Похожие презентации:
Философский интуитивизм: Н.Лосский, С.Франк Иррационализм Л.Шестова
1. Философский интуитивизм: Н.Лосский, С.Франк Иррационализм Л.Шестова
2. Николай Онууфриевич Лосский
• русскиймыслитель,
представитель
русской
религиозной
философии, один
из основателей
направления
интуитивизма в
философии.
3.
ИнтуитивизмФранцузский
интуитивизм
Анри Бергсон
противопоставление
интеллекта и интуиции.
Интеллект – инструмент,
который оперирует
«мертвыми вещами»
Русский интуитивизм
Николай Онуфриевич
Лосский
интеллект и интуицию –
средства познания. Лосский
старался объединить их.
познанный объект требует непосредственного
сознания познающего субъекта и включается в
личность. Такой объект полагается в качестве
независимо существующим вне акта познания.
4. Лосский рассматривает 3 вида интуиции:
• Чувственная – созерцание,осуществляемого при участии
органов чувств
• Интеллектуальная
• Мистическая –
необъяснимые предчувствия
После Лосского развитие
интуитивизма в России продолжили
С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой.
5. Философская система
Сформировал иобъединил
Теорию познания
(гносеологию)
Теорию
нравственного
поведения
(этику)
Теорию бытия
(онтологию)
6. Фундаментальные труды
• «Ценность и бытие»• «Чувственная, интеллектуальная и
мистическая интуиция»
• «Бог и мировое зло»
• «Условия абсолютного добра»
7. Учение о бытии
Учение о бытии – конструкция, состоящая из «единиц бытия» «субстанционных деятелей»творит Бог
Бытие состоит
из иерархии
данных
единиц
«единиц бытия» «субстанционных деятелей»
первоначально они неопределены,
но обладают творческой силой.
они формируют все виды жизни
8. «Из рук Божьих, тварь выходит лишь как потенция личности, но еще не действительная личность»
• Эта система называется «иерархическийперсонализм»
• Залог непреходящей и неуничтожимой
множественности бытия – субстанционные
деятели. Это обоснование принципа
плюрализма
• Единицы бытия служат для
санкционирования творческой динамики
человека
9.
Человексамостоятельно
определяет свою
судьбу.
Интуиция выявляет знанием
определённый элемент бытия.
Сама интуиция так же является
элементом объединения
субстанционных деятелей через
мировое единство.
Чувственные, идеальные и
мистические составляющие
бытия проявляются благодаря
одноименным видам
интуиции.
Центр мироздания
Человек
«Личность есть центральный
онтологический элемент
мира»
10. Моральная концепция
Основа личности – воляУстойчивое
начало
Идеальное
начало
Творческое начало
продолжение творческого дела Бога
Свободная воля является ориентиром на всём
человеческом пути жизни. Человек является
свободным, независим от окружающей среды и своего
прошлого и даже от Бога (так пожелал того Бог)
11.
12. Иррационализм Шестова
13. Лев Исаакович Шестов
• российскийфилософэкзистенциалист и
эссеист.
14.
Задача философии по Шестову – «научитьчеловека жить в неизвестности».
Он считал, что человек более всего боится неизвестности и
прячется от нее за различными догмами. Философия
должна не успокаивать, а смущать людей.
Она необходима человеку для того, чтобы найти ответы на
«проклятые вопросы»: вопросы смысла жизни, сущности смерти,
бытия Бога и бытия с Богом, «в чем мое предназначение?»,
«какова моя судьба?» и т.д.
Л.И. Шестов
не может быть
ничего ясного и
понятного
Все загадочно и
таинственно в
мире
Система
в жизни все ясно и
понятно
15. Реальность непостижимого
• Против традиционной философии.• Существует только одна реальность — реальность
непостижимого, абсурдного, иррационального, не
вмещающегося в разум и знание, противоречащего
им, восстающего против логики, против всего, что
составляет привычный мир.
• Наш мир идеализирован нами, а потому
представления о нем ложны и обманчивы. Эти
иллюзии кажутся нам прочными и устойчивыми. Но
в любой момент может всплыть непредвиденная
реальность. Поскольку созданная нами реальность
является иллюзорной, то вновь возникшая
реальность может привести к катастрофе привычную
жизнь.
16.
Истины разумаШестов отрицал
Разум не дает человеку
примирения с
действительностью
Разум ничего не
знает о смерти
Разум пытается успокоить человека, но лишь
путем обмана, увода его от действительности.
Человек предпочитает «надежность» разума таинственной и
парадоксальной свободе веры.
«Людям нужен не Бог, а гарантии. Кто в состоянии создать иллюзию
этих гарантий, тот и станет для них Богом».
17.
• Вся история философии — это историяискания истины.
• Подлинная истина не выводима с помощью
логики и, следовательно, противоположна
истинам науки и человеческой морали.
• Истина не принадлежит миру, она надмирна,
сродни чуду и находится по ту сторону
разума. Истина есть Бог. Чудо и загадочность
— основополагающие качества бытия, а
всякое бытие уже является чудом.
18. Экзистенциальная философия Шестова
Жизнь — это творчество,непредсказуемость и свобода.
Жизнь — это чудо,
предоставляющее неограниченные
возможности.
«Живое» — это истинная,
настоящая реальность, все, что
противоположно покою.
Смерть имеет прямое отношение к
человеческому существованию. Она
необходима для «оживления»
жизни, потому что «чтоб был
великий восторг, нужен великий
ужас».
19.
Одна из основных черт индивидуального человеческогосуществования – непостоянство. Именно с ним связаны
понятия подлинной жизни и свободы. Они позволяют
человеку восставать против обыденности и необходимости,
допускают его творчество. Только в этом случае человек понастоящему и начинается.