7.11M
Категория: РелигияРелигия

Кривое зеркало, что в своем отражении видит сатана. Апокрифы

1.

Кривое зеркало: что видит
в своем отражении Сатана
Работу подготовила Пугач Елизавета,
студентка 1-го курса Б5120-45.03.01ПРЯЛ(1)

2.

План:
1. Что такое апокрифы?
1) Происхождение и определение
термина «апокрифы».
2. Кривое зеркало апокрифа
1) Явление романтизации зла
2) Происхождение Дьявола
3) «Истинный облик» Сатаны
а) в Библии
б) в апокрифах
в) сопоставление этих образов
3. Подведение итогов
4. Ссылки на источники

3.

4.

5.

6.

Так как выглядел главный противник Бога? За что он был
изгнан с небес и какого его настоящее имя?
Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы обратимся
к такому явлению как апокрифы, которые дополняли
пропущенные в каноне моменты.

7.

Апокрифы (от греч. «тайный, сокровенный») - произведения религиозной
литературы, посвящённые событиям и лицам Священной и церковной
истории, но не включённые в канон Церковью.
Невелики по объёму
Рассказывались в
узких кругах для
поддержания
христианской веры
до того, как та
получила мировое
распространение
дополняли и
развивали
повествование
священного писания.
сначала одобрялись
Церковью
Потом были
запрещены

8.

«Когда тебя создали, меня отвергли от Бога и изгнали от ангелов. Когда Бог вдунул в
тебя дыхание жизни и лицо твое было сделано в образе Бога, Михаил заставил (нас)
поклоняться тебе как виду Бога; и Бог сказал: «Вот — Адам. Я сделал его в нашем образе и
подобии»
Гийом Гифс. Статуя
Люцифера-гений зла
И Михаил вышел и призывал всех ангелов говоря: «Поклоняйтесь образу Бога, поскольку
Бог так приказал». И сам Михаил поклонился сначала; тогда он призвал меня и сказал:
«Поклонись образу Бога».
И я ответил: «Мне незачем поклоняться Адаму». И Михаил продолжал убеждать меня,
чтобы поклонился, я же сказал ему: «Почему ты убеждаешь меня? Я не буду поклоняться
низшему и младшему (более молодому) чем я. Я — старше его в Создании, прежде чем он
был создан, я уже был. Это его обязанность поклоняться мне».
Апокриф «Житие Адама и Евы»

9.

В самом тексте Библии содержится всего около двух упоминаний об этом событии, одно
продолжает другое.
Так в Ветхом завете пророк Исайя говорит:
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! <…> А говорил в сердце своем:«Взойду на
небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горев сонме богов на краю
севера. Взойду на высоты облачные, буду подобенВсевышнему»
А в книгах Нового завета, в Откровении Иоанна Богослова продолжается:
«И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона,и
дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось ужедля них
места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый
диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен наземлю, и ангелы
его низвержены с ним».
Так на основе этих двух фрагментов создаётся две наиболее популярные версии о падении Сатаны.
Их можно условно разделить на северную и южную, обратившись к апокрифической книжности,
прежде всего – книгам Палеи.

10.

Северые версии рассказа о вражде Бога и Сатаны:
«Житие Андрея Юродвого»: «Ведь Самаил – это Сатана, сброшенный с небес не
потому, что не поклонялся Адаму, как поняли некоторые, рассказывающие сказки
(потому что человек еще не был создан), но из-за того он был низвергнут, что
замыслил установить свой трон на облаках и быть подобным Всевышнему – так он
позавидовал славе Господа. И поэтому сбросил его Господь сверху вниз со всей его
ратью, с которой он задумал это».

11.

Новгородские апокрифы
Бог создал весь свет – небо,землю, ангелов, животных и человека, которого поставил царём над всеми животными в
раю. Недовольный этим Сатанаил украл у Бога знаки божественного достоинства – боготканые одежды, венцы,
скипетр и украшения, переманил на свою сторону много ангелов, сошёл с небес, создал свое небо, солнце, месяц,
звезды и сел на свой престол, окружённый слугами. Бог, призвав архангела Михаила, посылает его вернуть
украденные Сатаной одежды и научает архангела хитростью войти в доверие к Сатане – сказать, что решил
присоединиться к нему. Далее сообщается, как Бог, после сошествия архангела вниз к Сатане, выпускает свое солнце,
чтобы сжечь землю и даже горы на семь локтей в глубину и наполовину высушить море над головой же архангела
Михаила Бог опустил прохладное облачко. Спасаясь от палящего солнца, Сатана и архангел Михаил спустились к
одному глубокому озеру, и архангел уговорил Сатану искупаться первым. Далее мы находим мотив похищения у
Сатаны ценного предмета: Сатана положил скипетр, снял с себя боготканые одежды, которые взял с небес, и отдал
Михаилу. Покупался Сатана немного и вышел из воды, чтобы посмотреть, не украл ли архангел его вещи.
Убедившись, что архангел не обманул, Сатана оставил свою подозрительность и нырнул глубоко, до самого дна озера.
Тогда Михаил и вознесся на небо. Когда Сатана вынырнул и услышал, как ангелы поют на небесах, то бросился
догонять архангела. Настиг его на третьем небе, схватил за ступню левой ноги, чтобы отнять одежды и венец, но
архангел ударил мечом антихриста, и тот упал вниз в пропасть без крыльев. Когда же архангел попросил Бога
позволить ему довершить дело и уничтожить богопротивника, Бог не разрешил ему этого сделать и сказал, что
Сатана должен царствовать до скончания века, чтобы мучить род человеческий
знаки божественного достоинства

12.

