных и личных
структур в общем информационном поле. С одной стороны, информационная
транспарентность предполагает свободный доступ к любой информации и
характеризует новую степень индивидуальной свободы. С другой стороны,
информационная транспарентность открывает возможности для тотального надзора и
тотализации возможности властного насилия.
б) диффузия агентов ЦК: фрагментарность versus целостность
ЦК дробит единую личность на множественные текучие (fluid) идентичности. Жизненные
стратегии людей превращаются в несвязанные между собой, не собираемые в единую
социальную активность траектории движения отдельных идентичностей в
горизонтальной схеме социальных сетей и медиа (проблема исчезающего агента). ЦК
позволяет максимально избавиться от всех ненужных социальных контактов и
интеракций и обслуживать отдельные фрагменты нашей жизни, которые оформляются
в особого типа идентичностях (профилях).
Кибердемократия → прямое цифровое участие в традиционных политических действиях
«Распыленное государство» → биополитика – нестабильность человеческого субстрата
потребует новых принципов идентичности и идентификации
Постчеловеческое нейросообщество → коллективное сетевое сознание; социальные
процессы становятся поведение единого сетевого организма

6. Эволюция технической жизни: Естественное и искусственное https://postnauka.ru/faq/24269

Вопросы:
▪ Можем ли мы сформулировать необходимые и достаточные свойства живого, конструируя
искусственную жизнь?
▪ Каков онтологический статус искусственной жизни относительно жизни натуральной: должны
ли мы уравнять и на каких основаниях природное и искусственное?
▪ Возможно ли на формальных моделях ИЖ построить полную, завершенную симуляцию
простейшего живого организма?
▪ Существует ли жесткая граница между естественной жизнью и искусственной?
Гипотезы:
▪ сущностные основания и фундаментальные принципы жизни (например, главные функции
живого – саморепродукция, метаболизм, адаптация и т.д.) могут быть представлены в
относительно простых моделях: компьютерных, математических, робототехнических.
▪ неразрывная связь между живым организмом и его биохимическим воплощением:
искусственная жизнь может быть определена как синтетический организм,
сконструированный из молекулярного материала.
▪ предполагает возможность гибридных форм искусственной жизни, сочетающих биохимические
процессы организмов (клеток, тканей, бактерий, живых существ) и технологические структуры.

7. Эпистемологическая проблематика – решение вопроса о возможности автономного поведения в технических системах; Онтологическая

проблематика – объединяет все три гипотезы и касается определения
границ живого относительно неживой материи и искусственной жизни.
Идея «сильной» программы ИЖ
Автор термина «artificial life» (искусственной жизни) – Крис Лэнгтон, математик и программист –
именно он предложил исходную интуицию для концепции ИЖ как «жизни, какой она могла
бы быть».
Позитивный эффект:
+ модели ИЖ базируются на максимально общих основах всех форм живого (метафизический
срез);
+ эксперименты на моделях ИЖ позволяют решить проблему времени биологических процессов,
длительность которых измеряется сотнями и миллионами лет (биологический срез);
+ на этих простых моделях мы можем получить бесконечно сложные варианты структур и
поведения, которые заранее не известны и проявляются в наблюдении (социологический
срез);
+ все концептуальные основания модели должны быть эксплицитны в структуре самой модели
(конструктивный срез).
Негативный эффект:
– Содержательная основа моделей ИЖ весьма спорная и то, как в них соотносятся модельное
упрощение и реальная сложность живого, зависит от уровня абстракции: модели должны
базироваться на функциях живых систем – самоорганизации и создании спонтанного
порядка, самовоспроизводстве, метаболизме, обучении, адаптации и эволюции. Это
позволяет нам наполнять модели содержанием «жизни, какой мы ее знаем», однако
оставляет возможность двигаться в направлении искусственной «жизни, какой она могла бы
быть».
Основная проблема: можем ли мы в искусственном процессе на модели получить некую
«жизнь»?

8. ИЖ как имитация

Норберт Винер (1894-1964 гг.)
Кибернетика как общая теория контроля и коммуникации в мире людей и
животных. Главные принципы кибернетики – саморегуляция и обратная
связь, имеют универсальный характер для живых и технических систем и
обеспечивают их управляемое автономное функционирование. Все, что
живет или функционирует технически, имеет внутренний цикл контроля
(цикл, петля, возвращение процесса к началу считаются символом
кибернетики). Целостности этого цикла всегда угрожают хаос и
неопределенность внешней среды, следовательно, кибернетический
контроль должен обеспечить борьбу с этим хаосом (энтропией). Обратная
связь и саморегуляция трактовалась как универсальный принцип не только
технических и биологических, но и социальных систем.
Алан Тьюринг (1912-1954 гг.)
Теория и методология искусственного интеллекта (ИИ)

9. ИЖ как конструкция

Вопрос: должна ли искусственная жизнь быть копированием жизни, какой мы ее
знаем, либо она принципиально является конструированием жизни, какой
она могла бы быть?
Идея конструирования реальности через взаимодействие – наблюдателя и
объекта (квантовая физика), учеников и педагога (педагогика), человека и
машины, человека и человека (психология).
Гордон Паск, Ханс фон Ферстер, Умберто Матурана и Франческо Варела –
ученые, которые оспаривали кибернетические идеи имитирующей
автоматики.
Процесс конструирования предполагает:
• Включенность наблюдателя в наблюдаемый объект в процессе
конструирования;
• Автопоэзис является условием автономного поведения живых систем,
которое не имитируется, а конструируется в процессе взаимодействия.

