ФИЛОСОФИЯ: ТЕХНОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ (H) VERSUS ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ (H+)
БАЗОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
ДИЛЕММЫ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…
150.12K
Категория: ФилософияФилософия

Философия: технологии мышления. Цифровая культура и трансгуманизм

1. ФИЛОСОФИЯ: ТЕХНОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА И ТРАНСГУМАНИЗМ

2. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ (H) VERSUS ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ (H+)

Трансгуманизм – футурологический принцип, согласно которому следует
использовать достижения науки и техники для развития природы и когнитивных
способностей человека.
Слияние биологического тела, когнитивных процессов и новых информационных
технологий влекут за собой изменения привычной конфигурации жизни тела
КЛОНИРОВАНИЕ
КИБОРГИЗАЦИЯ
ЦИФРОВАЯ
ДУША
(МИР БЕЗ ТЕЛ)
Биотехнологический синтез и развитие человеко-машинных интерфейсов влекут
за собой радикальные социальные трансформации
КИБЕРДЕМОКРАТИЯ
(прямое цифровой участие в
традиционных
политических действиях)
«РАСПЫЛЕННОЕ
ГОСУДАРСТВО»
ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
НЕЙРОСООБЩЕСТВО
(биополитика –
нестабильность
человеческого субстрата
потребует новых принципов
идентичности и
идентификации)
(коллективное сетевое
сознание; социальные
процессы становятся
поведением единого
сетевого организма)

3. БАЗОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Технологический детерминизм рассматривает технологии как независимую
ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ СОВРЕМЕННУЮ КОНФИГУРАЦИЮ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА?
иЭволюционный
доминантную
причину изменений
когнитивного
аппарата,
социальных
Культурный
детерминизм
детерминизм
декларирует
рассматривает
историческую
когнитивный
обусловленность
аппарат
и и
культурных,
и даже
(трансгуманизм)
составляющих
природу
развитиячеловека
человеческой
какбиологических
продукт
природы
эволюционных
и видит
в нейпроцессов.
социальный
Эволюция
конструкт,
человека
КУЛЬТУРА
ТЕХНОЛОГИЯ
человеческой
природы.
1) Материальная
и структурная
основа технологий
ихарактерный
его ЭВОЛЮЦИЯ
когнитивных
для определенного
способностей
типа
мыслятся
обществ
как прямое
и исторических
продолжение
МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ СВОЕЙ ФОРМЫ ЖИЗНИ?
формирует
когнитивный
контур
человеческой
природы.
2) Развитие
эволюции
обстоятельств.
неживой
1)иНе
живой
существует
природы,
универсальной
и динамика
этих
культурной
процессов,
среды
как для
технологии
определяется
не средой,
а ресурсами
предполагается,
различных сообществ.
обнаруживает
2) Разные
общие
культурные
закономерности.
зоны(материальными,
– служат
Человек не может
БИОЛОГИЯ
РОБОТОТЕХНИКА
вычислительными
иплатформами
др.).биологической
3) АНТРОПОЛОГИЯ
Сумма технологий
образует
расширенную
выйти
альтернативными
за пределы своей
для реализации
ограниченности,
отдельных
определяющей
когнитивных
его
КОГНИТИВИСТИКА
КОГНИТИВИСТИКА
реальность,
иличеловеческой
новый
типКУЛЬТУРОЛОГИЯ
среды
жизни
человека
– цифровую
познавательные
составляющих
возможности.
природы
1) для
Живое
(культурный
не просто
релятивизм).
отражает
мир,
3)культуру.
но и
4)
Базовый принцип
цифровой
культуры
– универсальное
кодирование
конструирует
Технологии
вариативная
(преобразует)
часть
его.
культуры,
2) Жизнь
аесть
не независимая
когнитивный
сила,
процесссвоих
элементов.
5) Взаимодействие
агента
(интеракция)
со
средой
неМежду
(жизнь
определяющая
тождественна
когнитивные
познанию)
способности
иБОАС
всякое
изнание
природу
имеет
человека.
характер
4)
КОНРАД
ЛОРЕНЦ
ФРАНЦ
ЛЕСЛИ
УАЙТ
обязательно
предполагает
его физическое
существование
(виртуальный
адаптивной
средой
человеком
ценности.
формируется
3) Живое
ипространство
среда
коэволюционируют
коммуникации
– живое
в виде
РУПЕРТи РИДЛЬ
АЛЬФРЕД
КРЁБЕР
НИК БОСТРОМ
агент).
6)
Интерактивность
интерпретируется
как РЭЙМОНД
сложная
сеть
связано
локального
процессами
культурного
энактивного
интерфейса,
встраивания
которыйсо
приспосабливает
средой,
которую
оно
ГЕРХАРД
РОТ
БРОНИСЛАВ
КУРЦВАЙЛЬ
взаимодействий
набораоно
элементов,
которыевозможностям
в ходе
интеракций
осваивает,
существующие
и к которой
технологии
приспосабливается
к ограниченным
и которую
человека
преобразует
их
МАЛИНОВСКИЙ
ХАНС оно
МОРАВЕК
воспроизводят
собственной
единство.живое,
Интерактивность
вконтролировать
своих интересах.
и 4)
использовать.
Среда, вкомплексное
которой существует
возникает
рассматривается
как процессуальное
описание
механизма
обратной
связи
вместе с ним, объектом
эволюции поэтому
является
экосистема
(среда
+ в
живых
живое).и неживых системах и служит общей платформой для их
последующей гибридизации (неестественная жизнь и перспективы
трансгуманизма).

4. ДИЛЕММЫ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ЦК: ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ VERSUS ПРИВАТНОСТИ.
Транспарентность означает возможность репрезентации любых общественных и
личных структур в общем информационном поле. С одной стороны,
информационная транспарентность предполагает свободный доступ к любой
информации и характеризует новую степень индивидуальной свободы. С другой
стороны, информационная транспарентность открывает возможности для
тотального надзора и тотализации возможностей властного насилия.
ДИФФУЗИЯ АГЕНТОВ ЦК: ФРАГМЕНТАРНОСТЬ VERSUS ЦЕЛОСТНОСТИ.
ЦК дробит единую личность на множественные текучие (fluid) идентичности.
Жизненные стратегии людей превращаются в несвязанные между собой, не
собираемые в единую социальную активность траектории движения отдельных
идентичностей в горизонтальной схеме социальных сетей и медиа (проблема
исчезающего агента). ЦК позволяет максимально избавиться от всех ненужных
социальных контактов и интеракций и обслуживать отдельные фрагменты
нашей жизни, к которые оформляются в особого типа идентичностях (профилях).

5. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…

English     Русский Правила