Новгородские апокрифы
Бог создал весь свет – небо,землю, ангелов, животных и человека, которого поставил царём над всеми животными в
раю. Недовольный этим Сатанаил украл у Бога знаки божественного достоинства – боготканые одежды, венцы,
скипетр и украшения, переманил на свою сторону много ангелов, сошёл с небес, создал свое небо, солнце, месяц,
звезды и сел на свой престол, окружённый слугами. Бог, призвав архангела Михаила, посылает его вернуть
украденные Сатаной одежды и научает архангела хитростью войти в доверие к Сатане – сказать, что решил
присоединиться к нему. Далее сообщается, как Бог, после сошествия архангела вниз к Сатане, выпускает свое солнце,
чтобы сжечь землю и даже горы на семь локтей в глубину и наполовину высушить море над головой же архангела
Михаила Бог опустил прохладное облачко. Спасаясь от палящего солнца, Сатана и архангел Михаил спустились к
одному глубокому озеру, и архангел уговорил Сатану искупаться первым. Далее мы находим мотив похищения у
Сатаны ценного предмета: Сатана положил скипетр, снял с себя боготканые одежды, которые взял с небес, и отдал
Михаилу. Покупался Сатана немного и вышел из воды, чтобы посмотреть, не украл ли архангел его вещи.
Убедившись, что архангел не обманул, Сатана оставил свою подозрительность и нырнул глубоко, до самого дна озера.
Тогда Михаил и вознесся на небо. Когда Сатана вынырнул и услышал, как ангелы поют на небесах, то бросился
догонять архангела. Настиг его на третьем небе, схватил за ступню левой ноги, чтобы отнять одежды и венец, но
архангел ударил мечом антихриста, и тот упал вниз в пропасть без крыльев. Когда же архангел попросил Бога
позволить ему довершить дело и уничтожить богопротивника, Бог не разрешил ему этого сделать и сказал, что
Сатана должен царствовать до скончания века, чтобы мучить род человеческий

13.

Тексты южной версии сюжета о свержении Сатаны и его ангелов с небес рассказывают о
небесной войне: Сатана с воинством пытается свергнуть Бога с небес и завладеть его
престолом; при этом отмечается присутствие мотива «гора/башня»: черт задумал «со
своими» взобраться на небо, прогнать Бога и самому там поселиться – они поднимаются
на высокую гору или строят высокую башню, чтобы оттуда достичь неба. Для южных
текстов характерен также мотив возникновения вражды между Богом и Сатаной из-за
различного рода вредительства Сатаны, например, во время создания человека он мажет
«творение» грязью1. Сатану с небес стряхивает при помощи перуна, грома или сотрясения
небес Бог, громовик Илья или архангел Гавриил, почти не сообщая подробностей.
Еще одна популярная версия увязывала
падение Люцифера с завистью человеку –
следовательно, отвержение сатаны от
ангелов произошло уже после шестого дня
творения. Самый распространенный здесь
мотив – дьявол отказался поклониться
Адаму2.
1. «О сотврении Богом Адама» 2. «Житие Адама и Евы» латинская версия»

14.

Одна история сильно рознится с другой,
складывается ощущение, что говорится в
этих апокрифах о двух разных личностях
Существовала ДО
людей и соперничала с
Богом
Отказалась склонять
голову перед
человеком, чем
пошла против воли
Бога

15.

Пункт второй - Имя
???
Сатана
"Сатана" - еврейский термин, в
переводе "противник". В Ветхом
Завете «Сатана» – имя
нарицательное, обозначающее
того, кто просто препятствует и
мешает.
В качестве имени
определённого ангела впервые
появляется в книге пророка
Захарии, где Сатана (Сатанаил)
выступает обвинителем на
небесном суде. Вообще же,
«Сатана», «Дьявол» – это по своей
сути не имена, а описания.
Люцифер
Люцифер (лат. (lucis) свет + ferre нести). В римской
мифологии олицетворял утреннюю звезду Венеру,
но стал восприниматься как Сатана – небесное и
земное воплощение зла (IV–V веков н.э).
Он не противник, а соперник, наделённый
чисто человеческим сознанием,
претендующий на престол Всевышнего.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о
землю, попиравший народы. А говорил в сердце
своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих
вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов,
на краю севера; взойду на высоты облачные, буду
подобен Всевышнему».
Вельзевул
Сатана + Гадес (Аид).
В апокрифическом «Евангелии
Никодима» это имена одного
персонажа – дьявола, но на некоторых
иконах «Сошествия во ад» произошло
своеобразное удвоение, и появились
две почти идентичные демонические
фигуры. В подписях они могли
именоваться «Сатаной» и
«Вельзевулом». Далее, благодаря
апокрифам, с одной стороны Дьявол
получил ещё одно наименование, с
другой - приспешника.

16.

Ярославская икона
«Сошествие во ад»
Сатана
Вельзевул

17.

18.

Пункт 3 - облик
«Аз же видех его черна и хвост у него бяше,
уста же ему дебела страшна зело»
фреска Страшного суда в церкви Спаса на Нередице
Прятал Дьявол свой образ, постоянно сменяя
обличие: «...пришел к Еве, как ангел светел,
слезы роняя по земле, и сказал...»1 , а к Никитебесогону явился в виде старца.
«Искушение Христа на горе»
Дуччо ди Буонинсенья
1. «Об Адаме и Еве»

19.

Змей или нет?
В апокрифичном дополнении к «Апокаллипсису Моисея» Дьявол не перевополощался в змея, а
пришел к этому зверю и молвил ему: «Встань и прибудь ко мне, и я скажу тебе как ты можешь
получить взыск» И он встал и прибыл к нему. И дьявол говорит ему: «Я слышал, что ты умнее
других зверей, и я пришел, чтобы дать тебе совет. Почему ты ешь из плевел Адама а не в раю?
Давай дадим Богу повод изгнать Адама из рая, так как, я был изгнан из-за Адама». Змей говорит к
нему: «Я боюсь что Бог разгневается на меня». Дьявол же говорит к нему: «Не бойся, только стань
моим сосудом и я буду говорить слова через твои уста, чтобы обольстить его». Аналогично и при
искушении Евы Дьявол, вероятно, говорил устами змея, но не перевоплощался в него.
Уже ближе к 17 веку получает распространение изображение
Дьявола как обладателя человеческих черт, как падшего, но
красивого ангела
Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация
Гюстава Доре

20.

Итоги:
О Дьяволе в Библии сказано очень немного, обозначается лишь факт его свержения
и дальнейших действиях против рода человеческого, поэтому все те представления о
нем, которые мы имеем основаны преимущественно на апокрифах.
В результате нашей исследовательской работы мы:
1. Узнали несколько основных легенд о свержении/падении Сатаны и
сопоставили их с апокрифичными
2. Разграничили наложенные друг на друга понятия Сатана, Люцифер и
Вельзевул: изначально зло, которое противопоставлялось божественному добру не
имело чёткого образа, часто просто персонифицируясь по воле рассказчика в роли
Сатаны - «противника». Со временем в этот образ оказался слит с образом
Люцифера, ангела, несущего свет, отказавшегося признавать величие человека и
пожелавшего возвысится над Богом.
3. Проследили тенденцию изображения Дьявола: антропоморфный настоящий облик увидеть нельзя, постоянно сменяет личины, предстает в образе
старца - романтизированный образ падшего ангела

21.

Список используемой литературы и ссылки на дополнительные
источники:
Антонов Д. И. , диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук 2019«ДЕМОНОЛОГИЯ В
ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ МОСКОВСКОЙ РУСИ», МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУ ВО «Российский
государственный гуманитарный университет», дата обращения 18.12.2020, ссылка:
http://www2.rsuh.ru/binary/object_10.1559209424.96739.pdf
Кузнецова В.С. Институт филологии СО РАН, Новосибирск «Легенды о свержении Сатаны с небес:
мотивы славянской фольклорной Библии в рукописной книжности», ссылка
https://cyberleninka.ru/article/n/legendy-o-sverzhenii-satany-s-nebes-motivy-slavyanskoy-folklornoy-biblii-vrukopisnoy-knizhnosti/viewer, дата обращения 10.12.2020
Рафиг Манаф Новрузов и Гульнара Фикрет Новрузова, «Происхождение Сатаны
(модификация древних традиций)», STUDIA ORIENTALNE 2018, nr 2 (14)
ISSN 2299-1999, ссылка https://czasopisma.marszalek.com.pl/images/pliki/so/14/so1408.pdf , дата обращения
27.12.2020
«Сатана в апокифах», сайт-сборник апокрифов, в которых фигурирует Дьявол, ссылка
https://taboo.su/drugie-temy/religiya-i-sekty/80-satan/285-satana-v-apokrifakh.html, дата обращения 10.12.2020. Использованы
такие апокрифы как: «Житие Адама и Евы» латинская версия, «Житие Адама и Евы» славянская версия,
Палея Толковая, https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-tolkovaja/1, дата обращения 13.12.2020
«Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради», часть вопросы-ответы, ссылка
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitie-andreja-yurodivogo/, дата обращения 20.12.2020
English     Русский Правила