10. Математические модели клеточных автоматов

Последователи фон Нэймана - Дж. Конуэй, Ст. Вольфрам, К. Лэнгтон
Они считают, что модель клеточного автомата – это универсальная абстракция для
описания живых систем (будучи простой функцией, клеточный автомат может
генерировать сложные структуры с автономным поведением).
• Дж. Конуэй. «Жизнь» («The Game of Life»). Зависимость состояния клетки матрицы от
количества и состояния соседей порождает бесконечные, малопредсказуемые,
однако, обладающие определенными паттернами формы «жизни»;
• «Муравей Лэнгтона». На основе простых правил (смена цвета клетки и направления
поворота) демонстрирует сложную динамику поведения. В 1980-х годах Лэнгтон
использовал клеточные автоматы для моделирования деления клеток
(воспроизводимости ДНК);
• «Птицоиды» (Boids) К. Рейнольдса. «Птицы» спонтанно формировали стаю на экране
компьютера и очень натурально демонстрировали организованное поведение. Модель
показала, что сложные формы поведения живых существ, такие как слаженный полет
стаи птиц, можно описать простым набором правил (избегать столкновений с соседом
(разделение), уравнивать скорость с соседом (выравнивание), держаться ближе к
соседу (сплоченность)) и реализовать на знаковой модели.

11. ИЖ как функция

Теория сложных адаптивных систем (1970-е гг.) – Джон Холланд (1929-2015 гг.),
разработчик генетических алгоритмов – математического аппарата,
основанного на эволюционной генетике. Суть теории Холланда заключается в
том, что сложные формы живых систем возникают из адаптивного поведения
простых. Адаптивное поведение можно свести к последовательностям
микровзаимодействий со средой, из которых складывается динамика более
сложных структур (например, муравейника или стаи птиц).
Сложная адаптивная система обладает несколькими основными свойствами:
1) иерархия элементов (простые элементы более низкого уровня (например,
живые клетки) образуют элементы более высокого уровня – агрегаты
(органы)); 2) нелинейность (агрегаты формируются и ведут себя нелинейно, т.
е. мало предсказуемо, генерируя много новизны); 3) потоки ресурсов (это
свойство идентично метаболизму живых существ, их постоянному обмену со
средой и поддержанию внутреннего тонуса преобразования поступающих
ресурсов); 4) разнообразие (сложные адаптивные системы не склонны к
равновесным состояниям, они генерируют новизну, пробуют разные
варианты, находятся в поиске новых возможностей).

12. ИЖ как аналог ИИ

В чем альтернатива?
Искусственную жизнь можно рассматривать как формирование
разумного поведения «снизу вверх» через активное обучение и
адаптацию к окружающей среде. Простые формы взаимодействия
порождают сложные формы автономного поведения: интеллект
эволюционирует и развивается в зависимости от сложности
адаптивных задач (Родни Брукс настаивает, что мы не должны
выдавать за интеллект человека то, что мы знаем о нем сегодня,
поскольку он является продуктом эволюции и в эволюционной
перспективе меняется). Онтологическая проблематика перемещается
в совершенно другие рамки, где главные вопросы касаются действия
и поведения, а следовательно неизбежно переходят в разряд
аксиологических. Кроме того, остается принципиальным вопрос о
материальности и воплощенности ИИ (робота), о его физическом
присутствии в мире и активном взаимодействии с человеком.

13. Литература

1.
2.
3.
4.
Галкин Д.В. Искусственная жизнь как низвержение плоти: стратегии
гибридизации // Вестник Томского государственного университета.
Серия: Философия, социология, политология. 2013. № 370. С. 29-34;
Галкин Д.В. О некоторых эпистемологических основаниях
искусственной жизни // Вестник Новосибирского государственного
университета. Серия: Философия. 2012. Т. 10. Вып. 2. С. 43-51;
Князева Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в
эпистемологии
(http://philosophystorm.org/node/12698?fbclid=IwAR3XW7h5nFCcHchP
RJqavhC3fGA1VrEMM2leuOlpBQXSGu31aqRmmd2MNr4)
Барышников П.Н. Типология бессметия в теоретическом поле
французского трансгуманизма // Глобальное будущее 2045.
Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгумманистическая
эволюция. М.: ООО «МБА», 2013. С. 203-228.

14. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила