Похожие презентации:
Аниматизм в российской антропологической школе и когнитивном религиоведении
1.
Аниматизм в российской антропологической школе икогнитивном религиоведении¹.
1 - Доклад подготовлен в рамках проекта «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте».
Грант РНФ 14-18-03771.
Горевой Д.А.
КНУ им. Т. Шевченко (Киев, Украина)
РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОНД
ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ
Прорыв вперед или поворот назад?
«Все новое – это хорошо забытое старое»
Когнитивное религиоведение возникнув как некая реакция на неудовлетворенность результатами существующих религиоведческих, прежде всего
феноменологической и герменевтической, возвращается с проблематике конца XIX – начала ХХ века [14]. На повестке дня вновь стоят вопросы о
происхождении религии, минимуме ее определения, этапах ее развития. Натуралистическое объяснение религии и ее происхождения подкреплены теперь
методами естественных наук. В своих исследованиях религиоведы-когнитивисты используют наработки эволюционной и когнитивной психологии, когнитивной
лингвистики, нейрофизиологии.
В данном докладе мы наметим основные параллели между российской антропологической школой религиоведения и когнитивным религиоведением, а также
попытаемся понять, чем является когнитивное религиоведение: прорывом в истории науки о религии, или же возвращение к старым проблемам?
Российская антропологическая
школа
Российская антропологическая школа – одно из основных направлений в истории
российского религиоведения. Основные направления исследований – изучение
первобытной религии, исследование т.н. «низших религий». Основной упор в
исследованиях уделялся полевой работе. В основном представлено этнографами и
антропологами.
Л.Я. Штернберг:
1. Дуализм души и тела.
2. «Оживотворение» природы
(Аниматизм).
3. «Открытие» существования
духов.
Мотив – поиск причинности,
особенно важный в борьбе
за существование [15].
В.Г. Богораз:
1. «Оживотворение» природы
(Аниматизм).
2. «Олицетворение» природы
(Антропоморфизм и ззоморфизм).
3. «Одухотворение» природы
(Анимизм) [9].
В.Н. Харузина:
Анимизм – представление о том,
что вся природа одушевлена.
Е.Г. Кагаров:
1. «Оживотворение» природы
(Аниматизм).
2. Представление о некой
невидимой силе (Динамизм).
3. Персонификация природы
(Анимизм).
Мотив – «Стремление к истине и
вечная жажда причинности»[10].
Анимизм тесно связан с
механизмом персонификации.
Анимизм не является источником
религиозного чувства [13].
Тезаурус
АНИМАТИЗМ — представление о безличной
силе, действующей в природе и оказывающей
влияние на жизнь людей, характерное явление
для ранних форм религии. По всей видимости,
аниматизм является одной из первых попыток
целостного осмысления мира. В разнообразных
трансформациях он присущ религиям всех
континентов и всех стадий в истории религии.
АНИМИЗМ — вера в души и духов. В
научный оборот в этом значении термин
«анимизм»
был
введен
английским
антропологом Э. Тайлором для описания
первобытных религиозных верований.
АНТРОПОМОРФИЗМ — 1) перенесение на
животных, предметы и явления природы
присущих человеку качеств и свойств;
2) представление о богах как подобиях
человека.
Религиоведческий словарь //
Классики мирового религиоведения
Когнитивное религиоведение
Когнитивное религиоведение – раздел религиоведения, изучающий формирование
религиозных верований в связи с деятельностью структур сознания.
Формируется на стыке когнитивной и эволюционной психологии, а также
когнитивной лингвистики. Возникает в конце ХХ в. Рассматривает круг
вопросов: представления детей о сверхъестественном, нейрофизиологические
основания религиозных практик, происхождение антропоморфных проекций,
возникновение религиозных репрезентаций.
С. Гартри:
Антропоморфизм возможен благодаря
HADD – Hypersensitive Agency Detection
Device.
HADD возникает в результате адаптации
человека к окружающему миру [6,7].
Дж. Барретт:
Антропоморфизм возможен благодаря
HADD – гиперчувствительной системе
обнаружения действующей силы.
2 уровня концептуализации объектов:
Базовый и Теологический [1,2,3].
П. Буайе:
Антропоморфизм как нарушения одной
из доменно-специфических областей:
1. Обыденная физика.
2. Обыденная биология.
3. Обыденная психология [4,5].
Итоги:
Вывод:
1. Возникновение религия рассматривается в следствии
«антропоморфной проекции».
Когнитивное религиоведение можно считать прорывом в
2. Развитие антропоморфизма происходит в результате
адаптации к окружающему миру.
не в постановке предмета и проблемного поля исследований.
3. Подчеркивается роль «необходимости» нарушения
интуитивных ожиданий, для лучшей передачи
репрезентаций.
4. Ставится проблема «Микки Мауса».
науке о религии, с оговоркой, что это прорыв в методологии, а
Однако, на сегодняшний день, пока еще рано говорить о
переводе религиоведения с гуманитарной колеи на рельсы
естественных наук.
5. В ответ на проблему «Микки Мауса» разрабатываются
критерии необходимые для поклонения агенту (П. Буайе,
Дж. Барретт, Л.Я. Штернберг).
Список использованной литературы:
1. Barrett J. L. Exploring the Natural Foundations of Religion // Trends in Cognitive Science. № 4. 2000. P. 29-34.
2. Barrett J.L. Why Santa Claus is Not a God // Journal of Cognition and Culture . № 8 (1-2). 2008. P. 149-161.
3. Barrett J.L., Keil. F.C. Conceptualizing a Nonnatural Entity: Anthropomorphism in God Concepts // Cognitive Psychology. №31. 1996. P. 219-224.
4. Boyer P. Religion Explain. The Evolutionary Origins of Religious Thought. 2001.
5. Boyer P. The Naturalness of Religious Ideas. University of California Press, 1994.
6. Guthrie S. A Cognitive Theory of Religion // Current Anthropology. Vol. 21. № 2. 1980. Р. 181–203.
7. Guthrie S. Faces in the Clouds: A New Theory of Religion. New York, 1993.
8. Анофриев И.С. Понятие «антропоморфизм» как основа «когнитивной теории религии» Стюарта Гатри // Дні науки філософського факультету – 2012. Ч. 4. 2012. С. 3-5.
9. Богораз В.Г. К вопросу о применении марксисткого метода к изучению этнографических явлений // Этнография. № 1-2. 1930. С. 4-56.
10.Кагаров Е.Г. Типичное развитие религиозно-мифологического творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 5. Харьков, 1913. С. 372-416.
11.Малевич Т.В. Когнитивные детерминанты «естественной религии» в концепции Джастина Барретта // Человек и религия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2013. С. 310-315.
12.Сергиенко Р.А. “Проблема Микки Мауса” и “Проблема Зевса” в современном когнитивном религиоведении // Вестник КемГУ. № 4. 2011. С. 236-241.
13. Харузина В.Н. Этнография. М., 1909-1914.
14.Шахнович М.М. Когнитивная наука и исследования религии // Государство, религия , Церковь в России и за рубежом. № 3. 2013. С. 32-63.
15.Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.