«Говорящие» фамилии в русской драматургии XIX века.
«Имена и фамилии играют важную роль в понимании произведения и потому должны тщательно изучаться…» В.В. Виноградов
Актуальность работы
Что же такое фамилия и «говорящие» фамилии?
Происхождение фамилий
Выводы:
Классификация происхождения «говорящих» имён и фамилий:
Классификация происхождения «говорящих» имён и фамилий:
Классификация происхождения «говорящих» имён и фамилий:
Заключение
Благодарю за внимание!
709.94K
Категория: ЛитератураЛитература

Говорящие фамилии в русской драматургии XIX века

1. «Говорящие» фамилии в русской драматургии XIX века.

2. «Имена и фамилии играют важную роль в понимании произведения и потому должны тщательно изучаться…» В.В. Виноградов

3. Актуальность работы

Если раньше люди получали фамилии
по роду деятельности, внешним
характеристикам, качествам
характера, то теперь фамилии
передаются от родителей, при
вступлении в брак, поэтому мы не
можем судить о человеке только по
его фамилии или имени. Чтобы у
людей сложилось мнение друг о
друге, им нужно поговорить,
посмотреть, как они ведут себя в той
или иной ситуации и т.д.

4.

Предмет исследования – «говорящие»
фамилии как одна из главных
характеристик персонажа.
Гипотеза. Мы предполагаем, что,
проанализировав «говорящие»
фамилии, мы составим
классификацию происхождения
фамилий в пьесах классиков.

5.

Для достижения цели были поставлены
следующие задачи:
изучить научную литературу по теме
исследования;
дать определение понятию
«говорящие» фамилии;
изучить историю происхождения
фамилий;
составить классификацию
«говорящих» фамилий.

6. Что же такое фамилия и «говорящие» фамилии?

Фамилия – передаваемое по наследству
именование человека, добавляемое к
личному имени для указания на
принадлежность к определенной семье.
«Говорящие» фамилии в литературе – это
фамилии, являющиеся частью
характеристики персонажа
художественного произведения,
подчёркивающие наиболее яркую черту
характера персонажа.

7. Происхождение фамилий

Фамилии пришли к нам из Европы, привез и
внедрил их всем известный русский царь
Петр I. Впрочем, на Руси до этого был свой
элемент имени, стоявший на месте
фамилии и частично выполнявший ее роль, прозвание или прозвище. Так же эту часть
имени могли называть "навище" или "рекло".
При царской переписи населения каждого
человека записывали не только по имени,
данному при крещении, но и дополняли
прозвищем. Так же как в последней
переписи населения современных людей
переписывали по фамилии, имени и
отчеству. Но прозвище каждого отдельного
индивидуума не было общей чертой семьи,
зачастую каждый член семьи имел свое
прозвище.

8.

К XVII веку окончательно
сформировались фамилии
дворянства. Слой дворянства на Руси
составляли в основном люди,
приехавшие в страну из зарубежа,
поэтому зачастую дворяне имели
фамилии иностранного
происхождения.

9.

К XIX веку стали обзаводиться
фамилиями и представители русского
духовенства. Они получали фамилии
типа Дьяконов, Звонарев, Молитвин,
Попов и другие, напрямую связанные с
понятиями церковной службы. В среде
духовенства также много искусственных
фамилий, полученных путем различных
морфологических преобразований из
слов не только русского, но и латинского,
церковнославянского, греческого
происхождения. В основу многих
фамилий также вошли названия
церковных праздников и церквей.
Например, Троицкий, Богоявленский,
Успенский и другие.

10.

Крестьянское население страны –
самое многочисленное сословие
России – были практически
бесфамильными чуть ли не до начала
XX века. Некоторые представители
получили свою фамилию лишь в 30х
годах XX столетия.

11. Выводы:

История происхождения фамилий на
Руси затрагивает около шести веков.
Сначала фамилии получали
представители общества. Раньше по
фамилии можно было судить о роде
деятельности человека, а теперь они
даются по фамилии родителей.

12.

Выводы:
oД. И. Фонвизин
стал
родоначальником
русской комедии.
oВпервые
выявилось
демоническое
начала сарказма и
негодования.
oЯвлялся самым
интересным
писателем первых
периодов нашей
литературы.

13.

Выводы:
oА. С. Грибоедов
написал не одно
увлекательное и
интересное
произведение.
oВсе, за что он ни
брался, у него хорошо
получалось.
oПолностью отказался
от романтизма. По
душе был реализм.
oРушил
представление о
классической комедии
и писал, так как
считал нужным,
никого не слушая.

14.

Выводы:
oТворчество Н. В.
Гоголя развивалось
от романтизма к
реализму.
o В своих пьесах
Гоголь изобразил
современное ему
русское
чиновничество.

15.

Выводы:
o Пьесы А. Н.
Островского
отличаются
многогранностью
своей тематики. Все
это связано с
эволюцией его
взглядов на
общественнополитическое
положение России.
o Начинал творческий
путь с сатиры.

16.

Выводы:
o А. П. Чехов был
лучшим рассказчиком
в русской и мировой
литературе.
великим писателемдраматургом.
o Как в прозе, так и в
драматургии Чехов
явился новатором.
o В его пьесах редко
разыгрываются бурные
события.

17. Классификация происхождения «говорящих» имён и фамилий:

1. По черте характера (Скотинин,
Простаков, Правдин, Стародум,
Вральман, Хлёстова, Скалозуб,
Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Добчинский,
Бобчинский, Уховертов, Земляника,
Держиморда, Пуговицын, Тихон,
Дикой)
2. По внешниему признаку (Милон,
Молчалин, Тугоуховские, Свистунов)

18. Классификация происхождения «говорящих» имён и фамилий:

3. Профессия (Кутейкин, Цыфиркин)
4. Прототипы (Чацкий, Кулигин, Ваня
Кудряш)
5. Прозвища (Кабанова, Раневская,
Симеон-Пищик)
6. Значение имени (Катерина,
Варвара, Софья)

19. Классификация происхождения «говорящих» имён и фамилий:

7. Происхождение от других языков
(Митрофан, Фамусов, Репетилов,
Сквозник-Дмухановский, Шпекин,
Гибнер)

20. Заключение

Исходя из фамилий персонажей «Недоросля» Д.И. Фонвизина можно легко
отнести либо к положительным (Стародум, Правдин), либо к отрицательным
героям (Простаков, Скотинин), что типично для классицизма.
Находим влияние классицизма на типы «говорящих» фамилий: фамилии,
сообщающие об одной важной черте героя (Фамусов, Тугоуховский,
Молчалин), оценивающие фамилии (Скалозуб), ассоциативные (Чацкий).
Однако отмечается осложнение понимания характера. Такие фамилии, как
Молчалин, становятся нарицательными.
В творчестве Н.В. Гоголя «говорящие» фамилии получили дальнейшее
развитие, стали еще значимее, начали приобретать пародийное звучание.
В пьесах А.Н. Островского «говорящие» фамилии настолько точны и
значительны, что впору говорить о виртуозном владении драматургом этим
приемом.
Творчество А.П. Чехова в высочайшей мере отвечало его эпохе, самой
потребности людей постигать жизнь, быть причастными к ходу истории,
искать разумной цели существования, средств изменения “нескладной”
жизни и путей к будущему. Этим он особенно близок и нашим
современникам.
«Говорящие» фамилии подчинены главной цели – наиболее удачному
выражению художественного содержания произведения. Посредством
«говорящих» имен писатели выражают субъективное отношение к
создаваемому персонажу, изображаемым характерам, типам личности.
English     Русский Правила